Педагогический проект на тему: Развитие логического мышления средствами математики

МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск
Педагогический проект

«Развитие логического мышления средствами математики»

Автор:
педагог дополнительного образования Солтарь Любовь Васильевна


Проект
«Развитие логического мышления средствами математики»

Сегодня неотъемлемым требованием успешного обучения ребенка в школе является его готовность к восприятию новых знаний и умению применить их на практике. На данном этапе модернизации образовательной системы в стране, в том числе и ветви дошкольного образование, большое внимание уделяется собственно качеству образования. Не секрет, что успешный ребенок – это ребенок, усвоивший основные способы получения новых знаний, а для этого, конечно, необходимо развитие логических приемов умственных действия. Поэтому на сегодняшний день, поиск способов и методов развития логического мышления у детей предшкольного возраста является одной из актуальных задач дошкольного образования.
Новизна состоит:
- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности). 2. Игры- путешествия во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами и числами
Проблемой в данном случае будет являться то, что уже в начальной школе значение компьютерной грамотности достаточно велико, одной из теоретических основ которой является логика. Развитие логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Исходя из выше сказанного, цель проекта следует обозначить, как развитие логического мышления, посредством игровой технологии, при использовании развивающих логическое мышление приемов на занятиях по математике.
В этом случае задачи проекта можно сформулировать следующим образом:
- Создать условия для развития мотивации к решению познавательных и творческих задач, а также к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- способствовать формированию и развитию простейших логических структур мышления и математических представлений;
- способствовать развитию стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной деятельности;
- Содействовать развитию коммуникативных способностей детей, а также формированию интереса к изучению математики.
Гипотеза: Если в процессе предшкольной подготовки ребенка на занятиях в дошкольном учреждении выстроить комплексную систему сопровождения развития логических приемов умственных действий ребенка, учитывая особенности ВВД данного возраста, то это позволит повысить качество математического развития дошкольников.
Этапы деятельности:
I этап – подготовительный
Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет ресурсов, подбор литературы, анализ ситуации, проведение входной диагностики, корректировка календарно-тематического планирования.
II этап – основной (внедренческий)
Создание полноценной развивающей среды, организация работы на занятиях математикой в системе развития логического мышления, сбор информации и систематизация ее по видам деятельности (составление картотек, методичек и пр.)
На данном этапе выстраивается система работы по развитию логико-математических представлений старших дошкольников, предусматривающая плодотворное взаимодействие педагога, родителей, специалистов ДОУ. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на формирование и развитие логических приемов мышления и математических способностей.
III этап – итоговый
Анализ мониторинга математического развития.
Показ занятия для родителей и педагогов «Шагая по клавиатуре»
Разработка рекомендаций для родителей «А в вашем ребенке живет математический гений!»
Результативность:
Отслеживая результаты внедрения проекта на протяжении всей работы, а также проанализировав мониторинг математического развития можно сделать следующие выводы: использование системы работы по развитию логико-математических представлений и методики развивающего обучения позволило повысить математическую компетентность старших дошкольников. Также, одним из результатов работы, стало и то, что у обучающихся улучшилось восприятие окружающего мира и видения в нем пропорциональности, упорядоченности и гармоничности.
Систематическая работа по развитию логического мышления позволила активизировать мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
В ходе работы мы стремились к активизации интереса родителей к использованию логических игр и упражнений, что в свою очередь поспособствовало формированию активной родительской позиции.
Перспективы:
- обобщение опыта работы;
- презентация проекта;
- разработка методических рекомендаций для педагогов «Повышение качества и эффективности развития логико-математических представлений детей 7 года жизни;
- внедрение информационных технологий (компьютерных игр).
Реализация данного проекта рассчитана на период учебного года (с октября по май), обучающиеся – дети старшего дошкольного возраста.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Основной целью данного проекта является внедрение системы содержательно – логических задач на занятиях по математике, направленную на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память, мышление.
Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность творить, создавать что то новое(идеи), умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт. И на самом деле не столь уж и важно открыл ли ребенок что новое вообще, важно, чтобы он был способен открыть новое для себя – уже этот факт свидетельствует о способностях мыслить разносторонне. С развитием самостоятельности мышления у ребенка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.
Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимет психологические перегрузки в учении, сохранит здоровье ребенка.
Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательное слушание задания или информации к нему, позволит ребенку решить логическую или учебную задачу гораздо быстрее, с наименьшими усилиями. Поэтому большое значение следует уделять развитию произвольного внимания. Для этого в занятия следует включать специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Главной особенностью предлагаемого проекта является его направленность не только на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то, чтобы, используя математический материал проекта, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Надо помнить, что математика один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условие для повышение эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используется занимательные материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное положение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. в дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу, совершенствование математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр обучающиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
Вводная диагностика.
Цель: выявить первоначальный уровень логического мышления у детей.
Для изучения уровня развития логического мышления у дошкольников в сентябре 2014 учебного года было проведено диагностирование детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в процессе педагогического контроля зафиксировала в таблице №1. Использовала методику Н. Б. Венгера «Диагностика сформированности действий логического мышления» (Приложение №1).
По результатам входной диагностики сделала вывод о том, что у детей недостаточно развито логическое мышление: старшие дошкольники испытывают трудности при выполнении некоторых заданий связанных с мыслительной деятельностью.
Анализ поведения детей и их действий, а также типичных ошибок, допускаемых в работе, позволил наметить тот объём знаний и умений, который необходим для развития логических способностей у детей. (Приложение № 1).
На основе полученных результатов входной диагностики выявилась необходимость систематически включать в занятия по формированию элементарных математических представлений и в свободную деятельность дидактические игры математического содержания.
Корректирующая работа Цель: повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством дидактических игр математического содержания. Задачи:
Подобрать дидактические игры математического содержания для включения их в занятия по формированию элементарных математических представлений, в свободную и совместную деятельность;
Развивать у дошкольников способность анализировать, синтезировать, обобщать и др. приёмам мышления.
В начале работы по развитию у детей логического мышления составила картотеку математических игр, разработала циклограмму и перспективное планирование на учебный год.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в содружестве с родителями в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру - ведущую деятельность детей. В нём представлены: различные дидактические игры, занимательный материал, модели дней недели, частей суток.
В совместной деятельности детей и родителей, педагогов доп. образования и детей сделана подборка книг на развитие логического мышления у дошкольников.
Дизайн учебного класса: календарь природы, цифровой фриз, геометрическое панно, математическая игротека, которая состоит из нескольких видов математических игр.
В свободное, от занятий время я с детьми играю в сюжетно – ролевые игры, где дошкольники совершенствуют навыки операций с числами: сложение, вычитание. Помимо математических представлений в играх такого типа развиваются социальные навыки.
При отработке предметных действий с величинами (сравнение предметов путём наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и пр.) широко использую разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки.
В своей работе я широко использую дидактические игры и упражнения математического содержания. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможность применить имеющийся запас знаний. Они регулируют поведение дошкольников, их взаимоотношения.
Дидактические игры подбираю в соответствии с программными задачами по математике и условно делю на следующие группы: 1. Игры с цифрами
К первой группе дидактических игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Использую сказочные сюжеты при знакомстве детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счётной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней.
Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Что изменилось», «У кого столько же», «Исправь ошибку» ,« Кто быстрее найдёт.»,»Посчитай яблоки», Прятки», «Убираем цифры», «Назови соседей», дошкольники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие использую на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления
Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. .
Такое разнообразие дидактических игр математического содержания, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Для закрепления порядкового счета изготовила игру «В гости к Винни – Пуху».
Вторая группа дидактических игр - игры – путешествия во времени.
Такие как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Цветная неделя»,» Не ошибись», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят дидактические игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача как педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определить свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, я использую предметные игры с появлением какого - либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», «Ночью, когда в группе никого не было» - говорю детям, - к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Что изменилось»,»Бабочка», «Расскажи про свой узор», Ребёнок рассказывает как он расположил на ковре геометрические фигуры, в какой последовательности. Какая фигура расположилась в правом верхнем углу? И т. д. . «Встань там, где я скажу!», «Что где находится?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры.
В этих играх формируется умение определять положение предмета по отношению к другому, а также своё собственное местонахождение среди предметов..
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур я предлагаю узнать детям в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.). Обращаю внимание на элементы фигур: стороны, углы.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика», «Укрась ёлочку», «Самолёты» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как «Что лишнее?», «Чем отличаются?», «Мельница», «Назови фигуру» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
В старшем возрасте дети должны научиться, не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и по описанию, воспроизводить его по указанию педагога. Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще провожу в форме дидактической игры «Что изменилось?», «Найди такой же узор» и др
Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В работе с детьми всех возрастов использую игры, сущность которых заключается в составлении плоскостных фигур - силуэтов из геометрических фигур. Квадрат, прямоугольник или овал разрезаю по определённым правилам на несколько частей так, чтобы из них можно было сложить разнообразные сюжетные фигуры (игры типа «Стомахион», «Танграм», «Пентамимо» и др.).
Наиболее популярный из этих игр является «Танграм», которая представляет собой набор из семи геометрических фигур - частей квадрата. Игра очень проста и удобна в пользовании, изготовить её самостоятельно не представляет трудности. Эту интересную игру часто называют «Геометрическим конструктором» или «Головоломкой».
Игра «Танграм», как и многие другие математические игры, очень интересует детей, вызывает у них желание решить задачу (составить фигуру) самостоятельно. Игра требует гибкости мысли, находчивости, сообразительности. Использование других аналогичных игр даёт возможность рационально организовать досуг детей, их самостоятельную деятельность. Игры «Колумбово яйцо» или «Волшебный круг» также легко изготовить из плотного картона.
В своей практике я часто использую «Геометрическую мозаику». Её делаю из цветного картона. (Это небольшие геометрические фигуры; квадраты, треугольники, круги и т. д.). Их можно использовать в не ограниченном количестве в зависимости от задуманного или определённое число фигур (исходя из условий задачи). Такое, простое на первый взгляд, пособие, представляет огромные возможности для поисковой и экспериментально - исследовательской деятельности ребёнка. Освоение «Геометрической мозаики» начинаю постепенно, от простого к сложному. Предлагаю выполнить такие задания как:
-Отсчитайте два квадрата и сделайте одноэтажный дом.
-Отсчитайте четыре квадрата и сделайте двухэтажный дом.
- Посчитайте, сколько нужно отсчитать квадратов, чтобы сделать трёхэтажный дом.
Цель: научить изменять постройку путём увеличения количества деталей.
С помощью этой игры легко решаются задачи на классификацию предметов по разным признакам (цвет, форма, величина).
-сравнение предметов по длине и ширине, путем прикладывания, одного предмета к другому.
«Мозаика» как и «Танграм» предназначена для составления различных фигур на плоскости. Усложнение: учить детей объединять несколько предметов в один сюжет; строить логику рассказа в соответствии с сюжетом. (По окончании работы каждый ребёнок составляет рассказ по своей картине).
Выполняя действия со счетными палочками предлагаю старшим дошкольникам решать задачи на смекалку, составлять предметы из определённого количества палочек и т. д. В процессе таких практических действий ребята наглядно могут убедиться в правильности или ошибочности своего решения. В совместной деятельности и индивидуальной работе использую математические сказки, загадки, логические задачи, ребусы и головоломки.
В практической деятельности широко использую занятия интегрированного характера, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Мною разработаны и проведены интегрированные занятия «Зима- чародейка», «Путешествие на остров сказочной математики», конспекты занятий с использованием игрового материала .
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляю в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Проведение собраний в нетрадиционной форме;
- Организация совместных мероприятий.
Предлагаю задания для родителей с целью их привлечения к совместной деятельности с педагогами. Мною проведено родительское собрание на тему: «Знакомьтесь - мы старшие». На котором взрослым предложила деловую игру с целью показа, как можно способствовать развитию у детей логического мышления. По данной теме подобран материал для оформления папки- передвижки.
Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, я провела консультации: «Умственное развитие у детей», ««Дидактическая игра как средство логического мышления», «Законы логического мышления», тренинг для педагогов по развитию логического мышления.
Надо помнить, что математика - одна из наиболее трудных учебных предметов, а математические игры позволяют удерживать интерес к занятиям по элементарной математике. Поэтому с детьми старшего возраста я провожу математические досуги в форме «КВН», вечера «Загадок и отгадок» и т. д. Мною разработаны конспекты математического досуга «Колобок»; «Чудеса на осенней полянке»; «Веселые друзья».
Интерактивное, живое общение с ребёнком в аспекте диалога формирует привычку думать; идёт поиск ответа, действия, познание нового, необычного. Итоговая диагностика
Цель: выявить уровень развития логического мышления по завершению работы.
Для изучения уровня развития логического мышления у дошкольников в апреле 2015 учебного года было проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в процессе педагогического контроля зафиксировала в таблице №2. Использовала методику Н. Б. Венгера « Диагностика сформированности действий логического мышления» (Приложение №1)
Полученные данные контрольного эксперимента были подвергнуты количественной и качественной обработке, результаты представлены в приложении (Таблица №3) и составлена сравнительная таблица.
В результате проведённой диагностической работы выявила, что после системного использования дидактических игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень логического мышления у детей старшей группы значительно повысился.

Заключение
Проведенная повторно диагностика показала, что регулярное использование дидактических игр математического содержания направленное на развитие логического мышления, способствует развитию мыслительной деятельности у старших дошкольников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр аналогичного типа, построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.













Список литературы
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. Мозаика-Синтез. 2006 г.
Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. М.Эксмо,2005 г.
Волчкова В. Занимательный счет. Дошкольное воспитание. 1993г. №1. С. 45.
Грин Р., Ласкон В. Введение в мир числа. М.: Пелагогика, 1982 г.
Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических представлений. М., 1996г.
Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает?
Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М., 2005 г.
Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических у детей. –М. 1989 г.
Н. М. Крылова , «Детский сад- дом радости».
Леушина А.М. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л., 1990 г.
Метлина Л.С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). Дошкольное воспитание. 200 г. №9-10.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. М: Просвещение 1997 г.
Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб: Детство-Пресс., 2001 г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.
Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. М. Мозаика-Синтез.
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях., М: Мозаика – синтез, 2007 г.
Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5-6 лет., М. Мозаика-синтез, 2009 год.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.
Столяр Н.А. Давайте поиграем?







Приложение № 1 МЕТОДИКА «Диагностика уровня развития логического мышления: действия систематизации».
Н. Б. Венгер
МАТЕРИАЛ
Материал методики представляет собой тетрадь из 7 страниц с изображением на каждой из них одной и той же матрицы. Матрица состоит из 30 клеток. В верхнем ряду расположены 5 уменьшающихся треугольников, в нижней - 5 кругов. Левый столбец матрицы заполнен большими геометрическими фигурами. Это треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Справа - такие же геометрические фигуры самого маленького размера. Середина таблицы не заполнена. Под таблицей на каждой странице нарисованы две фигуры, которые следует разместить в пустых клетках. Каждая возможная фигура предлагается один раз. Порядок и сочетание фигур выбраны случайно. Первая страница тетради - обучающая. Для двух изображенных на ней фигур места в матрице уже отмечены.
ИНСТРУКЦИЯ К ПГОВЕДЕНИЮ. Перед каждым из детей кладется тетрадка, детям говорится: "Перед вами тетрадка, разделенная на клеточки. В этих клеточках живут фигурки, в одной клетке - одна фигурка. Когда-то во всех клеточках жили фигурки, но однажды подул ветер и сдул часть фигур из их домиков. Вам нужно помочь найти домики для фигур, которые нарисованы внизу страницы.
Давайте рассмотрим, как живут фигурки. В самом верху живут одни треугольники. Они стоят в домиках по порядку, ровно, вот так (взрослый проводит указкой вдоль ряда треугольников). Внизу живут круги, они тоже расположились в домах по порядку, вот так (проводит указкой). Слева в домах живут разные фигурки. Это вот такая фигурка - треугольник, вот такая (обводит), вот такая - квадрат, вот такая (обводит), вот такая (обводит), вот такая - круг. В пустые клеточки нужно поселить те фигурки, которые стоят внизу: от фигурки к ее домику-клеточке проведите дорожку а поставьте крестик. Фигурок внизу две, значит крестиков будет два, для каждой фигурки своя клеточка, свой домик. На первой странице крестики для фигурок уже проставлены. Найдите, какая; фигурка в каком из этих домиков живет и проведите дорожки от фигурок к их домикам. (После того, как дети выполнят задание, следует проверить правильность его выполнения и помочь исправить ошибки).
Теперь переверните страницу и отметьте домик в клеточке для фигурок, нарисованных внизу, проведя к ним дорожки. В клеточках поставьте крестики. Сделайте так на всех страницах.
Взрослый, проводящий обследование, должен обращать внимание на то, как работают дети. Если кто-то из детей отмечает на всех страницах одни и тс же клеточки, следует напомнить ему, что фигурки на всех страницах разные, и значит домики для них нужно найти свои.
После выполнения задания следует проверить, на каждой ля странице отмечено по две клеточки. Если их больше или меньше или есть пропущенные страницы, надо предложить ребенку вернуться к этой странице еще раз.
В процессе выполнения детьми задания не следует оценивать правильность их решений.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
За правильное решение начисляется 2 балла. За решение, при котором классификация (выбор формы) осуществлена верно, а допущена ошибка о сериации (определении размера) на одну позицию (фигура помещена в соседнюю клетку), начисляется 1 балл. Выполнение задания с ошибкой в классификации между близкими по форме фигурами (квадратом и трапецией, а также между пятиугольником и шестиугольником) при правильно выполненной сериации также оценивается в 1 балл. За все остальные выполнения начисляется 0 баллов.
Для оценки результатов может быть использована шкала оценок. Каждой из пустых клеток присваивается порядковый номер. Нумерация проводится по строчкам слева направо. Такой же номер получают и фигуры, которые следует разместить в соответствующих клетках. В шкале по горизонтали указан номер фигуры, по вертикала - номер клетки. В месте пересечения проставлена оценка (в баллах), начисляемая ребенку за тот или иной выбор каждой фигуры. Оценки ребенка по всем задачам суммируются. Максимальный балл - 24.
Фигуры, изображенные под таблицей на каждой странице, имеют следующие номера.
Страница 1 - 9,11 Страница 4 - 3,10 ;
Страница 2-1,8 Страница 5 - 5,6 Страница 3 - 2,12 Страница 6 - 7,4
№ клетки
Номер фигуры


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1
2
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0

2
1
2
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0

3
0
1
2
0
0
1
0
0
0
0
0
0

4
1
0
0
2
1
0
0
0
0
0
0
0

5
0
1
0
1
2
2
0
0
0
0
0
0

6
0
0
1
0
1
1
0
0
0
0
0
0

7
0
0
0
0
0
0
2
1
0
0
0
0

8
0
0
0
0
0
0
1
2
1
1
1
0

9
0
0
0
0
0
0
0
1
2
0
0
1

10
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
1
0

11
0
0
0
0
0
0
0
1
0
2
2
1

12
0
0
0
0
0
0
0
0
2
1
1
2


Таблица №1. Первичная диагностика уровня развития логического мышления дошкольников.

Имя
Номера страниц
Общий бал


1
2
3
4
5
6


Н
4
3
4
4
3
2
20

С
2
2
1
2
3
2
10

М
0
3
1
0
1
4
9

Ф
1
2
2
1
0
0
6

А
4
3
1
2
3
4
17

Таблица №2. Итоговая диагностика уровня развития логического мышления дошкольников.
Имя
Номера страниц
Общий бал


1
2
3
4
5
6


Н
4
3
1
4
4
3
22

С
4
4
4
2
4
4
22

М
2
3
4
4
1
4
18

Ф
4
3
3
4
3
2
19

А
4
4
4
4
3
4
23

Таблица №3. Сравнительная таблица уровня развития логического мышления дошкольников.
Имя
Первичная диагностика
Итоговая диагностика

Н
20
22

С
10
22

М
9
18

Ф
6
19

А
17
23

Информационные ресурсы
1. Комплексная программа «Детство» В. И. Логинова;
2. «Азбука логики» Л. Я. Береславский;
3. «Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;
4. «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет» В. Г. Гоголева;
5. «Логика и математика для дошкольников»Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая;
6. «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;
7. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;
8. «Я начинаю учиться (логическое мышление) Л. Вагурина, А. Кряжева;
9. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7лет» А. З. Зак.
10. http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
11. http://ipk.admin.tstu.ru Тамбовский институт повышения квалификации работников образования.
12. http:// www.fbr.ru Банк рефератов


Рисунок 1Описание: http://nenuda.ru/nuda/118/117881/117881_html_m2f9b0bd7.jpgРисунок 2Описание: http://nenuda.ru/nuda/118/117881/117881_html_m2e578c55.jpg Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515