Преодоление клипового восприятия мира учениками на уроках литературы
Преодоление клипового восприятия мираучениками на уроках литературыгиперсылка Необходимость погружения в мир духовно-нравственных понятий.Формирование понятийного мышления«Клиповое восприятие»информации без осмысления Клиповое мышление от Сlip (англ.) «стрижка; быстрота, нарезка» Тип мышления, при котором человек мыслит не понятиями, а ситуациями, картинками и эмоциями (Фрумкин К.Г., Фельдман) Информация Мысль Поверхностное осознание нравственных ценностей Ценностные ориентиры Большая скорость и объем восприятия • Потребность в обновлении Образ Создание учебной ситуации или проблемной ситуации:Диалог подводящий Диалог побуждающий «Технология проблемного обучения» Е. Мельниковой Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы «Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально»Дж. Гилфорд Кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания» Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения,в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых научных выводов. Технология проблемного диалогаЦель: обучить самостоятельному решению проблем. Традиционный урокПроверка д/з учеников учителем2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителеми формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками. Виды диалогов: Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление.+ Максимально близок к жизненным ситуациям.- Ученики могут увести в сторону от темы.- Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалогЦепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем+ Развивает логическое мышление.+ Просчитывается по времени.+ Ведет к нужному результату коротким путем.- В меньшей степени развивает творчество и инициативу. вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Приемы создания проблемных ситуаций «творческое усвоение знаний» Спросил Открыл Создал Школьники: «Уроки по технологии проблемного обучения- это уроки жизни. Они намного интереснее, чем те, когда учитель просто пишет на доске, а мы зазубриваем правила. На уроках проблемно- диалогических в нас просыпается настоящий азарт. Мы сами находим решение, понимаем его. Это легче» «Вы нас научили добиваться цели, слушать друг друга, слышать друг друга. А это очень важно в современном мире» Какие результаты приносит технология? «Дети- полноценные участники образовательного процесса. Свободно выражают своё мнение. Самостоятельно, при зорком наблюдении учителя, решают задачи. Это и есть учение с увлечением» «На традиционном уроке большинство школьников чувствуют себя скованно, напряженно, неуверенно. Здесь же работают на интересе, радуются своим открытиям, поэтому эту технологию можно считать ещё и здоровьесберегающей технологией» «Интерес к текущему уроку переходит в интерес к обучению вообще. Дети учатся не ради пятёрок и наград, а ради того, что им интересно. Они готовы к новому. Дети не замечают, как промчался урок» Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Теперь я могу…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось… Рефлексия Рефлексия(использовать цветные квадраты личного участия ) красный квадрат – «ярко, нестандартно, личностно», зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,серый квадрат – «никак, вяло, банально». использовать цветные квадраты личного участия «Когда вы слушаете, вы забываете,Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь»