ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


УДК 37.02
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Алексеева Галина ВасильевнаКОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»учитель математики
АннотацияСтатья из личного опыта работы в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для детей с особыми образовательными потребностями. Приемы и методы работы на уроках математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Дети с особыми образовательными потребностями, личностно-ориентированный подход,приемы и методы обучения, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья
STUDENT-CENTERED TEACHING OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AT MATHEMATICS LESSONS
Alekseeva Galina VasilevnaSemiluki centre of psycho-pedagogical, medical and social assistanceteacher of mathematics
AbstractArticle from personal experience at the Center for psychological-pedagogical, medical and social assistance for children with special educational needs. Techniques and working methods in math with children with disabilities.
Keywords: children with special educational needs, student-centered approach, students with disabilities, techniques and methods
Библиографическая ссылка на статью:Алексеева Г.В. Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ на уроках математики // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5910 (дата обращения: 19.11.2016).
«Закон об образовании в РФ» отражает основные цели инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В отечественной системе образования разрабатываются вариативные модели обучения на базе медико-социальных центров, школьных служб поддержки и сопровождения,  центров психолого-педагогического консультирования, служб  доверия и других. Приоритетным направлением деятельности по реализации права на образование детей с различными отклонениями и задержками в развитии   является создание вариативных условий с учетом их психофизических особенностей в общеобразовательной среде. Уделяется немало внимания проблемам  таких детей с особыми образовательными потребностями, которые наряду с другими учащимися, должны получить  школьные знания в полном объеме.
В  нормативных документах последнего времени, регулирующих учебный процесс в школе, акцентируется  идея обучения математике как средства социализации учащихся в  обществе и развития их личности. В процессе обучения  математике ребенок должен  научиться  выполнять  расчеты, пользоваться вычислительными приборами,  овладеть  практическими приемами геометрических  измерений, понимать   смысл графиков, таблиц, диаграмм. Математика  формирует алгоритмичность, при  решении  задач развивается  творческое и абстрактное мышление, что также стимулирует развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Однако 30 лет работы в санаторной школе-интернате, которая недавно была преобразована в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,  я убедилась, что многие учащиеся нуждаются в особых  подходах при подаче материала на уроках математики. Это связано, в первую очередь, с особенностями развития учеников, поступающих к нам на учебу и лечение. Это дети, нуждающиеся в воспитательной и педагогической коррекции, из социально-неблагополучных, неполных семей, с определенными отклонениями в развитии, зачастую не владеющие  базовыми  учебными навыками.
В этом контексте  актуальным является применение  личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики. Прежде всего, приходится перестраивать сам процесс обучения, делая упор на сохранении (восстановлении)  психологического и физического здоровья ребенка, т.е. контроль  психофизиологического состояния, учет  темперамента, настроя, работоспособности, медицинских рекомендаций на всех этапах урока.
С учетом вышеперечисленного далее необходимо создание разноуровневых задач и примеров, тактическое деление классов на группы по уровню восприятия получаемой информации, применение нетрадиционных форм  ведения урока (игровые формы обучения, театрализованные уроки – в младших классах, уроки-викторины, «брейн-ринги», проекты – в старших классах), разнообразие видов заданий (традиционные  задачи,  задачи с опорными таблицами, тесты, математические диктанты), своевременная смена типа заданий (письменные, устные,  индивидуальные, групповые, фронтальные), создание  благоприятного  психологического климата в классе.
При этом, решая  в ходе урока множество учебно-воспитательных задач,  приходится учитывать  еще и  индивидуальные, наиболее существенные  особенности каждого ребенка. В этих случаях я руководствуюсь также  постоянно обновляемыми рекомендациями  психолога, врача-психиатра. Эти рекомендации, воспитательский дневник наблюдений, мой личный дневник  контроля поведения   помогает выстраивать линию общения с «проблемным» учеником, при этом достигая цели урока и выполняя поставленные задачи:
- повышение интереса к математике, убеждение в необходимости получения  математических знаний;
- формирование знаний о математических методах, используемых в  технике, производстве, быту;
- формирование умений применять математические знания на практике.
На развитие  активности и творческого мышления решающее влияние  оказывает поиск разных способов решения задач и закрепление их в практической деятельности. Задачи делятся на алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические. Роль алгоритмических задач в обучении математике очень важна, т.к. решение задач  алгоритмического типа  быстро приводят к искомому  результату, а незнание алгоритмов чревато   ошибками и  потерей времени. К полуалгоритмическим задачам относятся задачи,  имеющие обобщенный характер решения,  которые не могут быть  сведены к одному из известных алгоритмов.  Эвристические задачи носят олимпиадный характер и в силу своей сложности нечасто применяются в моей повседневной практике.
Библиографический список
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9; Учебник для общеобразовательных  учреждений /М.: Просвещение, 2004.
Л.В. Арьяева. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. Санкт-Петербург, 2012.
С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.