УРОК РИТМИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
УРОК РИТМИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Автор. Воробьёва Елена БорисовнаГосударственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области
" Школа города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы"
Целью работы по формированию жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках ритмики мы видим в том, чтобы научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными, воспитать положительные качества личности
Слово «ритмика» произошло от слова «ритм» - что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слушать, слышать и ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательности времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная сторона сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.
Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом начали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство.
Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания ребенка, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Проанализировав известные сведения из истории возникновения и развития танцевального искусства, применяемых к общедоступным занятиям ритмикой и танцем, можно выделить четыре основных критерия развития личности ребёнка: физическое развитие, эстетическое развитие, умственное развитие (познавательное развитие), творческое развитие.
Физическое развитие. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Проблема здоровья детей сегодня стоит так остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
В процессе учебных занятий у школьников снижается работоспособность, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Эстетическое развитие. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, учит лучше воспринимать художественные произведения как в литературе, так и в искусстве.
Умственное развитие (познавательное развитие). Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. Изучение танцев своего народа и должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Творческое развитие. Занятия танцами дают представление об актёрском мастерстве, формируют художественную индивидуальность, умение подать себя на сцене, что прививает навык публичных выступлений.
Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Ребенок способен на многое. Надо только правильно оценить его реальные возможности. Надо правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным. Ведь даже одногодки различаются между собой: одна девочка выше и полнее другой, один мальчик «сбитый», а другой – высокий и худенький.
Вариантов телосложения и физического развития множество. Многовариантны и их физические качества – гибкость, пластичность, прыгучесть, выносливость. Поэтому для достижения соразмерного формирования художественно-творческих и музыкально-двигательных способностей детей просто необходимо применять индивидуально-дифференцированный поход к каждому ребенку.
Диагностируя учащихся, можно выделить группы детей, способных к сольным выступлениям, с артистичной манерой исполнения танцевальных номеров.
Для отслеживания физических данных, танцевальных детей и динамики развития музыкально-двигательных способностей предлагается диагностика, выделяющая следующие параметры:
- Гибкость – показатель пластичности тела, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
- Растяжка - эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
- Ориентация в пространстве – умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений чередований сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
Для диагностирования художественно-творческих способностей учитываются следующие параметры:
- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
- Художественный вкус – умение преподнести себя в соответствии с эстетическими нормами танцевального номера.
- Исполнение в ансамбле - исполнение одного танца совместно, согласованно, соразмеряя свою художественную индивидуальность и индивидуальностью остальных членов ансамбля.
- Импровизационное мастерство - формирование своего имиджа и творческой инициативности в постановке танцевальных номеров.
Начальная школа-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания детей.
Любимым видом музыкальной деятельности детей является музыкально-ритмическая (танцевальная) деятельность.
Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо создать максимальные условия для реализации его двигательной активности, как в регламентированной, так и нерегламентированной (самостоятельной) деятельности.
Особое внимание следует уделять детям с ОВЗ, у которых наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающееся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, пластичность, ловкость, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук.
Особенности развития детей с ОВЗ не препятствуют освоению ими общеобразовательных программ, но обуславливают необходимость их определенной адаптации с учетом психологических особенностей детей данной категории.
Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а так же использование эффективных средств и методов педагогического воздействия. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения.
Правильное развитие двигательной сферы детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на формирование интеллекта, духовных качеств личности, развитие общих способностей (воли, выносливости, дисциплины, коммуникативности, памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, координации движений, творческой инициативы).
Ритмика является доступной, эффективной, эмоционально яркой для детей и в тоже время выполняет требования образовательных программ по музыкальному и физическому воспитанию.
Учитывая специфику младшего школьного возраста, широко используются игровые методы и приемы, которые способствуют поддержанию у детей интереса к музыке, музыкально- ритмической деятельности, придают учебному процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоения детьми упражнений, повышают эмоциональный фон занятий, способствуют развитию мышления, воображения и творческих способностей детей с ОВЗ.
В процессе обучения детей с ОВЗ использую следующие методы: Словесный (объяснение, замечание); Наглядность (личный показ педагога); Практический (выполнение движений).
Все методы тесно взаимосвязаны, взаимодополняемы и используются с учетом приоритета в конкретном случае, способствуя выполнению данной поставленной цели и задачам.
Занятие состоит из нескольких этапов: разминка; повторение изученного; теория; разучивание новых танцевальных движений; закрепление; отработка синхронности исполнения движений.
На занятиях в основном используется: Пальчиковая гимнастика; ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами и игрушками; гимнастические упражнения элементарного уровня, изображение птиц, животных по показу педагога, с помощью игрушек, детских картинок; освоение свободного движения под четко ритмически доступную музыку; свободная передача сильных и слабых долей такта притопами, хлопками и другими формами движения.
Очень важно во время занятий ритмикой контролировать двигательную нагрузку у детей с ОВЗ. На занятиях уделяю большое внимание индивидуальному контролю: постоянно слежу за состоянием детей, не заставляем ребенка заниматься, если у него плохое самочувствие.
В школе создаются все необходимые условия для обеспечения и организации музыкально-звукового пространства, двигательного режима и психологического комфорта детей.
Светлый, просторный зал. В зале имеется фортепиано , аудио –аппаратура, музыкальный центр, ИКТ. Многообразен предметный материал: цветные платочки, ленточки, шляпки, мячи и т..д для моделирования танца и танцевальных композиций.
Оценкой результативности служат показательные выступления на школьных праздниках и городских конкурсах.
Нам педагогам очень важно помнить о том, что музыкальные движения для детей не должны стать просто самоцелью, а способствовали пробуждению души ребенка, помогали ему чувствовать, переживать и понимать окружающий мир!
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания детей на уроках ритмики развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.