Личностно ориентированное развивающее обучение


Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская) Лучший подарок для будущего - прошлое.И. С. Якиманская В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным). Классификационная характеристика По уровню применения: общепедагогическая.По философской основе: прагматическаяПо основному фактору развития: психогеннаяПо концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: система малыхгрупп.По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая. Акцент целей  Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.  Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.  Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Гипотезы Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.  «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.  Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе. Особенности содержания Представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. Особенности методикиОбразовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. ЗУНУченик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития. СУДСпособ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.) Требования к разработке дидактического обеспечения  учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;  изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;  в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;  активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, само выражения в ходе овладения знаниями;   учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;  необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;  при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;  необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;  образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Позиция учителяинициирование субъектного опыта учения;развитие индивидуальности каждого ребенка;признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека. Позиция ученика  свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:  самопознание, самоопределение, самореализация. Спасибо за внимание