Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы
Личностно ориентированное обучение на уроках литературы
Термин «личностно ориентированное образование» фиксирует многие инновационные подходы и разнообразные требования к образованию. Это и использование различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, это и новые технологии обучения , которые бы вовлекали детей в процесс познания, это и вовлечение детей в такие виды деятельности, которые и интереснее, предпочтительнее.
Одним из методологических форм при личностно ориентированном подходе является развитие коммуникативных способностей ребят.
На уроках литературы проводится анализ учащимися под руководством учителя классических художественных текстов. Такие занятия способствуют формированию внимательного, чуткого читателя.
В самостоятельном поиске у школьников формируется их познавательный интерес, способна проявиться высокая активность языковой личности подростка.
С этим нельзя не согласиться. Без аналитического мышления восприятие художественного произведения оказывается неполноценным. Без этого (читатель, как правило, не поднимается до истинного понимания литературного произведения) невозможно извлечь личностный смысл, который делает произведение духовным воспитателем.
Мы, учителя русского языка и литературы, должны развитие способностей ученика в том или ином роде учебной деятельности обязательно связывать с его нравственным ростом. Как бы там ни было, ни физика, а именно литература формирует чувства, оказывает при определенных условиях решающее влияние на становление личности.
Начитанный человек всегда интересен. И не только потому, что многое знает. А, как правило, это незаурядная личность.
Только в живом общении с ребятами учитель может увидеть подлинного читателя, услышать его живую речь, почувствовать биение мысли и работу души.
Опыт личностно ориентированного подхода предполагает развитие возможностей одаренных детей.
В век компьютеров, новых информационных технологий само по себе литературное произведение не может вызвать в ученике те мысли и чувства, которые были заложены писателями. Нужно учесть, что современные дети многое воспринимают по-иному. Даже не так, как в их возрасте воспринимали это мы сами.
Все чаще звучит тревога: (это можно прочитать в газетах, услышать по радио, увидеть по телевизору,а это посмотреть в интернете) школьники не читают программных произведений, вообще, они охотнее смотрят, чем читают.
По мнению некоторых критиков, конечно учащимся легче пять вечеров посидеть у телевизора и посмотреть фильм «Мастер и Маргарита», чем читать роман Михаила Булгакова. Но так ли это?
Известно, что именно после просмотра экранизации многие с новым интересом читают и перечитывают литературные первоисточники. Очевидно, сами по себе фильмы не могут отвратить от книги.
Плохо, когда совсем не читают.
Ученики в таких ситуациях постоянно сталкиваются с неоднозначностью суждений, необходимостью иметь и обосновывать свое понимание произведения. Они начинают говорить, заинтересованно перечитывают понравившиеся эпизоды и формируют свое собственное мнение.
Необходимость постоянно ориентироваться в чужих мнениях (использование критических статей на фильм и литературоведческих работ) приучает школьников не просто иметь свое мнение, но и сомневаться в нем, доказывать, и, в конце концов, уметь культурно общаться, то есть учит их коммуникативности.
А постоянное внимание к интерпретациям литературных произведений ненавязчиво убедит учеников в неисчерпаемом богатстве русской классики, в ее вечной и всегда современной жизни.
В заключении хочется сделать выводы. Урок литературы может быть нестандартным и традиционным, увлекательным (конкурс, диспут, игра,презентация) и «тихим» (лекция, беседа, чтение любимых страниц). Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала индивидуальные особенности и возможности наших учеников.
В настоящее время очень актуален личностно ориентированный подход в обучении.
Больше и лучше, чем сказали Толстой и Достоевский, Шолохов и Булгаков, мы не скажем. Пусть на уроке литературы преобладает художественный текст.
И наконец, технология личностно ориентированного подхода также ставит своей целью создание в процессе обучения такой энергетической атмосферы общения, которая непременно изнутри побуждала бы в ребенке острое желание включиться в ту или иную деятельность.
Учитель начальных классов Хуснуллина Ляля Нафисовна
Школа МБОУ «Ямашинская СОШ» (Борискинский филиал)
15