«Значение музыки в развитии творческого воображения учащихся на уроках литературы»
Выступление на заседании методобъединения учителей русского и английского языка и литературы
«Значение музыки в развитии творческого воображения учащихся на уроках литературы»
Учитель русского языка и литературы,
КГУ «Гимназия №4»
Вареник Нина Ивановна
Подобно тому, как невозможно творить, отражать жизнь в искусстве без художественного воображения, так трудно осознать, прочувствовать, художественное произведение без конкретных представлений, в основе которых лежит воображение – воображение читателя, воспринимающего произведение. Именно такое воображение и следует развивать у школьников на уроках литературы. Разнообразие приемов и методов, какими пользуется учитель литературы в своей деятельности, можно сравнить с огромным оркестром, включающим в себя все музыкальные инструменты. Но ведущая роль на уроках литературы принадлежит взаимосвязи трех видов искусства: литературы, живописи и музыки.
Одна из задач, которую ставлю на уроках литературы, - научить выразительному чтению. Исполнительский анализ текста как бы преследует две цели: вдумчивое, углубленное прочтение и осмысление содержания текста. Основная задача в данном случае – разбудить творческую мысль ученика. Посмотрим это на примере лирики Пушкина.
Первый урок целесообразно построить как сплав музыки и слова, включив в него фрагменты музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель». Выслушав ответы учащихся на вопрос,, что вы знаете о Пушкине, сообщаю неизвестные учащимся факты биографии поэта, при этом использую выставку книг о нем. Большое внимание в рассказе уделяю лицейским годам, бережному отношению к Пушкину лицейских друзей.
Следующий этап урока – знакомство со стихотворением «Зимнее утро». Вот тут и звучит музыка Г.Свиридова. Учащимся предлагаю вообразить себя в заснеженном Михайловском: прогуляться по запорошенной снегом липовой аллее парка, заглянуть в замерзшее окошко деревенского домика, на веселой тройке с бубенцами проехать по хрустящему снегу в соседнее Тригорское (при этом используется альбом «Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина)Идет устное словесное рисование с участием учащихся, которые способны к творческому воображению. Так непринужденно, слушая музыку, рассматривая альбом, дети начинают рисовать воображаемые им картины снежного морозного утра. Они видят красоту русской природы, чувствуют необыкновенную любовь Пушкина к ней. И теперь нетрудно будет учащимся ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение, как нужно читать его. Совершенно логично и органично завершает этот эпизод урока чтение стихотворения «Зимнее утро».
Такой урок возможен в классе, где дети способны к творческому воображению. Если класс слабый иду другим путем. Урок начинаю с того, что прошу учащихся прочитать стихотворение. И как правило, в интонации детей преобладает грусть .Когда я спрашиваю, почему они читают его грустно, то они отвечают, что зима – это грустно. И тогда вдруг звучит песня А.Дербенева «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи». Обращаюсь к классу: «Ребята, вы чувствуете зиму? Закройте глаза, представьте себе эту картину…» Музыка стихает. Здесь же использую репродукции с картин, изображающих зимний пейзаж. Но и без них класс уже «заражен» зимой.
- Какое настроение у песни?
Класс единодушен:
- Веселое! Радостное!
Добавляю:
-Мажорное (объясняю лексическое значение слова)
После этого вновь возвращаемся к чтению пушкинского стихотворения. Теперь оно звучит более оптимистично. Так музыка и в том и в другом случае помогла детям открыть для себя Пушкина, добиться наиболее полного понимания текста, интонации стихотворения.
Хочется рассказать еще об одном фрагменте урока по творчеству А.С.Пушкина, где также помогла музыка. При изучении стихотворения «В Сибирь» перед учащимися ставлю задачу понять идею стихотворения, обратить внимание на стиль, систему художественных образов, языковые средства. Задание объемное и, на первый взгляд, очень сложное для учащихся 9 класса. Как же помочь детям? Как уберечь их от бездумного, сухого, мертвящего поэзию анализа?
После того, как цель поставлена, задаю совершенно неожиданный вопрос: думали ли вы, зачем живете на земле? В классе тишина, но в сознании ребят уже началась невидимая, но напряженная работа. Их лица серьезны, озабочены. Я продолжаю: «Как только человек задает себе вопрос: зачем я живу на земле, он совершает огромный нравственный переворот в себе самом. Мы сейчас прочитаем прекрасные слова, рожденные любящим сердцем верного друга. Их сказал Пушкин, еще молодой, полный надежд. Но вначале послушайте, пожалуйста, песню Добронравова и Пахмутовой «Как молоды мы были». Слушая, отыщите самые главные для вас и для нашего дальнейшего разговора строки». Звучит песня.
Ребята абсолютно верно улавливают суть: ничто на земле не проходит бесследно, и юность ушедшая все же бессмертна, - и далее: чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять…
Итак, дети эмоционально настроились на восприятие содержания стихотворения, его анализ. Звучит стихотворение. И девятиклассники начинают серьезный разговор о смысле жизни, цене дружбы. О ни хорошо понимают поэзию Пушкина, проникаются его настроением.
Назову еще несколько уроков, успех которых обеспечила музыка.
Урок, посвященный творчеству Тютчева и Фета в 10 классе, где чтение стихов чередовалось с прослушиванием музыки русских композиторов: Балакирева, Римского-Корсакова ,Чайковского, Аренского и других.
На уроке, посвященном Марине Цветаевой, звучала музыка Е.Доги из кинофильма «Гонки по вертикали» и вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», песни А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс», вальс Шопена, «Реквием» в исполнении А.Пугачевой.
Невозможно без музыки говорить об Анне Ахматовой и ее поэзии. На этих уроках звучат музыкальные произведения Баха, Шопена. Песни Вертинского «Чернеет дорога» и Д.Тухманова «Было душно от жгучего света» на слова Анны Ахматовой.
Теплая атмосфера складывается на уроках, посвященных поэзии С.Есенина, так как любовь к Родине неразрывно связана у поэта с любовью к песне, которую он пронес от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Неудивительно, что на уроках звучат песни, написанные на стихи поэта. Здесь я использую музыку Г.Свиридова, Р.Бойко, А.Флярковского, Т.Хренникова, Г.Пономаренко, В.Шебалина и мн. других. И зачастую ребята сами берутся за исполнение этих песен.
«Где человек, до конца понявший Пастернака?» - в полемическом пылу воскликнула однажды М.Цветаева. И вот понять поэзию Бориса Пастернака помогает старшеклассникам музыка, такая же загадочная, как и стихи поэта. Это произведение К.Дебюсси «Море», «Разговор ветра с морем» П.И.Чайковского, «Свете тихий» С.Рахманинова, «Ноктюрн» Шопена, финал Четвертой сонаты А.Скрябина.
Музыка эмоционально настраивает на правильное восприятие необыкновенной поэзии, заставляет задуматься, сопереживать.
Часто мы сетуем на неприятие учащимися классической музыки. А давайте спросим себя: а слышали ли они ее? И где могут услышать? А ведь русская литература 19 века так музыкальна. Вместе с пушкинским «Евгением Онегиным» на уроке литературы просто необходимы произведения Чайковского «Времена года», ария Ленского, письмо Татьяны и другие фрагменты из оперы «Евгений Онегин».
Музыку также использую при изучении романа Л.Толстого «Война и мир». Самое главное здесь эмоциональный всплеск, возможность вдохнуть благоухающую прозу Толстого, как аромат цветов, почувствовать, как мал твой духовный потенциал и как нужно «не давать душе лениться», чтобы стать Человеком. Такова нравственная мощь романа «Война и мир», и ее ученики должны ощутить уже на первом уроке. Обращаюсь к лучшим страницам романа, использую такие сильные в эмоциональном плане средства воздействия, как музыка, живопись, световые эффекты.
Так при инсценировке эпизода «Ночь в Отрадном» «Лунный свет» Клода Дебюсси. А сцена бала Наташи читается под звуки чудесного вальса из оперы С.Прокофьева. Под звуки 6-ой Патетической симфонии П.И.Чайковского (1 тема) ученики видят старый дуб. Музыка мрачная, тревожная, созвучная мыслям князя Андрея. Но вот звучит 2 тема этой же симфонии, музыка шире и величественнее которой не найти… Когда слышишь ее, невольное волнение захватывает душу. И здесь вновь звучат строки романа, где мы видим вторую встречу князя Андрея с дубом. Комментарии излишни.
В романе очень много музыкальных страниц, и внимание к ним углубляет восприятие литературных образов, проблематики произведения, воспитывает любовь к литературе, художественный вкус.
Опыт работы в школе убеждает в том, что те уроки литературы, на которых используется музыка, проходят интересно, оставляют след в душе учащихся, углубляют восприятие литературных образов, воспитывают любовь к литературе, что в свою очередь повышает культуру учащихся, развивает их художественный вкус и учит понимать прекрасное.
.