Особенности образовательной среды для формирования личностных компетенций учащихся Центра образования на уроках иностранного языка

Особенности образовательной среды для формирования личностных компетенций учащихся Центра образования
на уроках иностранного языка
Т.П. Карчкова,
МБОУ г. Кургана «Центр образования», учитель английского языка

В условиях модернизации российского образования приоритетной становится ориентация не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностных качеств, их познавательных и созидательных способностей, иными словами на формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию по ФГОС понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Одной из ключевых образовательных компетенций по мнению А.В.Хуторского является компетенция личностного самосовершенствования. Она направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Л
Личностный компонент является интегрирующим ядром ключевых компетенций. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, актуализировать личностные структуры сознания.
Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования всех ключевых компетенций, и личностных в частности, является благодатной почвой для этого, поскольку в основе его содержания - практическая деятельность, и, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. 
В поиске путей эффективного формирования личностных компетенций учащихся в школе особая роль отводится образовательной среде. В педагогике под образовательной средой понимают все, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что специально вовлекается в это окружение.
При обучении иностранному языку в искусственных условиях эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. Таким образом, среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания.
Как учитель английского языка я могу выделить следующие компоненты образовательной среды, которые работают на достижение поставленных целей и получение желаемого результата от Ученика: урок, кабинет иностранного языка, внеурочная деятельность. Все эти компоненты в той или иной мере во взаимодействии формируют многообразие и  дополняют друг друга, но мне хотелось бы сделать акцент на  урок иностранного языка, так как это основное время и пространство в школе, где формируется и развивается личность ребенка.
Моя задача - оснастить, облагородить, обогатить питательную среду учебного занятия, чтобы предоставить учащимся различные возможности: языковые, технические, эвристические, познавательные, позиционные, предметно-пространственные, информационные.
Однако здесь важна обратная связь. Многие учащиеся плохо осознают, что даёт (может дать) процесс овладения иностранным языком им лично. Во многом это объясняется спецификой контингента Центра образования. В основной массе это учащиеся с низкой мотивацией к обучению вообще и к изучению иностранного языка в частности; это учащиеся, которые считаются «трудными», имеют проблемы поведенческого характера и требуют к себе определенного педагогического подхода. Как следствие, у них большие пробелы в знаниях не только по «Английскому языку», но и по остальным общеобразовательным предметам. Учить в таких “анти мотивационных” условиях малоэффективно, да и безнравственно. Поэтому передо мной стоит задача создать такие условия на уроке, чтобы ученик обрел личностный смысл своей деятельности.
Для решения этой задачи я использую личностно-ориентированные технологии. Так, например, дифференцированная форма обучения - одно из важных условий организации работы на уроке, так как классные составы сборные, ребята поступают к нам из разных школ по разным причинам и с разным уровнем знаний.
По этой же причине организация общения на уроке в процессе обучения - это ещё одна трудность для моих учеников. Между учащимися нет той сплоченности, которая наблюдается в других школах. Попадая в новый класс к новым учителям, дети, несомненно, испытывают определенный психологический стресс. Им необходимо время, чтобы привыкнуть к новым условиям и правилам. Использование интерактивного обучения очень помогает для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует сотрудничеству, согласию, доброжелательности по отношению друг к другу и предоставляет возможность действительно реализовать личностно-ориентированное обучение. Часто я использую простые формы интерактивного взаимодействия, например, работа в парах, работа в маленьких группах, мозговой штурм.
Достаточно эффективна такая форма интерактивного взаимодействия как игра. В целях закрепления изученной лексики по темам мною разработаны и распечатаны комплекты карточек по принципу игры «Лото», «Мемо». Следует отметить, что учащиеся охотно участвуют в игровых формах работы. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и ощущение посильности заданий способствуют усвоению языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения «оказывается, я уже могу говорить на английском языке».
При любой деятельности для успешной коммуникации важно соблюдать культуру педагогического общения. Необходимо демонстрировать уважение к учащимся. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Подчеркнутое внимательное отношение учителя к ученикам заставляет их серьезнее относиться к учебе, лучше контактировать с преподавателями. Таким образом, коммуникативные умения учителя также способствуют развитию личностных компетенций учащихся.
Организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы является ещё одной особенностью создания образовательной среды на уроке.
В своей практике я стараюсь не ограничиваться ресурсами УМК под редакцией В. П. Кузовлева, хотя материала в нем более чем достаточно для моих учеников с уровнем владения английского языка “Elementary” и “Beginner”. Часто   на занятиях использую работу с поговорками, скороговорками, пословицами, которые наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа. Очень эффективно использование стихотворных и песенных материалов на уроках. Работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует усвоению материала. Так, например, для более полноценного восприятия новых грамматических явлений мне помогает использование некоторых треков из сборника Grammar Chants. Это прекрасный материал ещё и для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. Активно использую на уроках презентации и учебные фильмы по изучаемым темам.
Другой необходимой нишей создания образовательной среды является кабинет иностранного языка, соответствующий требованиям и веяниям новых стандартов. Здесь происходит погружение в языковую среду, здесь учитель максимально наполняет содержание урока. Для этого в кабинете имеется под рукой компьютер и интерактивная доска. Есть своя коллекция презентаций к урокам, аудио и видеоматериалов. Создан    банк   ситуаций  для монологической  и  диалогической  речи,  банк текстовых   материалов  с  различными   заданиями,  банк  культуроведческих   тестов,  разработаны алгоритмы  для  работы  над  устной  речью,  алгоритмы для  чтения  текстов  с  различными  стратегиями.  
В кабинете имеется библиотека иностранной литературы, материалы по подготовке к экзаменам, методическая литература по любым вопросам преподавания, разработки уроков, образцы документов, материалы МО иностранных языков, необходимые наглядные пособия, флэш карточки. Таким образом, в кабинете иностранного языка созданы все необходимые условия, чтобы образовательная среда была информативной.
Позитивный вклад в формирование личностных компетенций обучающихся привносит и внеурочная деятельность по английскому языку.
Основной формой внеурочной деятельности являются внеклассные мероприятия. Традиционно каждый учебный год проходит неделя иностранного языка.   Большой популярностью пользуются мероприятия, имитирующие интеллектуальные телешоу: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером». Учащиеся показывают не только свои языковые знания и умения, но и социокультурную осведомленность. С не меньшим интересом участвуют ребята в тематических внеклассных мероприятиях, посвященных массовым празднованиям и значимым датам. Кроме этого организуются викторины («СМИ и мы», «Страноведческий марафон»), конкурсы стенгазет, поздравительных открыток, а также отдельные ребята участвуют в предметной олимпиаде, как на школьном, так и на всероссийском уровне («Британский бульдог»). В 2014-2015 учебном году необычным по форме для ребят стал творческий конкурс чтецов «Литературная Британия», который проводился с целью содействия раскрытия творческого потенциала и развития интереса школьников к предмету, к культуре стран изучаемого языка. Кроме стихотворений участники подготовили и песни зарубежных исполнителей.
Очень значимым событием 2015-2016 учебного года стала дружественная встреча учащихся с американцем Джерадом Брастмэном из города-побратима Эпплтона. Живое общение с носителем изучаемого языка обогатило детей не только впечатлениями, но и знаниями, а практическое применение речевых навыков нацелило ребят на более глубокое изучение языка.
Подводя итог вышесказанному, хочется вспомнить слова известного педагога - новатора В.Ф. Шаталова, который утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца», главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Главное в деятельности учителя – создать комфортную развивающую образовательную среду. Создавая на уроке иностранного языка среду взаимодействия, мы добиваемся повышения уровня эффективной коммуникации, речевого развития учащихся, что является залогом успешного формирования личностных компетенций обучающихся.











13PAGE \* MERGEFORMAT14415




Ўђ Заголовок 1.ђ Заголовок 315