Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации стандартов второго поколенияПроцесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему освоения школьниками не столько знаниями, сколько умениями и навыками, позволяющими их применять.
В настоящее время, в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса, уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Одним из показателей уровня компетентности человека является интеллект. Интеллект – это способности мышления. В какой-то степени интеллект соответствует уму. Он включает следующие компоненты:
1.Арифметический (способность совершать операции с числовым материалом);
2.Беглость речи (способность легко выражать мысли);
3.Вербальное мышление (понимание речевых сообщений);
4.Память (восприятие, сохранение и воспроизведение информации);
5.Рассудочность - сообразительность (решать проблемы с использованием прошлого опыта);
6.Пространственное восприятие (способность адекватно воспринимать пространственные отношения);
7.Готовность к перцепции (способность распознавать и дифференцировать актуально действующие импульсы).
Развитие речи учащихся начальных классов и формирование их орфографических умений в школьной практике идут параллельно друг другу. Овладение языком является одним из факторов, обеспечивающих продуктивность процесса овладения учащимися знаний, умений и навыков.
Проблема профессионального проекта
В процессе педагогической деятельности любой учитель сталкивается с рядом профессиональных проблем.
Основной проблемой, с которой столкнулась я, является проблема снижения языковой грамотности и культуры речи школьников, интереса к языку. Конечно, это проблема не только моих учеников, это проблема страны.
Вторую проблему я вижу в снижении творческой активности школьников, в нежелании личностно переосмысливать знания, полученные на уроке русского языка.
Третья проблема, с моей точки зрения, заключается в неумении школьников применять полученные знания на практике, за пределами учебного кабинета.
Все три проблемы взаимосвязаны, вытекают одна из другой. Траектория решения профессиональных проблем мною построена в логике компетентностного подхода, определяемого в качестве ведущего стандартами второго поколения.
Компетентностный подход в начальной школе реализуется мною по следующим направлениям:
1. Выбор системы обучения, соответствующей требованиям стандартов первого поколения по предмету «Русский язык»;
2. Выбор основных форм и методов работы, приоритетными из которых являются практикоориентированные;
3. Использование на уроке и во внеурочной деятельности по предмету современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникативных;
4. Вовлечение максимального числа школьников в различные формы внеурочной и внеклассной активной творческой деятельности по предмету;
5. Организация взаимодействия школы и семьи ребенка
Критериями измерения эффективности реализации проекта являются стандарты: перечень образовательного материала, обязательного для освоения в первой ступени образования, который завершается минимальными требованиями к уровню подготовки выпускника начальной школы по предмету «Русский язык», где помимо того, что ученик должен знать, указано, что он должен уметь, какие действия им должны быть освоены.
Актуальность профессионального проекта
Актуальность профессионального проекта заключается в том, что он дал мне возможность решить выявленные в ходе педагогической деятельности проблемы в рамках стандартов первого поколения, с позиций компетентностного подхода. Проект позволяет
1. Формировать языковую грамотность и культуру речи обучающихся первой ступени образования;
2. Развивать творческие способности младших школьников посредством изучения русского языка;
3. Формировать умения и навыки практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
Основными путями решения профессиональной проблемы стали:
1. Выбор системы обучения: учебно-методического комплекса, форм уроков, дидактических приемов и методов и др.
2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения, позволяющее сохранить здоровье ребенка.
3. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникативных.
4. Формирование обширного банка дидактических и контролирующих материалов, поддерживающих преподавание предмета в соответствии с практической направленностью образовательного процесса по предмету.
5. Вовлечение учащихся во внеклассную и внеурочную деятельность по предметам «Русский язык» и «Развитие речи».
6. Организация взаимодействия школы и родителей для достижения единства понимания значения использования в повседневной жизни грамотного русского языка.
Продвижение проекта позволило осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:
1. Развивать языковую компетентность учащихся на всех уровнях русского языка: фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом.
2. Развивать у учащихся начальных классов умения и навыки применять полученные на уроках русского языка знания на практике, в том числе во внеурочных, жизненных ситуациях.
3. Развивать мыслительные операции, познавательный интерес, любознательность, способствовать развитию коммуникативных умений межличностного взаимодействия на грамотном русском языке.
4. Совершенствовать систему мониторинга индивидуальных образовательных результатов обучающихся.
5. Обеспечить материально – технические, учебно-методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса в начальной школе.
Стратегическая цель и задачи проекта
Из всех умений, которыми ученик овладевает в начальной школе, одно из самых трудных - это умение говорить связно, грамотно, литературным языком, а также выражать свои мысли на бумаге, не делая при этом ошибок.
Поэтому основной целью педагогического проекта, вытекающей из профессиональных проблем, считаю развитие языковой грамотности младших школьников в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Добиться соответствия уровня подготовки всех выпускников начальной школы требованиям стандартов первого поколения (первая ступень образования) в части сформированности умения действовать, применяя на практике полученные знания;
2. Сформировать умение применять полученные знания на практике;
3. Охватить максимальное количество детей различными формами внеурочной, внеклассной деятельности, развивающей интеллектуальные способности, мышление, память, внимание;
4. Создать оптимальные условия для реализации поставленных задач.
Критерии измерения реализации задач профессионального проекта
Задачи проекта Критерии измерения уровня реализации
1. Добиться соответствия уровня подготовки всех выпускников начальной школы требованиям стандартов первого поколения При 100% общей успеваемости обучающихся по предмету «Русский язык», качественная успеваемость составляет не менее 75%, уровень обученности – не менее 70%.
2. Сформировать умение применять полученные знания на практике Освоение 100% младших школьников требований к уровню подготовки выпускников начальной школы по предмету «Русский язык»
3. Охватить максимальное количество детей различными формами внеурочной, внеклассной деятельности по предмету «Русский язык» Занятость младших школьников различными формами внеурочной, внеклассной творческой деятельностью по предмету «Русский язык» составляет не менее 85%
4. Создать оптимальные современные условия для реализации стандартов первого поколения Соответствие оборудования и оснащения предметного кабинета минимальным требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету «Русский язык» в начальной школе, составляет не менее 85 %
Условия реализации проекта
а) Характеристика образовательной программы
В своей работе я использую УМК «Планета знаний». Выбор УМК «Планета знаний» аргументирую тем, что все учебники этого комплекса методически выверены, рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для использования в образовательном процессе и входят в Федеральный перечень учебников.
б) Качество ресурсного обеспечения
Переход на реализацию федерального компонента государственных стандартов общего образования я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета (материально – технических, научно – методических, организационных, информационных, финансовых).
В кабинете, где обучаются младшие школьники, созданы здоровьесберегающие условия. Интерьер кабинета начальных классов оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а именно: стены окрашены в светлые тона, в отделке кабинета использованы безопасные материалы, окна затенены жалюзи, кабинет зонирован в соответствии с его функциональным назначением (рабочая зона, библиотека, зеленая зона отдыха).
В кабинете имеется игровой угол, где дети на перемене и после уроков могут поиграть в настольные развивающие игры. Мебель соответствует ростовым группам детей младшего школьного возраста.
Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения учащимися начальных классов навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Владея информационными технологиями на уровне «Пользователь», я сформировала банк материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда. Это электронные таблицы к содержательным линиям предметов «Русский язык»: «Внеклассное чтение», «Литературное чтение», иллюстративные и контролирующие материалы.
Информационное обеспечение уроков русского языка открывает передо мной перспективу реализации нового дидактического подхода в обучении. На уроках я использую мультимедийные и интеракивные средства обучения: цифровые образовательные продукты: иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы.
Считаю, что достижение разумного баланса между инновационными и традиционными средствами обучениями, поможет обеспечить современное качество урока.
Общеизвестно, что осознанно усваивается только то, на что направлены внутренний интерес и осознанное внимание школьника. Активизировать и мотивировать учащихся на уроке можно с помощью разнообразных дидактических средств обучения.
Помимо информационных средств обучения, в школьном кабинете начальных классов создана библиотека, в которую входят учебные пособия, словари, справочная и энциклопедическая литература, методические пособия для учителя.
Мною собран банк контролирующих материалов ко всем содержательным линиям предмета «Русский язык»: диктанты, тексты для списывания и изложения, раздаточный материал для измерения уровня развития языковой компетентности, тренировочные материалы и подборки разноуровневых заданий (тесты, тексты с вопросами к ним, карточки – показы и пр.).
В методической копилке аккумулированы также подборки познавательных, ситуационных, задач для развития умения применять знания, полученные на уроках русского языка в практической деятельности.
Материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету.
Успешной реализации профессионального проекта способствует также наличие в кабинете методического инструментария учителя: специально подобранной библиотеки справочной и методической литературы на печатных и электронных носителях.
Пути решения профессиональной проблемы
Реализация педагогического проекта начинается с организации входящей диагностики. Мониторинг стартовых результатов начинающих учеников имею возможность организовать еще в Школе раннего развития. В МБОУ СОШ №73 на протяжении многих лет существует традиция: занятия с детьми 6-летнего возраста организует тот педагог, который набирает первый класс. Такая организация образовательного процесса продиктована не столько социальным заказом со стороны родителей будущих школьников, сколько соображениями здоровьесбережения детей в адаптационный период перехода из детского сада в школу.
Названная система дает определенные преференции и мне, как педагогу: зная потенциал своих будущих учеников, я имею возможность заранее определить зоны повышенного внимания и определить оптимальные педагогические приемы обучения первоклассников.
В контексте педагогического проекта для меня наиболее важным является измерение уровней словарного запаса и развития речи. Максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок, выполняя этот тест – 20 .
Определив уровень учащихся, я планирую работу, которую необходимо выполнить для повышения личностных показателей уровня развития интеллектуальных способностей моих первоклассников. В середине года и в конце года провожу аналогичную работу и наблюдаю за изменениями уровня интеллектуальной деятельности детей.
В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию учебного процесса.
Реализация первой задачи
(добиться соответствия уровня подготовки всех выпускников начальной школы требованиям стандартов первого поколения)
Основой формирования языковой грамотности младших школьников является урок русского языка. В соответствии с результатами входящей диагностики, дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков. Ведущими являются классические уроки, однако, в системе организую деятельностные уроки, развивающие внутреннюю мотивацию школьника к изучению родного языка, повышающие интерес к предмету
Типы уроков, развивающих языковую компетенцию учащихся младших классов
№ Тип урока Деятельность учителя Применяемые методические приемы
1. Урок-сказка Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий Чтение, пересказ, обсуждение текста, изложение, ответы на вопросы и краткие ответы на них (устно и письменно)
2. Уроки предъявления и изучения нового материала Организую первичную обработку полученных знаний: Проблемное изложение материала, мини - практикум
3. Уроки применения знаний Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний Моделирование языковых ситуаций, решение словарных задач
4. Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий Проговаривание правил с обязательными примерами, письменные и устные блиц - диктанты, работа с текстом
5. Урок проверки знаний и умений Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольные диктанты и работа над ошибками
Практикую различные формы уроков, а именно:
Формы уроков, развивающих языковую компетенцию учащихся младших классов
Форма урока Деятельность учителя Применяемые методические приемы
1. Школьная лекция Системное изложение материала Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания
2. Урок-семинар Отрабатываю умение формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог.
3. Практическое занятие Работа с учебником, дидактическим материалом, с компьютерными программами. Контрольные работы диктанты, задания различного типа: продолжи текст
4. Интегрированные уроки Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации Привлечение материала, изученного на уроках развития речи, окружающего мира для закрепления навыка вести диалог, устный и письменный монолог
Большое значение на уроке придаю проблемному изложению материала, работе со справочниками и словарями, проектной деятельности.
Таким образом, обогащение устной и письменной речи детей происходит за счет постоянной практики: интенсивной словарной работы, самостоятельного поиска, построения монолога и диалога, написание изложений и сочинений.
Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному, является отзыв о книге. Это помогает школьнику не только выразить мысли о прочитанном, но и глубже уяснить смысл произведения, отразить в своей речи богатство русского языка.
Реализация второй задачи
(сформировать умение применять полученные знания на практике)
В школе особое значение приобретает развитие у учащихся умения самостоятельно работать. Как известно, основой самостоятельности и активности учащихся является связь усваиваемых знаний с практическими умениями.
Я считаю, что главным недостатком преподавания русского языка в начальной школе является чрезмерное увлечение вербальными (словесными) методами, что приводит к разрыву между знаниями и практическими навыками детей.
Ученики начальных классов старательно учат и без ошибок воспроизводят правила русского языка, но допускают ошибки при применении этих правил.
Чтобы минимизировать риск будущих ошибок в письменной и устной речи школьников, на различных этапах урока применяю различные педагогические методы, такие как: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный.
Применение различных педагогических методов на уроке русского языка
Этап урока Применяемый метод Тема урока Пример
Изучение нового материала Проблемное изложение «Значение суффиксов»
3 класс Ребятам предложен вопрос: что с точки зрения языка позволяет отличить дом от домика, домик от домища, а домище от домины?
Работа со словарным словом Исследовательский «Значение слов в русском языке» 4 класс Найти значение этого слова в толковом словаре. Обратиться к истокам слова, выяснить из какого языка пришло, что значит.
Актуализация знаний Частично-поисковый «Упражнения в написании слов с буквами а, и, у» 2 класс Вставьте пропущенные гласные в словах записанных на доске (карточках) с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу.
Младшие школьники – дисциплинированные ученики. Они смотрят, как работает у доски учитель или вызванный во время опроса ученик. Но это пассивное наблюдение не развивает в должной мере наблюдательности детей, их пытливости, так как оно не сопровождается активными самостоятельными познавательными действиями.
Основная моя задача как учителя – добиться активного мышления учащихся при восприятии учебного материала и его закреплении. Организую урок таким образом, чтобы умственная работа школьника была неразрывно связана с практической деятельностью.
Урок строю так, чтобы ученик многократно применял усвоенные знания в практической деятельности, использовал их самостоятельно. Использую такие классические приемы, как показ у доски, карточки – перевертыши для фронтальной проверки уровня усвоения навыка, заполнение мини – таблиц (правило – пример его применения - исключение). Самостоятельная работа повышает активность учащихся на уроке, приводит к более прочному усвоению навыков грамотного письма.
В системе изучаю современные педагогические технологии, элементы которых применяю на уроках русского языка. Это такие технологии, как технология ТРИЗ, технологии проблемного, дифференцированного и адаптивного обучения, технологии проектной деятельности и обучения в группах.
Задания предлагаю разной степени сложности, что позволяет эффективно работать как со слабоуспевающими, так и с одаренными в области русского языка детьми.
На уроках русского языка, во внеклассной внеурочной работе по предмету, большое внимание уделяю формированию навыка проектной деятельности школьников.
Предлагаю ученикам примерную тематику проектов:
1. Для индивидуальной работы: «Троекратные повторения в народных и авторских сказках», « К тайнам слова» (о лексическом значении слов);
2. Для групповой работы: « Имена собственные в вывесках города»;
3. Для совместной работы (с друзьями, родителями, библиотекарем и др.): «Слова с зимней тематикой», «Природные явления в стихотворениях А.А.Фета», «Как мы говорим», «Особенности в характере животных в русских сказках».
Этапы работы над ученическим проектом младшего школьника
Этапы создания
проекта Самостоятельная деятельность обучающихся Тьюторская деятельность учителя
1 этап Определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и
реализации проекта; выбор формы проекта – индивидуальной, групповой, совместной Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы
2 этап Образовательная деятельность с элементами самостоятельного поиска, элементами исследования, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка) Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта (подготовленного при помощи школьного информационного центра, родителей)
3 этап Предзащита проекта - публичное выступление Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки
4 этап Защита проекта, предъявление авторского продукта исследовательской и творческой деятельности одноклассникам, родителям. Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии.
Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта
5 этап Реализация проекта Обеспечение площадки, координация деятельности участников
Существенное место в развитии языковой компетенции играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, со схемами, с таблицами. Для каждого ученика сформирована папка, включающая в себя рекомендации, алгоритмы действии по морфологическому разбору слов, разбору предложений и пр.
В системе измеряю развитие образовательных достижений моих учеников в области освоения практического применения русского языка. Контроль осуществляю в основном в традиционных формах, а именно: в форме диктантов и проверочных работ, изложений и сочинений.
Результаты контрольных и проверочных работ анализирую, затем вношу коррективы в тематическое планирование в соответствии с успехами и достижениями моих учеников.
Реализация третьей задачи
(охватить максимальное количество детей различными формами внеурочной, внеклассной деятельности по предмету
«Русский язык»)
Интеллектуальное развитие ребенка немыслимо сегодня без использования возможностей открытого образовательного пространства. В практической деятельности я уделяю значительное внимание налаживанию активных контактов с учреждениями и организациями дополнительного образования, культуры.
Социальные партнеры Охват младших школьников различными видами интеллектуальной деятельности
№ Социальные партнеры Формы совместной деятельности Выход
1. Школа искусств №10 г.Ульяновска урок Выступление на школьных концертах
2. Ульяновский драматический театр Посещение спектаклей Составление отзыва о просмотренном спектакле (устно и письменно, самостоятельно, совместно с родителями)
3. Библиотека №20
Школьная библиотека Библиотечный час,
внеклассные мероприятия - праздники Инсценировка прочитанных произведений, написание отзывов, сочинений, участие в викторинах.
4. Театр юного зрителя Посещение спектаклей, творческие встречи с актерами Умение строить диалоговую речь.
5. Кинотеатр «Космос» Просмотр фильмов Обсуждение, написание отзывов.
6. Концерты филармонии Посещение концертов духового оркестра Подготовка мини – проектов о музыкальном творчестве.
7 Выставочная Картинная галерея
«Радуга» Посещение выставок Знакомство с творчеством разных художников, мини - исследование их творческой деятельности
Особое значение в контексте решения профессиональных проблем придаю сотрудничеству с работниками детской библиотеки №20 . Конечно, это не инновационная форма работы: она давно известна, и широко практикуется педагогами.
Однако считаю, что проблему языковой грамотности младших школьников невозможно решить ни при помощи мультимедийной техники, ни с использованием интерактивных технологий.
Помочь в решении проблемы может только живое общение ребенка с книгой, чтение текса на родном языке, устный и письменный пересказ. Предпочтение в работе с книгой отдаю старым изданиям (до 1991 года). Считаю, что более поздние издания уделяют слишком большое внимание иллюстративности в ущерб тексту. Кроме того, в современных художественных изданиях достаточно часто встречаются орфографические ошибки, что может только повредить становлению языковой грамотности ребенка.
В течение 18 лет мы с детьми выходим в библиотеку, где в различных формах знакомимся с книгой на родном языке.
Сотрудники библиотеки помогают организовать встречи с поэтом Гришиным.
Результатом таких встреч является участие детей в литературных викторинах, конкурсах, организация выставки рисунков, написание ребятами отзывов по прочитанным литературным произведениям.
Реализация четвертой задачи
(создание оптимальных условий для реализации
поставленных задач)
Оборудование урока является одним из важнейших показателей качества организации образовательного процесса.
На уроках, помимо электронных, широко применяю классические дидактические материалы на печатной основе. Для этой цели использую различные, уже созданные наглядные пособия, а также настольные игры, книжки-раскраски, красочные открытки, старые буквари, старые учебники русского языка, книги для чтения и т.д.
Особое внимание при подборе дидактического материала уделяю, помимо образовательного содержания, четкости и ясности оформления, соответствию пособий требованиям здоровьесбережения (размер шрифта, фон, цветовое оформление, соответствие возрасту и пр.).
Недостаточность финансирования образовательного процесса со стороны бюджета компенсирую привлечением других источников развития ресурсной базы кабинета.
Источники пополнения ресурсной базы кабинета начального образования
Значительная часть дидактического материала (карточки с буквами, цифрами, окончаниями частей речи) создается самими учащимися на внеклассных занятиях и в группе продленного дня. С помощью дидактического материала воспитываю эстетические чувства, вкусы маленьких школьников. Хорошо оформленный дидактический материал привлекает ребенка, ему хочется работать с ним не только на уроке, но и во внеурочное время. Обучающий материал, изготовленный собственными руками, воспитывает в маленьком ученике бережное отношение к имуществу кабинета, а также значимость и нужность собственного труда.
Выполняя самостоятельные задания при помощи дидактических средств, дети приучаются к определенному порядку, точности в выполнении заданий, последовательности в учебном труде.
Работа с родителями
Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители, которые являются моими союзниками. Вместе мы делаем жизнь детей интересной, содержательной и полезной.
Формы участия родителей в жизни класса и школы разнообразны: это родительские собрания, посещения уроков, участие в подготовке и проведении праздников, помощь в постановке спектаклей, организации экскурсий и выставок, спонсорская помощь, инвестирование совместных проектов.
Я глубоко убеждена, что важным звеном в обучении и воспитании детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители моих учеников - инициаторы многих интересных дел. В течение всего периода обучения в начальной школе реализуются такие проекты как «В гостях у сказки» (посещение театральных спектаклей, обсуждение, подготовка выставки творческих работ), «Мамин день» (мини – сочинения, посвященные маме), «Я – писатель» (изготовление книжек с собственными сочинениями и иллюстрациями), «Календарь» (выпуск газеты о новостях класса, семьи в печатной и электронной версиях), «Мой родной язык» (праздники, интеллектуальные игры, викторины) и др.
Мои дети любят выступать, читать стихи, ставать сценки. Весь класс занимается в кружке «Развитие речи».