Статья на тему Развитие интеллектуальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Ирина Сергеевна Софронова,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №2 г. Коряжмы»Архангельской области
Развитие интеллектуальных способностей младших школьников
во внеурочной деятельности.
Актуальность.
Более 2 тысячелетий интеллект является объектом исследования философов, психологов, педагогов. Какое же место занимает понятие «интеллект» в современном научном знании? Ключевым моментом для видения проблемы в целом является вопрос об определении интеллекта.
В психологическом словаре даётся определение интеллекта: «Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и др. Подразумевается определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека, характеризующийся:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
Способности – индивидуадьно-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. («Педагогический словарь» Коджаспирова Г.М.).
Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.
Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
самостоятельность мышления;
быстрота и прочность усвоения учебного материала;
быстрота ориентировки при решении нестандартных задач;
умение отличить существенное от несущественного;
различный уровень аналитико- синтетической деятельности;
критичность ума.
Новые ФГОС предполагают реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься во внеурочное время. Внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте играет важную роль и составляет критический период от которого зависит будущее человека. То, как человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большей степени определяется тем, как сформируется интеллект в детстве.
Для определения уровня интеллекта провели необходимую диагностику.
Тесты интеллекта – психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития ребёнка и выявления особенностей структуры его интеллекта.
Воспользовались методикой Э. Ф. Замбицявичене.
Тест состоит из 4 субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Автор данной методики предлагает 4 уровня успешности развития интеллекта детей: 4 уровень – 32 балла и более (80 – 100%)
3 уровень – 31,5 – 26 баллов (79,9 – 65%)
2 уровень – 25,5 – 20 баллов (64,9 – 50%)
1 уровень – 19,5 и менее (49,9 и ниже)
Диагностика проводилась в ноябре 2015 года. Количество диагностируемых – 25 человек.
Высокий уровень показали – 2 человека – 8% Средний уровень – 8 человек – 32 %
Низкий уровень – 12 человек – 48%
Очень низкий уровень – 3 человека – 12%.
Во внеурочной деятельности, на занятиях кружкового объединения дети учатся сравнивать.
Нас окружает множество предметов, и каждый из них имеет огромное количество свойств и признаков. Как же среди них ориентироваться? Не случайно говорят: все познаётся в сравнении. Цель сравнения двойная: найти общие и разные свойства предметов.
Приёмы и упражнения для выработки у детей умения сравнивать.
1. «Что общего?»
1). Что общего у сосны и ели?
2). Что общего у ложки и вилки?
3). Что одинакового у детей нашего класса?
2. «Чем отличаются предметы?»
1). Чем отличается сосна от ёлки?
2). Чем отличается добрый человек от злого?
Чем отличается слон от бегемота, кошка от собаки?
3. «Что общего и чем отличается?»
Назвать больше общих признаков и отличий между взрослыми и детьми, зверями и птицами.
1). Что общего и чем отличается бег от ходьбы?
4. «На что похоже или Цепочка сравнений»
Игра запускается вопросом:
- На что похожа горошина?
- Горошина похожа на маленький шарик.
- На что похож шарик?
- Шарик похож на мячик.
- На что похож мячик?
- На дыню, дыня на солнце, солнце на огненный шар, огненный шар на пожар. Получилось, что горошина похожа на пожар. Почему так получилось? Сравнение проводилось по разным признакам.
5. «С чем можно сравнить?»
С чем можно сравнить берёзу, лёд, снежинку, соль, горох и т.д.
Змея – «как чёрная лента вокруг ног обвилась»
«Ядра – чистый изумруд». «Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит».
6. «Что такое большое, что такое маленькое».
Цель игры: помочь ребёнку понять, что большое и маленькое может быть только по сравнению с чем – то, принятым за образец сравнения (эталон).
Ребёнка просят назвать какой-нибудь большой предмет. Например, он называет «Дом». А что больше? «Улица». Что больше улицы? И т.д.
Аналогично просят назвать маленький предмет.
7.Развитие понимания относительности размеров.
- Назови предметы больше шкафа, но больше спичечного коробка.
- По сравнению с чем, наш дом маленький, а по сравнению с чем он громадный?
-Для кого муха маленькая, а для кого огромная?
Умение сравнивать – шаг к развитию ассоциативного мышления.
Развитие умения классифицировать также можно осуществлять через внеурочную деятельность.Классификация – это отнесение предметов к классу, в рамках которого предметы не отличаются по принятому признаку или критерию. По другим признакам они могут отличаться.
Приёмы и упражнения, развивающие у детей умение классифицировать.
1. «Назовите предметы с заданными свойствами».
Называют свойство (критерий) предмета, а дети должны вспомнить как можно больше предметов, обладающих этим свойством.
По форме:
- Назови круглые предметы.
- Назови предметы, имеющие много дырок (терка, телефонный диск, решето, пуговица)
По цвету:
-Назови предметы белого (красного, чёрного) цвета.
-Назови предметы, имеющие части и белого, и чёрного цвета.
По запаху, по вкусу:
-Назови вкусные и твёрдые предметы белого цвета (сахар, меренги).
Аналогично по твёрдости, по весу, по веществу (назови всё деревянное, бумажное, стеклянное), по назначению, по способу передвижения.
Нет числа критериям, по которым можно классифицировать предметы и процессы.
2. «По какому признаку объединены предметы?»
1). Шкатулка, кастрюля, сундук, чайник, сахарница (имеют крышку)
2). Стекло, лёд, фарфор (хрупкие) и т.д.
3). «Назови больше предметов»
Называется класс предметов и предлагается назвать представителей этого класса.
1). Какие бывают столы? (письменные, кухонные, журнальные и т.д.)
2). Какие бывают болезни, автомобили, дома, люди и т. д.
3). «По каким признакам объединены числа и буквы?»
1). 10, 12, 19, 20, 200, 9, 90, 900 (название всех с буквы д)
2). 51, 33, 123, 600 (сумма цифр равна 6)
3. «Какое число или буква следующее?» - поиск закономерностей.
1). 11, 1, 10, 2, 9, 3 (8)
2). 9, 4, 16, 25 (36)
3). с, р, п, о (н)
Дети задают много вопросов с просьбой объяснить: что это такое? Как это называется? Зачем это? На каждый вопрос надо ответить ясно, понятно для ребёнка и точно. На это нацелены приёмы и упражнения развивающие умение давать определения словам, ибо это основа логического мышления, взаимопонимания между людьми.
Определение – это операция установления смысла незнакомого слова или предмета с помощью абсолютно знакомых слов.
Способы формулировки определений:
1).Показать предмет или его изображение и одновременно произнести его название;
2). Перечислить свойства предмета или описать предмет.(Шуба – это верхняя, тёплая, зимняя одежда на меху)
3). Перечислить функции предмета (зачем сделан)
4).Указать на антифункцию (милиционер, судья – противоположность преступника).
5).Сравнить с заведомо известным предметом (кнопка – тонкий короткий гвоздик с широкой шляпкой)
6).Генетический способ – при определении в качестве отличия выступает происхождение или способ изготовления предмета.
7).Научный способ – определение состоит из 2 частей: определяемой (квадрат) и определяющей. Определяющее понятие состоит из 2 частей: синонима (прямоугольник) и уточняющего понятия (с равными сторонами).
Формулировка определений – это прекрасный способ заставить ребёнка думать.
Игра № 1.
Показать детям предмет и сказать, что они прибыли на маленький остров, жители которого не знают смысла этого слова. Объясните, что это такое.Ответы запоминаются или записываются, а потом сравниваются с определениями, данными в словаре.
Игра № 2 – обратная предыдущей: загадать загадку.
Из словаря читается определение слова, спрашивается: «Что это такое?» Можно дать шифровку 416-2-10 (416- номер страницы, 2 колонка, 10 строка).
Эти игры увеличивают словарный запас, учат правильно пользоваться словарём и давать точные определения, повышают интерес.
Один из способов развития интеллекта – решение логических задач табличным способом, методом сведения сложной задачи к простой, методом фишек. А также решение задач на догадку и перебор вариантов, задач на разрезание и распилы.
Задачи на смекалку способствуют развитию нестандартного мышления. Смекалка – это острота ума, наблюдательность, нестандартность мышления, уход от стереотипов мышления, быстрота соображения и интуиция.
Для интеллектуального развития младших школьников во внеурочной деятельности составлена рабочая программа кружкового объединения «Интеллект».
Пояснительная записка.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, внимание, память.
Цель: Создать условия для развития интеллекта младших школьников.
Задачи: - научить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать между собой предметы, слова, числа, обобщать, классифицировать предметы, слова, числа, осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
- создать условия для развития речи;
- создать условия для развития внимания, памяти.
Разделы программы «Интеллект»
1.Развитие активного словаря (словесные ассоциации).
2.Понятие.
3.Развитие мыслительных операций.
4.Развитие различных типов и видов памяти.
5.Развитие внимания.
Всего занятий- 34.
В неделю- 1.
В данной работе я использую разные формы:
- конкурсные игры;
- интеллектуальные игры;
- экскурсии;
- тематические занятия в библиотеках города, и в музеях.
Методы работы:
1).Теоретические:
- рассказ;
- знакомство с научно-познавательной литературой;
- экскурсии;
2).практические:
- игры;
-интеллектуальные задания (кроссворды, анаворды, анаграммы, чайнворды и т.д.);
- речевые разминки;
- соревнования между командами;
Планирование занятий по курсу «Интеллект».
№
Тема занятия.
1.
Развитие активного словаря (метод словесных ассоциаций).
2.
Словесные ассоциации (выбор не ограничен).
3.
Словесные ассоциации (выбор ограничен).
4.
Словесные ассоциации (выбор ограничен).
5.
Понятие.
6.
Общее (родовое) понятие.
7.
Частное (видовое) понятие.
8.
Существенные признаки понятий.
9.
Сравнение пар понятий и их общие признаки.
10.
Умозаключение по аналогии. Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
11.
Развитие мыслительных операций.
12.
Сравнение. Игра «Окончание слов».
13.
Обобщение. Игры «Найди лишнее слово», «Найди лишнюю пару».
14.
Обобщение. Общие признаки.
15.
Анаграммы.
16.
Словесно- логическое мышление. «Определи понятие».
17.
Классификация. «Раздели слова на группы».
18.
Анализ и синтез. Простые логические задачи.
19.
Анализ и синтез. Сложные логические задачи.
20.
Задачи Зака.
21.
Умозаключения по аналогии.
22.
Установление логических связей и отношений между понятиями.
23.
Развитие различных типов и видов памяти.
24.
Игры «Картинки», «Запомни слова».
25.
Игры «Запомни фразы», «Каскад слов».
26.
Развитие зрительной памяти. «Я- фотоаппарат».
227.
Развитие памяти на буквы, цифры, слова. Игра «Я положил в мешок».
228.
Приёмы помогающие запоминанию. Игра «В алфавитном порядке».
29.
«Самая длинная фраза».
30.
Развитие внимания.
31.
Игры «Шалун», «Выбери быстро».
32.
Развитие концентрации внимания. Игры «Муха», «Часы».
33.
Развитие концентрации внимания. «Пишущая машинка», «Волшебная тройка».Переключение внимания.
334.
Распределение внимания. «Математика и русский одновременно». Развитие объёма внимания.
Предполагаемые результаты.
1)Занятия по программе «Интеллект» позволят развить логическое мышление детей, а также научить их:
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять отношение между предметами типа род-вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза.
-решать логические задачи.
2).Развитие памяти младших школьников.
3).Развитие внимания.
Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников создаёт условия для личностного и интеллектуального развития учащихся, речи, смысловой памяти.
Список литературы.
1.Волина В.В. Учимся играя. М., 1992.
2.Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба и игра: Математика. Ярославль: Академия развития, 1997.
3.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. Ярославль: Академия развития, 1996.
4.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 1995.
5.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2001.
6.Логическая математика для младших школьников. Москва «Поматур» 1998.
15