Всестороннее развитие личности младших школьников посредством внеурочной деятельности


Халтуринская Оксана Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 4 г.Коряжмы»
I квалификационная категория
Выступление на городском семинаре
«Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей в условиях ФГОС»
по теме
«Всестороннее развитие личности младших школьников
посредством внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи  внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни. 
Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное ).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Организацию внеурочной деятельности в моём 3 «Б» классе можно представить в виде таблицы:
Направление
1 класс 2 класс 3 класс
Духовно-нравственное
Азбука нравственности
Азбука нравственности
Азбука нравственности
Мой край родной
Общеинтеллектуальное
Умники и умницы Умники и умницы
Умники и умницы
Общекультурное
Путешествие в Библиоград Путешествие в Библиоград Путешествие в Библиоград
Социальное Азбука улиц и дорог
Азбука улиц и дорог Азбука улиц и дорог
Рассмотрим по направлениям, какие качества личности младших школьников развиваются через внеурочную деятельность.
Духовно-нравственное направление представлено работой факультативов «Азбука нравственности», «Мой край родной».
В 2010 г. нашей школе был присвоен статус городской опытно-экспериментальной площадки по теме «Духовно-нравственное образование гражданина». Я как руководитель МО учителей начальных классов вошла в состав рабочей группы по написанию программ. Мной была разработана рабочая учебная программа «Азбука нравственности» (показать) к учебнику Эраста Павловича Козлова, которая была утверждена на методическом совете школы. Также мной были разработаны адаптированные конспекты с 1 – 4 класс.
В дальнейшем мой опыт по данной тематике был обобщён на уровне города и результатом данной работы является сборник материалов.
Цель курса «Азбука нравственности» – создание условий для формирования у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Цель работы как педагога по программе «Мой край родной» - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Архангельской области и города Коряжмы, воспитанию любви к родному краю. «Любовь к родному  краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С.Лихачёв). Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно даёт нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений  в  быту,  в  природопользовании,  в  ремёслах  и промыслах,  в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.
Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребёнка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач программы данного направления внеурочной деятельности: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через предметный факультатив «Умники и умницы».
Цель программы: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определённым правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребёнка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. И как результат – участие в интеллектуальных играх.
Общекультурное направление реализуется через работу ЦБС.
Программа «Путешествие в Библиоград» в начальной школе, преследует следующие цели:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка,
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения,
через чтение книг привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Специфическая цель курса «Путешествие в Библиоград» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного читателя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Очевидно, что мир книг своей многомерностью и своей многоликостью способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в Библиоград» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Цель курса – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому библиотечные занятия как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.
Социальное направление представлено программой «Азбука улиц и дорог», основная цель которой: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Она сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни. Игровые технологии, применяемые на занятиях, дают возможность включиться ребёнку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Заканчивая своё выступление, хочется сделать такой вывод:
Считаю, что представленные мной программы благотворно влияют на подрастающее поколение.