РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Липовская Ирина Васильевна,
учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкин

В школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Я остановлюсь на интеллектуальной одаренности. Это дети, которые имеют более высокие, интеллектуальные способности; доминирующую активную познавательную потребность; высокую скорость развития интеллектуальной сферы; испытывают радость от умственного труда. Цель работы учителей - выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Обучение одаренных детей направлено на расширение изучаемой области знаний. В результате чего одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; Интернет – олимпиады, интеллектуальные игры, исследования и проекты.
Для развития мыслительного процесса на уроках следует использовать задания, которые начинаются со слов: «сформулируйте», «установите», «соотнесите», «объясните смысл», «выскажите свою точку зрения», проводить конкурсы эрудитов, задавать вопросы повышенной сложности, индивидуальные карточки, интеллектуальные марафоны. Этих детей нужно загружать на уроке по максимуму. Развитию одаренности способствует и групповая работа на уроке; в группе создают что-то новое, что выводит их на более высокий уровень саморазвития, дает возможность быть авторами идей, активными творцами, умение ставить перед собой цель и искать способы ее достижения. На уроках чтения, окружающего мира, ОБЖ можно предлагать творческие задания – подготовить доклад, сообщение по изучаемой теме, рассказать интересные сведения об авторе, с творчеством которого будем знакомиться. Эти дети будут выступать в роли учителя, его помощниками.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, максимально реализую дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. На дополнительных занятиях выполняем задания повышенной трудности по разным предметам. Решаем задания интеллектуальных конкурсов прошлых лет. Это «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Золотое руно», «Кит», «ЧИП». Эти же дети участвуют потом в этих конкурсах. И становятся победителями. С одаренными детьми готовимся к олимпиадам по русскому языку, математике, окружающему миру, чтению. Победители школьных олимпиад участвуют в муниципальных олимпиадах и занимают призовые места.
Важно участие в конкурсах «Интеллект-экспресс», «Познание и творчество», «Умный слон», «Олимпус», «Мультитест», «Умка». Некоторым ученикам присвоено звание «Знаток» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально творческий потенциал России».
Важны домашние задания творческого характера, требующие от детей интеллектуальной активности. Это мини – сочинения, задания типа «зашифруй» - «расшифруй», задания на смекалку и др. Важна реализация индивидуального подхода в обучении. Цель которого - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Реализовать поставленные цели мне помогают различного вида уроки: урок поиска рациональных решений, урок проверки результатов путем сопоставления, урок-зачет, урок-дискуссия. Это уроки в форме соревнований, урок-аукцион, телепередача, заочное путешествие, экскурсия, урок-КВН, «Что? Где? Когда?», урок-исследование. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах,  группах. Проектная деятельность выделяется в процессе обучения уникальной возможностью реально использовать и развивать индивидуальные способности каждого ученика. На уроке дети самостоятельно  выбирают  темы для выполнения проектов. Моя же роль – помогать ученикам, консультировать и координировать работу учащихся, оказывать помощь  в выборе направлений сбора сведений, отыскивать чудеса на каждом уроке.  
С одаренными детьми занимаемся исследовательской и проектной деятельностью. Они члены НОУ «Юный исследователь», которым я руковожу. Участвуем в муниципальных и региональных этапах конкурсов «Я – исследователь», «Первые шаги в науке». Исследовательская деятельность развивает умственные способности, творческие, самостоятельность, исследовательские навыки, память, ведь всю работу нужно выучить ребенку, ораторские способности, ведь необходимо умело представить свою работу.
Таким детям желательно учиться по программам развивающего и усложненного вида. Главное - разработка учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.

Список литературы:
1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Учитель, 2003. –
58 с.
2. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.:
Просвещение, 2006. – 125 с.
15