Программа по выявлению способностей обучающихся Одарённые дети


ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
«ВСХОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.В.ИСАКОВСКОГО» В Д.КЛЮЧИКИ
Угранского района Смоленской области
Программа
по выявлению способностей обучающихся
общеобразовательной школы
«Одарённые дети»
Разработана
Филатовой Татьяной Анатольевной
учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории
д. Ключики
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает, что необходимо воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать выявлению и развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям общеобразовательных учреждений обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в группе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.
Реализация программы рассчитана на 3 года.
Возраст детей, на которых она рассчитана -11-15 лет.
Цель:
создание комплексных системных условий для выявленияинтеллектуальных, творческих способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся,выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.Задачи: 1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по английскому языку. 2. Понимание важности изучения английского языка в современном мире 3. Развитие самостоятельности 4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей Методические принципы: 1. Интеграция основных речевых умений и навыков 2. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях 3. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся Педагогические методики:
метод проектов Л.С.Выготский,
метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,
личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.ЯкиманскаяПоказателирезультативности:
способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах. Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов. Диагностический инструментарий: 1. Уровень усвоения большого объема информации
2. Быстрое пополнение активного словаря
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
6. Развитие элементов критического мышления
Диагностические этапы:
Педагогическая диагностика
Психологическая диагностика
Специальная углубленная диагностика
Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Диагностики:
Диагностика « Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк)
Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е.Рыбакова)
Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И.Рожкова)
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч.
5. Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра6.Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой
7.Методика «Ценностные ориентации»(М. Рокич)
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.