Разработка внеклассного мероприятия ««Спасибо, Азбука тебе» 
 
Внеклассное мероприятие
 1 класс
«Спасибо, Азбука, тебе!»
           
                                                 Автор: Мишукова И.В.
         Цели: 
обобщить изученный материал по курсу «Обучение грамоте»; 
развивать речь, мышление; 
формирование универсальных учебных действий (умение давать правильные, чёткие, полные ответы на поставленные вопросы; выразительно читать наизусть; умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; развивать способности к творческой деятельности; формировать умение представлять свои творческие проекты;  воспитывать умение участвовать в групповой деятельности).
        Оборудование:  электронное приложение к Азбуке – презентация – игра «Звуки расшалились»;  учебник «Азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др. М., 2011). Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Звучит песня «Мы едем, едем, едем в Далёкие края…»
Учитель: 
 - Добрый день, дорогие гости. Уважаемые родители. Сегодня мы встретились по поводу радостного события – первоклассники хотят поблагодарить Азбуку, свою первую книгу. (Слайд № 1 – Азбука).
Ученики: 
Ученик 1.   В день осенний, в день чудесный
                     В класс несмело мы вошли.
               Азбуки (для всех подарки)           Дима
               На столах своих нашли.
Ученик 2.  Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.                         ЮляСлайд №2 
И уже на книжных полках 
Нас другие книжки ждут.
Ученик 3.   Вдоль картинок мы шагали,                                Слайд №3
   По ступенькам – строчкам шли,
   Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прошли!                Маша                   
Ученик 4.  Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать в полгода                 Артём
Научила нас она!
Учитель: 
- Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.
Песня «Азбука».
 - А покажете эти знания во время путешествия по страницам Азбуки.
 - Как вы думаете, ребята на чём отправимся в путь?( на доске Весёлый поезд).
 - Молодцы, Вы угадали.
 - Вот карта, на которой маршрут нашего путешествия.
 - Что такое, что случилось? Нет, на нашей карте названий станций?
 - Как вы думаете, что случилось? Где наши таблички? (предположения детей).
 - Что вы советуете сделать? (на партах у детей таблички с названиями станций).
 - Как вы думаете, в каком порядке должны быть расположены таблички? (они разного цвета, - цвета радуги).
   Дети расставляют карточки и прочитают названия  станций:
Повторяйка  –  ка.
Сказочная.
Алфавитная.
Отдыхай - ка.
Алфавитная.
Собирай - ка.
Учитель:  
 - В поезд можете садиться,
   Этот поезд быстро мчиться,
   От границы до границы,
   По степям до синих гор,
   На зеленый светофор.
 - Садимся в счастливый поезд,
    Занимаем в вагонах свои места.
    Счастливого пути!  (Гудок поезда) 
(Дети сидя имитируют движения поезда).
  1. Остановка «Повторяй - ка»  - нас встречает Нюша, она приготовила скороговорку (слайд №   )Через рвы, через горбочки
Шли мы в лес по грибочки.
 -   Чтение и проговаривание скороговорки с детьми.
Учитель: 
 -  Молодцы:. Нюша осталась довольно.
         - Наш путь продолжается . Какая станция следующая?
Дети: 
         - Сказочная.
Учитель: 
 - Как вы думаете, что будет на этой станции?
2) Остановка «Сказочная».
Учитель: 
- На этой станции нас встречает Крош, ему так хочется пообщаться с вами.
Задание: Крош перепутал названия сказок и их героев.
Снежная принцесса. (Снежная королева)
Желтая  кепочка. ( Красная шапочка)
Илья – царевич и Серый волк. (Иван – царевич и …..)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и …)
Приключения Знайки и его друзей. ( …Незнайки …)
Сказка о рыбаке и рыбачке. ( …… и рыбке)
Конь – горбун (…- горбунок)
Луковый мальчик (Чипполино).
Учитель: 
 - Молодцы! Как хорошо вы знаете сказки и их героев, надеюсь вы прочитаете ещё много сказок.
Дети:
Ученик 1.  Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.                   Алёна                                     
А теперь читаем сами, 
Подружились сказки с нами.
И учительница наша начинала  с «Азбуки».
Ученик 2.  И директор наш, ребята,
                   С «Азбукой ходил когда-то.             Андрей
                   Все ходили в первый класс,
                   Наша очередь сейчас.
3. Продолжаем наше весёлое путешествие. Встречает нас мудрая Совунья.
Учитель:
 - Ой, какое интересное название станции. Прочитайте его ребята.
Дети: 
 - Алфавитная (слайд – алфавит)
Учитель:
 - Ребята, что такое алфавит? 
 - Как образовалось это слово?
- Вы сможете его рассказать? 
 - Отлично! Давайте расскажем его в стихах.
Дети: 
А: Аист с нами прожил лето,
     А зимой гостил он где – то.
                Виталий        
Б: Бегемот разинул рот.
    Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
    Вызвать волка к телефону.
Миша
Г: Гриб растет среди дорожки – 
    Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом
    Дуб долбил как долотом.
Маша Б.
Е и Ё: Ель на ёжика похожа:
           Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
      Ждет он, кто ему поможет.
Артём
З:  Звёзды видели мы днём
     За рекою, над кремлём.
И: Иней лёг на ветви ели,
     Иглы за ночь побелели.
Влада
К: Кот ловил мышей и крыс.
     Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
     Люди вёслами гребут.
Маша Л.
М: Мёд в лесу медведь нашёл,
      Мало мёду, много пчёл.
Н:  Носорог бодает рогом,
      Не шутите с носорогом!
Руслан
О: Ослик был сегодня зол – 
     Он узнал, что он осёл.
П:Панцирь носит черепаха,
     Прячет голову от страха.
Андрей
Р: Роет землю серый крот,
    Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон – 
     Стоя спать умеет он.
Дима
Т: Таракан живёт за печкой – 
     То-то тёплое местечко.
У: Ученик учил уроки – 
     У него в чернилах щёки.
Денис
Ф: Флот плывёт к родной земле.
      Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорёк – 
     Хищный маленький зверёк.
Витя
Ц: Цапля важная, носатая
     Целый день стоит как  статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
     Чинит часики для нас.
Юля
Ш: Школьник, школьник, ты – силач,
      Шар земной несёшь как мяч!
Щ: Щёткой чищу я щенка,
       Щекочу ему бока.
Алёна
Э: Эта кнопка и шнурок – 
     Электрический звонок.
Ю: Юнга – будущий матрос – 
       Южных рыбок нам привёз.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
    Я на память знаю буквы!             Миша
Ъ: Знак я очень твёрдый, от того и гордый.
     Буквы в слове разделяю.                             Дима                                                  
     Только жаль, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдёшь
     И в слове «льёт» и в слове «дождь».           Денис 
Ы: Вот топор. Полено рядом.
      Получилось то, что надо.
      Получилась буква Ы –                    Артём
      Все мы знать её должны!
Учитель: 
 - На этой станции Совунья предлагает поиграть в игру «Раздели словечко».
- Как вы думаете, что нужно сделать со словами?  (На доске цветок с лепестками  - на которых написаны слова, дети берут лепесток и делят написанные слова на слоги).
Азбука, книга, чтение, буква, слово, ударение.
 Станция «Отдыхай – ка».
Учитель: 
 - Как мы можем отдохнуть во время путешествия?
Ученики:
- Провести физкультминутку.
Учитель:
 - Копатыч предлагает игру «Гласный, согласный».
 - Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки, если услышите   в начале слова согласный – то приседаете.
(Утюг, окно, мост, стол, урок, школа, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук).Станция «Отгадай – ка».
   Учитель: 
 - На этой станции вас встречают родители – они хотят задать вам загадки (загадки читают родители).
Эта буква широка                                      В этой букве нет угла – до того она кругла.
И похожа на жука. (Ж)                            До того она кругла – укатиться бы смогла. (О) 
С этой буквой на носу                                На эту букву посмотри - 
Филин прячется в лесу (Ф)                    Она совсем как цифра три. (З)
Палочка и палочка, 
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква …(М)
Станция «Собирай – ка».
        Учитель:
- Пин приготовил для вас игру «Собери слова». Работаем в парах.
Собери слова.
         Сначала столбик рассмотри,
  Потом ответь на мой вопрос:
 В каких словах стоят внутри,
Рот, ухо, лоб, усы, и нос?
Подсказки шепчет самосвал
Везу я буквы всех начал!
А буквы всех концов, друзья,
Уже отдельно ссыпал я.
 -рот-ВО, Г, КО, М, Ю, а, мор, ОК, НЯ, ТЬ 
-ухо-
-лоб-
-усы-
-нос-
(Ворота, мухомор, колобок, гусыня, юность).
Учитель:
- Молодцы! Как дружно вы умеете работать!
Станция «Конечная».
Учитель: 
- Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы убедились, что Азбука многому нас научила. Скажем ей спасибо.
Ученики: 
Ученик 1. Ты эти буквы заучи
                   Их три десятка с лишком.          Маша Л.
                   А для тебя они  - ключи 
                   Ко всем хорошим книжкам.
Ученик 2. Прочтёшь ты книги о зверях,
                   Растеньях и машинах.
                  Ты побываешь на морях                Алёна
                  И на седых вершинах.
Ученик 3. Тебе чудесные края
                   Откроет путь от «А» до «Я».       Влада
Учитель: 
- На наш праздник пригласили директора нашей школы Болтовскую Людмилу Владимировну  (поздравление, вручение подарков).
Поздравление  родителей, вручение подарков.