Методическая разработка Формирование лидерских качеств у суворовцев
Московское суворовское военное училище
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме "Воспитательная работа по формированию у суворовцев лидерских качеств".
Исполнил:
Педагог-организатор 6 учебного курса
Колегаева О.Н.
Вступление
Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.
Качества лидера – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские.
В наше время важность для будущего офицера-руководителя-единоначальника обладать лидерскими качествами в целях успешного и эффективного решения служебно – боевых задач - это руководство подчиненным личным составом необходимо в форме лидерства. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе между людьми, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Поэтому целенаправленное развитие лидерских качеств будущих офицеров повышает эффективность их профессиональной подготовки, мотивационную и практическую готовность к лидерской деятельности, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации. Из нормативного документа Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 515 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации" можно выделить следующие моменты, касаемые, воспитательного процесса суворовцев:
Воспитание обучающихся является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности училища.
Воспитательная работа в училище реализуется в процессе учебной деятельности обучающихся, а также их повседневной жизни. В училище соблюдаются правила воинской вежливости, поведения и правила, обеспечивающие поддержание дисциплины и проведение мероприятий, предусмотренных распорядком дня училища.
Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация воспитательной работы в училище осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся.
Основной формой воспитания обучающихся является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся.
Основываясь на данный документ, можно сказать, что создание новых политических, социально-экономических отношений в обществе определенным образом зависит от того, насколько каждый воспитанник будет занимать активную жизненную позицию, готов к участию в демократическом управлении обществом, является лидером своей жизни.
Смена приоритетов в нашем обществе, где главной ценностью является человек, требует от современного образования системного, новаторского педагогического обеспечения воспитательного процесса, основанного на демократических принципах, принципах личностно ориентированного взаимодействия. Воспитательная работа в суворовском училище является носителем ценностной реалии по развитию лидерских качеств, отражающих психологические и социальные особенности самоутверждения воспитанников в обществе.
Основная часть
Одним из основных условий становления личности является самореализация, но воспитанники не всегда чётко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Дух лидерства свойственен природе каждого, поэтому воспитателю взвода необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с суворовцами, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств суворовца. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали или выступали редко.
Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «… чтобы воспитать в человеке нужное качество, надо его ставить в ситуацию, в которой он должен это качество проявить». Изучения опыта воспитания и обучения суворовцев, специфика их деятельности в условиях суворовского училища, показывает, что организация, используемые воспитателями формы и методы воспитания при соответственном системном творческом и целенаправленном подходе, позволяют воспитать у данной категории лидерские качества.
Модель формирования лидерских качеств у воспитанников суворовского училища предполагает тесное взаимодействие воспитателя и суворовца и состоит из нескольких этапов:
Целевого (цели и задачи)
Диагностико-аналитический ( исследование особенностей лидерских качеств у суворовцев, анализ результатов)
Содержание (теоритические и практические компоненты)
Организационно-деятельностный (работа воспитатель-суворовец)
Оценочно-результативный
Методы воспитательной работы реализации предполагаемой модели включает в себя:
методы формирования и коррекции сознания личности (убеждение, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования деятельности (поощрение, критика);
методы организации жизнедеятельности суворовского коллектива (коллективная игра, коллективные требования, коллективное соревнование и т.д.).
Необходимо отметить, что использование современных методов воспитания при работе по формированию лидерских качеств, происходит с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Основные признаки, характеризующие лидера:
принадлежность к взводу\роте: лидер – именно член взвода\роты, он «внутри», а не «над» взводом\ротой;
лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус;
совпадение ценностных ориентаций, нормы и ценностные ориентации лидера и взвода совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы взвода;
воздейственность лидера на взвод: влияние на поведение и сознание остальных членов взвода со стороны лидера, организация и управление взводом при достижении целей;
умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
умение работать в команде;
умение вести дискуссию;
умение анализировать;
коммуникативные умения.
Исходя из признаков лидерства, воспитатель ставит для себя основные задачи воспитания лидера:
обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
самоорганизация и проектирование собственной деятельности;
формирование социально-нравственной позиции;
выработка у воспитанников партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
Реальная практика говорит о том, что в училище, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся пассивно выполняют поручения педагога\воспитателя, хотя суворовцы способны проявить инициативу, активность, творчество, участвовать в общественной жизни.
Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогом\воспитателем ситуации (внешней и внутренней – своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.
Конструирование поля лидерства предполагает:
организацию ситуаций жизнедеятельности взвода, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа воспитанников;
создание во взводе\роте обстановки сотрудничества, сотворчества;
позиция педагога\воспитаттеля - "рядом и впереди";
использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел (КТД) и деловых игр.
Лидерство как качество личности формируется, развивается и совершенствуется в коллективе. Именно в данной среде закладывается фундамент качеств лидера как личности – желание бескорыстно помогать окружающим, ответственность, трудолюбие, коллективизм и др., которые являются основополагающими лидерства.
Совместная общественно полезная деятельность по своему содержанию может быть различной (учебная, трудовая, общественная, спортивная и др.). Такая деятельность способствует сплочению суворовцев, развитию ответственности, чувства долга, взаимоуважения, желании прийти на помощь своим товарищам, воспитанию у них дипломатичности, гибкости в отношениях с товарищами, коммуникативных, деловых и лидерских навыков.
В нашей роте такая деятельность осуществляется в процессе организации и реализации коллективных творческих дел (КТД). КТД позволяют создать на учебном курсе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД воспитатели и суворовцы приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. Примером КТД в нашей роте может быть одна из последних новогодних акций «Доброе дело», где суворовцы приняли участие в поздравление с Новым годом пансиона ветеранов, традиционные Дни именинника, трудовые десанты, организация культурно – досуговых мероприятий в роте силами суворовцев и многое другое.
Результаты таких мероприятий предполагают развитие так называемых общих качеств лидера среди суворовцев, таких как:
компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
активность – умение действовать энергично, напористо;
инициативность - творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
общительность – открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
сообразительность - способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
самообладание- способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу.
Положительные тенденции во взводе\роте, характеризующие этот процесс:
переделка сфер влияния: умаление роли одних лидеров микрогрупп и возвышение других, появление новых
изменения в составе микрогруппнизвержение лидеров отрицательных микрогрупп.
В то же время, следует хорошо представлять, что как есть прирожденные лидеры, так есть и прирожденные талантливые исполнители. И те и другие ценны. По мере взросления эти соображения следует положить в основу профориентации. Таким образом работа по развитию лидерских качеств даёт положительные результаты по формированию и развитию таких качеств воспитанников, как сдержанность, рассудительность, инициативность. Различные виды совместной деятельности позволяют вырабатывать навыки социального взаимодействия, а также закрепляют умения брать на себя обязательства и выполнять их, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.