Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ педагогика и психология


Научная статья на печать
Педагог – психолог МБОУ «СОШ №12»
Кунгурова Александра Николаевна
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более творческое или своеобразное, нам во всех этих сферах нужны лидеры. Не быть лидером это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике, а также и в психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как государственная, стратегическая задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании.
Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного становления.
Сегодня, вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления стал, наиболее, значим для общества. И лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. И можно правомерно утверждать, что проблема формирования готовности к лидерской деятельности в юношеском возрасте является актуальной.
Цель исследования – выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Объект исследования – процесс формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у старшеклассников.
Гипотеза исследования – процесс формирования лидерских качеств будет эффективным при реализации психолого-педагогических условий:
Учитель учитывает, что лидерство является неотъемлемой частью в жизни старшеклассника;
Учитывает особенности личностного развития этого возраста;
3. Целенаправленно реализует формы и методы воспитания.
В соответствии с поставленной целью проведенного исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования лидерских качеств у старшеклассников в научной литературе.
2. Раскрыть особенности личностного развития старшеклассников.
3. Выявить психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у старшеклассников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию лидерских качеств и интерпретацию полученных результатов.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №20 в городе Альметьевск. В исследовании принимали участие всего 70 человек, из них 30 учащихся 10 «А» класса, которые составили экспериментальную группу, 30 учеников 10 «Б» класса, которые составили контрольную группу, и 10 учителей старших классов.
В результате опытно – экспериментальной работы были получены следующие данные:
1. Одной из основных целей школа ставит формирование лидерских качеств у учащихся. Для исследования учителей, работающих в старших классах, был использован метод анкетирования. По результатам анкетирования учителей можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в школах уделяется большое внимание формированию лидерских качеств у старшеклассников. Для этого учителями используются различные традиционные формы и методы воспитания: беседы, соревнования, тренинги, классные часы и прочее. Наиболее часто используемым методом по формированию лидерских качеств у старшеклассников является соревнование. В качестве главных форм по формированию лидерских качеств у старшеклассников выступают проведение классных часов.
2. На первом этапе исследования нами была проведена диагностика по методике самооценки лидерских качеств. В исследовании принимали участие учащиеся 10 «Б» класса, которые составили контрольную группу нашего исследования. Таким образом, исследование показало, что у большинства учащихся данные качества выражены средне. Из высоких показателей - 30% учащихся наиболее развито качество наличие творческого подхода, а наименьше развито качество 30% – умение управлять собой. По результатам теста можно дать рекомендации по формированию данных качеств.
3. На втором этапе исследования нами была проведена работа по программе по формированию лидерских качеств с учащимися экспериментальной группы 10 «А» класса. В программу входило 7 занятий с учетом психолого – педагогических условий.
4. На третьем этапе нашей опытно – экспериментальной работы, после проведения программы, была проведена диагностика по методике самооценки лидерских качеств. В исследовании принимали участие учащиеся 10 «А» класса, которые составили экспериментальную группу нашего исследования. Таким образом, говоря о показателях в экспериментальной группе, можно сказать, что они значительно выше, нежели в контрольной группе. Что мы и ожидали от проведения программы по формированию лидерских качеств у учащихся старших классов.
5. В результате сравнительного анализа по методике «Я – лидер», в контрольной и экспериментальной выборке были обнаружены значимые различия в самооценке таких лидерских качеств как: умение управлять собой; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой. Значимого различия в самооценке такого качества как осознание цели обнаружено не было
Таким образом, статистический критерий подтвердил различия степени самооценки лидерских качеств в контрольной и экспериментальной выборке, которые прорисовываются в соотношении средних показателей, что и требовалось доказать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Башарин В. Ф. Лидерство - одна из доминант современного российского образования // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7-8. – С. 23.
Байбородова Л. В., Рожков М. И. Теория и методика воспитания / – М.: Владос, 2004. – 382 с.
Бедерханова В. П., Демакова В. П., Крылова, Н. Б. Гуманистическое пространство воспитания // Народное образование. – 2011. – № 2. – С. 242-250.
Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 87-95.
Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н.. Социальная психология группы / – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
Голубева Н. В. Некоторые социально-психологические факторы работы руководителя // Руководство и лидерство /под ред. Б. Д. Парыгина. – Л., 1973. С. 37-44.
Гэррод Д., Лоусон Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. – М.: Фаир-Пресс, 2005.
Жеребова Н. С. Неформальное лидерство в малых группах // Вопросы социальной психологии. – Л., 1968.
Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование. – 2002. –№ 7. – С. 161-162.
Кипнис М. Тренинг коммуникации / - М.: Ось-89, 2004.
Ковалев Н. Е. Введение в педагогику / - М.: Просвещение, 1975.
Козьмина Е. Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование. – 2000. –№11. – С. 53-55.
Кон И. С. Психология ранней юности / - М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
Кон И. С. Психология старшеклассника / - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
Конюхов П. И. Словарь-справочник практического психолога / - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.
Корягина О. П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель. – 2003. – №6. – С.138 - 150.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства / – СПб.: Питер, 2001. –86 с.
Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С.42-51.
Кудряшова Е. В., Суханов В. Р. Особенности лидерства как элемента социального управления // Философия и образование – пространство диалога. – Архангельск, 2000. – 23 с.
Лутошкин А. Н. Как вести за собой / – М., 1986.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 688 с.
Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // Народное образование. – 2001. – №8. – С.151- 159.
Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. – 2001. – №4. – С.121- 124.
Мухина В.С. Возрастная психология / – М.: Академия, 2003.
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования / – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
Парыгин Б. Д. Основы социально – психологической теории / – М.: Мысль, 1971. – 351 с.
Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования) сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Парыгина. – Л., 1973. – С. 5-12.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / – М.: Просвещение, 1982.
Петровский А. В. и др. Проблема личности в современной психологии / – М.: Просвещение, – 1982. –№4.
Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов / – М.: Просвещение, 1978.
Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / – М.: "Наука", 2000.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
Рожков М. И Лидер / – М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992, – 76 с.
Савин Н. В. Педагогика / – М.: Просвещение, 1978.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива / – М.: Молодая гвардия, 1975. – 238 с.
Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя / – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997.
Тебе, вожатый! / – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии». – 2004. – №2. – 96 с.
Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции / – М.: «МОДЕК», 2001. – 112 с.
Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа // Народное образование. – 2001. – №2. – С. 120- 127.
Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков / – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. – 117 с.
Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения // Классный руководитель. – 2001. – №8.
Фришман И. И. Развитие лидерского и творческого потенциала детских общественных объединений // Внешкольник. – 2005. – №3. – С. 21-24.
Холостова Е. И. Теория социальной работы / – М.: «Юрист», 2001. – 334 с.
Хохлова Т. П. Организационное поведение: учебное пособие / – М.: Экономист, 2005.
Хочу быть лидером. Выпуск 2 / – Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. – 96 с.
Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга // Народное образование. – 2001. – №3. – С. 115- 116.
«Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий. –2011 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.03.2011. – URL: http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/121675-klassnyj-chas-kak-forma vospitatelnoj-raboty.html (дата обращения: 10.03.2011).
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.03.2011. – URL: http://www.astrasong.ru/index.php/science/article/493/ (дата обращения: 10.03.2011).