АНАЛИЗ работы МКОУ «Перегрузненская СШ» по формированию семейных ценностей у школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕГРУЗНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Октябрьского муниципального района Волгоградской области
404313, Волгоградская область, Октябрьский район, с.Перегрузное, ул. Центральная, д.68
ИНН 3421200314 КПП 34101001 БИК 041806001 e-mail: peregruznoe2007@yandex.ru
АНАЛИЗ
работы МКОУ «Перегрузненская СОШ»
по формированию семейных ценностей у школьников
Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям относится: любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.
Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа оказывает им профессиональную помощь. МКОУ «Перегрузненская СОШ» – актуализирует чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дает возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициирует осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Формирование семейных ценностей осуществляется в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.
Каждое внеклассное мероприятие направлено на формирование семейных ценностей у школьников основной и старшей школы.
Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников, МКОУ «Перегрузненская СОШ» учитывает следующее:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей;
- возможности и интересы родителей, общественности;
-воспитательный потенциал социального окружения школы;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью школы, села;
- традиции школы;
- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;
- периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя.
Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся, МКОУ «Перегрузненская СОШ» придерживается следующих направлений:
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.
Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.
Участие в тематических конкурсах и проектах
Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование.
Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания осуществляется как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях.
При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В начальной школе идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека.
Содержание воспитательной работы в школе направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста школа знакомит с основами генеалогии, рассказах о семейных обязанностях; осуществление проектной деятельности по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн).
В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.
В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины, на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи.
Для учащихся 10-11 классов уделяется большое внимание на формирование позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.
Учитывая вышеизложенное, МКОУ «Перегрузненская СОШ» дает следующую информацию, о лучших мероприятиях, направленных на формирование семейных ценностей:
№ п/п
Наименование мероприятия
Целевая аудитория
Срок проведения (период)
Описание мероприятия
Информационное сопровождение
Итоги и результаты
1
Классный час «Что стоит за словами «Мой дом»
5 кл
октябрь
Рассказ о семейном укладе русской семьи в различные исторические эпохи
Кл. час проводится в форме этической беседы, немного лекции
(историческая литература)
Формирование уважительного отношения к членам семьи, понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына; правильное отношение к семье, ее членам, воспитание духовных потребностей в уважении к окружающим.
2
Индивидуальный проект «Мое генеалогическое древо»
4 кл.
январь
Дети получают задания и в течение недели обсуждают с родителями предков, затем рисуют на бумаге и проходит защита подготовленных генеалогических древ, с приглашением родителей
Родители помогают детям вспомнить своих предков
Формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь
3
Вечер отдыха «Мама- как чистейшей любви божество»
9 кл
март
Выставка книг о материнской любви. Учащиеся читают книги о маме, обсуждают прочитанные произведения, знакомятся с новыми, рассуждают о великой силе материнской любви.
Книги и стихи о маме
Формирование ценностного и уважительного отношения к материнству и материнской любви, уважения и признательности женщине, подарившей жизнь
4
Кл. Час «Счастлив тот, кто счастлив дома»
7 кл
апрель
Рассказ учителя : День Петра и Февронии Муромских)
Историческая литература Иллюстрация «Петра и Февронии Муромских»,
Формирование семейных ценностей, просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений
5
Родительское собрание «Здоровая семья-здоровое общество»
родители
декабрь
Беседа-диалог о ЗОЖ с приглашением мед. работника
Книги и статьи о ЗОЖ
Ведение здорового образа жизни в каждой семье
15