презентацияДуховно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературыУчитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №36Сёмина Ольга Николаевна


Патриотическое воспитание на уроках русского языкаРусский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Частные задачи, которые решаются учителем:1) воспитание коммуникативной культуры школьников;2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;3) выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.



Патриотическое воспитание на уроках литературыПланомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.
Педагогическая мастерская«А мы войны, представь себе,не знали…»Цели: образовательные: дать обзор произведений о Великой Отечественной войне, осмыслить подвиг и трагедию народа в годы войны, нашедших отражение в «лейтенантской прозе»; развивающие: формировать потребность в систематическом чтении художественных произведений; учить создавать текст на основе ассоциативных и логических связей; совершенствовать умения и навыки самостоятельной поисковой работы Интернет-ресурсов; воспитательные: формировать чувства патриотизма и исторической памяти; воспитывать культуру мышления и общения;воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.




Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно- воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, « создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Принципы построения мастерской В основе организации педагогической мастерской лежат следующие гуманные принципы: - равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию;- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску с помощью создания личностной мотивации. - отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Стимул в работе – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;- сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения;- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики;- предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, так как без выбора нет свободы; - нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и ее результаты.




Типы мастерскихПо целям и способам деятельности выделяются такие типы мастерских:1. Педагогическая мастерская построения знаний.2. Педагогическая мастерская письма.3. Мастерская самопознания.4. Мастерская отношений и ценностных ориентаций.



Этапы мастерскойИндуктор (индукция – « наведение») – это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. На уроке ученик слышит, что рассказывает учитель, видит демонстрацию чего-либо, но он не затронут личностно, не побужден к размышлению. На первом этапе мастерской построения знаний надо найти такое действие, чтобы каждый участник мастерской «зажил» в ней, ощутил предложенную тему как свою. С помощью индуктора мастер включает подсознание, сферу эмоций человека, зная, что заинтересованность появляется, когда приходит чувство.Основные требования к индуктору: должен актуализировать личный опыт участника мастерской; должен быть связан с содержанием мастерской; должен предоставлять участнику возможность выбора.


Создание творческого продукта Работа с материалом: произведениями живописи, с текстами, схемами. Создание творческого продукта: своего рисунка, текста, проекта…(деконструкция - реконструкция).Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать свое целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.


СоциализацияСоотнесение своей деятельности с деятельностью других: работа в парах, в малых группах, представление промежуточного, а затем и окончательного результата своего труда. Задача этого этапа- не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

АфишированиеВывешивание(озвучивание) произведений (текстов, рисунков, схем и пр.) и ознакомление с ними всех участников мастерской.

РазрывПсихологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием, побуждающий к поиску ответов на возникшие вопросы.
РефлексияРазмышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Осмысление не столько процессов творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего эмоционального и интеллектуального движения. Формы рефлексии разнообразны, вот некоторые из них: продолжите предложение: «Я сегодня понял…»; ответьте на вопросы: «Какие мысли и чувства пережил в ходе мастерской? Какое сделал открытие?»; создайте символический рисунок, передающий ваше ощущение после мастерской; напишите сочинение - эссе «Я открываю…».



«Великая Отечественная война и литература»Лейтенантская проза (обзор, 2ч.) Индуктор Индивидуальная работа. •Война…напишите ассоциации к этому слову, прочитайте вслух, не повторяя тех слов, которые прозвучали; дополните список слов теми, каких у вас нет.•Подчеркните слова, наиболее важные для вас, объедините их в словосочетание, напишите на эту тему текст-миниатюру о войне.Социализация Чтение работ вслух.


Панорама войны Групповая работа.Создайте панораму войны:Выберите репродукцию картины о войне, которая на вас произвела наиболее сильное впечатление.Афиширование. Рисунки прикрепите на общий лист; обсудив в группе, выразите одним словом, какой увидели войну.Слово учителя. Писатели, художники, композиторы – они стремились сказать нам правду о войне. Великую правду Победы. Во имя тех, кто пал в Бресте, на Волге, на ладожском льду, во имя мерзших в окопах под Ржевом, горевших в танках на Курской дуге, заживо гнивших в синявинских болотах, но не сделавших ни шагу назад.

style.rotation



«Окопная правд а лейтенантской прозы» Групповая работа. •Озвучьте творческое домашнее задание: расскажите, какую правду о войне вы узнали из произведений писателей-фронтовиков, предварительно обсудив в группе, чью работу вы будете представлять. •Социализация. Выслушиваются сообщения по произведениям писателей-фронтовиков в различных жанрах (дневниковых записей, фронтового письма, презентации книги, заметок военного корреспондента, интервью).•В ходе сообщений демонстрируются визитные карточки писателей-фронтовиков:Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева, К.Воробьева, В.Кондратьева. •Обсудите в группе вопрос: что важного сказали писатели о войне? Озвучьте ответ.



«Сердца моего боль». Работа с текстом В.Быкова «Полководец». Групповая и индивидуальная работа Создайте версию рассказа по предложенным вопросам (группы получают разные варианты вопросов, версии озвучьте;Сравните их с рассказом В. Быкова (читается рассказ «Полководец», выбирается та информация, которая является неожиданной, противоречитпервоначальным представлениям);Что нового, неизвестного о войне вы узнали из этого рассказа? как вы назовете этот рассказ?В. Быков назвал рассказ «Полководец». Почему так?



Рефлексия. Индивидуальная работа. 1. Послушайте стихотворение, написанное вашим современником, продолжите его, написав в сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе мастерской. Сочинение читается вслух.



РефлексияКакие мысли и чувства пережил сегодня…Я сегодня понял…Сегодня я для себя открыл…


Творческие отчёты учащихсяПамять…

Малая Родина-Дзержинск
Спасибо за внимание