Формирование семейных ценностей на уроках английского языка
Статья Буханцовой Любови ШариповныФормирование семейных ценностей на уроках английского языка
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая это семья!»
В условиях стремительного развития общества формирование семейных ценностей считается самым важным в жизни человека. В семье ребенок рождается, учится жить достойно, уважать людей. Семья играет важную роль не только в воспитании детей, но и в жизни страны. Наиболее последовательно и глубоко развитие семейных ценностей и воспитание личности происходит в школе. Существенное влияние оказывают предметы гуманитарного цикла, такие как, обществознание, история, литература и другие. Данные предметы оказывают влияние на становление личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Несомненно, каждый из данных предметов достоин подробного рассмотрения и анализа. Но мне бы хотелось обратить внимание на формирование семейных ценностей в процессе преподавания иностранного языка, а именно английского. Для того чтобы стать частью общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены предыдущими поколениями за множество веков. Отдельная личность, семья, народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка. Язык изучается как средство общения и вместе с этим происходит получение новых знаний о народах другой страны, культуре, традициях. Это позволяет приобщить учащихся к тем положительным нормам зарубежной культуры, которые в современном российском обществе либо отсутствуют, либо находятся на грани исчезновения.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков хочется выделить тему «Семья» и на ее примере проследить преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса М.З.Биболетовой для 2-11 классов «Английский с удовольствием» / «Enjoy English” по которому я работаю. Этот курс направлен на воспитание и личностное развитие учащихся, их знакомство с морально-этическими нормами, развитие таких личностных качеств, как доброжелательность, открытость, толерантность, самоуважение, уважение к собеседнику, понимание ценности различных культур, а также развитие умений общения, включая умение избегать конфликтных ситуаций и мирно решать возникающие конфликты. Изучение темы „Семья“ происходит на протяжении нескольких лет обучения следующим образом:в 5-м классе: „Моя семья: черты характера членов семьи, профессии, хобби и увлечения, взаимоотношения в семье“;в 6-м классе: „Что такое семья: взаимоотношения в семье, близкие и дальние родственники, письма родственникам“, „Дети и родители“, „Взаимоотношения между подростками в семье: конфликты, совместные игры, розыгрыши“, „Взаимоотношения между людьми разных поколений в семье“;в 7-м к в 8-м классе: „Взаимоотношения в семье (с родителями, братьями и сестрами), с друзьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения“;в 9-м классе: „Трудный выбор подростка: семья или друзья. Причины недопонимания между детьми и родителями“, „Конфликты между родителями и детьми: их причины, возможные последствия. Мирное решение семейных конфликтов“, „Письмо в молодежный журнал: нахождение взаимо-понимания между братьями и сестрами, детьми и родителями. Пути предотвращения и решения конфликтов. Советы сверстников и взрослого психолога“;в 10-м классе: „История моей семьи: связь поколений“,Семейная гостиная, „Большие и маленькие семьи. Что делает семью счастливой? Полезны ли семейные ссоры? Как родители относятся к моим друзьям“, „Памятная семейная дата“;Учащиеся выполняют проекты: «Из истории моей семьи», « Кто выбирает друзей для подростка- родители или он сам».
Одним из достижений планируемых личностных результатов ФГОС в курсе “Enjoy English” является ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, которое формируется в ходе знакомства с семейными ценностями и традициями различных стран и народов мира, включая Россию.
Также, хотелось бы отметить, что содержание обучения иностранному языку в школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Изучение иностранного языка предполагает не только усвоение грамматической и лексической структуры языка, но и формирование определенных жизненных позиций учащихся. На данный факт оказывают влияние тематические уроки. Проводя уроки английского языка, большое внимание уделяется темам, которые посвящены разнообразным праздникам. Данные уроки дают большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Изучение традиций и обычаев празднования разнообразных событий в иноязычных странах дает учащимся возможность окунуться в семейные празднества, получить весомые знания о них и перенести иноязычный опыт в свою семью. Так, например, на уроке, посвященном празднованию Рождества, обучающиеся получают возможность окунуться в веселье, радость в преддверии данного праздника.
Они получают знания о том, как готовятся к данному празднику, что готовят на стол и как дарят подарки члены семей друг другу. На уроке, посвященном празднованию Пасхи, обучающиеся узнают откуда произошел данный праздник, когда его празднуют, что принято дарить друг другу, что является символом данного праздника и так далее. Совместное изучение праздников на уроках английского языка способствует не только формированию семейных ценностей, но и способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, оказывает воздействие на духовное становление личности. На уроках иностранного языка по теме «Семья» я использую такие формы работы как:
Групповые занятия; Диагностирование (анкетирование, тестирование, опрос, Проводится анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод незаконченных предложений»); Беседы, дискуссии; Часы общения, диспуты, просмотр фильмов;Ролевые и деловые игры; Социальное проектирование (коллективные и индивидуальны проекты);Практические занятия.
Формы работы отвечают возрастным особенностям обучающих, ориентируют их на систему ценностей, в которой важнейшее место занимают такие категории, как «любовь», «добро», «уважение», «целомудрие», «духовно-нравственные ценности», «культура», «здоровье», «семья», «нравственность», «ответственность» и др. Происходит формирование культурно-национальных ценностей семьи: родство, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.На своих уроках я провожу практические занятия, проходящие в игровой форме, провожу беседы, дискуссии, которые позволяют подросткам вовлечься в процесс определения семейных ценностей. Вот некоторые из них:
Занятие «Смысл жизни»
Цель: развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей; способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Проводится для обучающихся 9-10 кл.
Обучающие разбиваются на 4 группы. Каждая группа стремится защитить ту точку зрения, которая ей досталась, независимо от того, как они сами к ней относитесь. Стараются привести как можно больше аргументов в ее пользу, при этом используя накопленный лексический запас английских слов.
Через 15-20 минут идет общее обсуждение.
«Моя семья»
Цель: анализ установок, осознание собственного отношения к семейной жизни.
Участникам предлагается передавать мяч по кругу, называть свое имя и свободную ассоциацию со словом «семья».
«Багаж с наследством»
Вспомогательные материалы: листы А4 с контурами чемодана, карандаши, фломастеры.
Учитель раздает листы с контурами чемодана и просит изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и ценное, что они хотели бы взять из родительской семьи в свою будущую семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки ведения хозяйства.
Затем обучающиеся разбиваются по парам и делятся друг с другом содержанием своих чемоданчиков. Сначала рассказывает один член пары, задача другого – выслушать, а затем рассказать, что из «багажа» партнера понравилось больше всего, и что бы ему хотелось позаимствовать. Затем участники меняются ролями.
Упражнение «АртФантазия!»
Вспомогательные материалы: карточки с ситуациями
Из группы выбираются добровольцы, которые хотели бы поучаствовать в разыгрывании сценок на тему семенных конфликтов, остальные внимательно наблюдают. Каждому «актеру» раздается листочек с описанием ситуации и роли.
Таким образом, при проведении подобных уроков у ребенка воспитываются толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, у школьников развивается уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.
Список используемой литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М. - 2009. – 269 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413. –Режим доступа
3. Кривов Ю.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 41-42.