Заседание литературного кафе «Бродячая собака»
Заседание литературного кафе
«Бродячая собака»
( по произведению Валентина Распутина «Не могу-у»)
Прежде чем нам, людям,
успокоиться и с миром покинуть землю, нужно
сначала устроить по законам добра и справедливости
жизнь на этой земле.
В.РаспутинЦель:
1.Познакомиться с творчеством В.Распутина.
2. Воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
Оборудование: столики, свечи, легкая музыка, портрет В.Распутина, на каждом столике рассказ «Не могу-у»
(тихая музыка, гаснет свет, зажигаются свечи)
Учитель:
Шум города затих
Тоски распались узы
И чувствует душа
Прикосновенье Музы!
Дорогие друзья! Муза приглашает нас в литературное кафе «Бродячая собака»
- Странное название,- скажите вы.
- Ничуть,- отвечу я.
Но , чтобы во всём разобраться , нам необходимо перенестись в блистательное ренесансное время начала 20 века, в город Петербург, в один из самых известных литературно-артистических клубов этого города, под названием «Бродячая собака».
И вот как он образовывался…
(сценка)
Ученик 1 :«В один из ненастных вечеров осени 1911 года к Николаю Могилянскому, учёному-этнографу, вихрем ворвался его земляк Борис Пронин, как всегда розовый, взъерошенный, возбуждённый с несвязной, прерывистой речью и оборванными фразами.
Пронин:
- Понимаешь!
Гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Только вот беда- надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25.
Тогда всё будет в шляпе!
Могилянский:
- Денег, рублей 25, я тебе дам, но скажи в двух словах, что ты ещё изобрёл и что затеваешь?
Пронин:
- Мы открываем здесь подвал- «Бродячую собаку»! Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы! Всё это будет замечательно!
Могилянский: (подаёт деньги)
- Выбирайте меня в члены Собаки, но я прошу лишь одного. Пусть это будет по соседству со мной , иначе не буду ходить.
Ученик 1:
Потом Николай и думать забыл и о !Собаке» и о Борисе. Но вот удивление! Получает повестку : « Собака лает тогда-то, и адрес приложен»
Ученик 2:
«Бродячая собака» была открыта 31 декабря 1911 года и работала 3 раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после 12 . комнат всего 3: буфетная и две залы. Вместо люстры- обруч. Ярко горит камин. На одной из стен большое овальное зеркало. Под ним диван- особо почётное место.
Низкие столы, соломенные табуреты. Было очень тесно, но фантазия работала неумолимо.
Здесь бывали Бальмонт, Тэффи, Гумилёв, Маяковский, Ахматова.
А ещё здесь устраивали диспуты. Заранее приготовленной программы в кафе не было.
Но все споры, диспуты, сводились по сути к одному- к Человеку.
Учитель:
И мы с вами сегодня тоже будем говорить о человеке.
Совсем недавно мы закончили изучать пьесу М.Горького «На дне» Спорили много и всех философских теориях, представленных в пьесе. Особый спор разгорелся вокруг вопроса: «Что лучше: правда Сатина или ложь луки?»
Сегодня я предлагаю обсудить вопрос: «У человека всегда есть выбор?»
Мы прочли с вами рассказ В Распутина «Не могу-у». Разнообразные чувство вызывает данное произведение.
Прошу выразить испытанное после чтение чувство одним словом. Запишите его на листок.
( учащиеся записывают такие слова, как жалость, несправедливость, отвращение, обида)
Пьесу и рассказ разделяет 80 лет, но что общего между этими произведениями:
- замкнутое пространство (ночлежка, вагон)
- представлены все социальные слои,
- каждый герой идёт по своему пути.
Первая встреча с героем:
Понимает ли читатель сразу, что речь идёт о человеке?
Сравните: каким был? Каким стал? (глаза, волосы, лицо)
Вывод: никто, никакой вражина не сумел бы сделать с ним то, что сделал с собою он сам!
А может и не было у него прекрасного будущего? ( было! Докажите!)А что случилось? А выбор Был?
Не показалось ли вам странным имя героя? Почему автор решает назвать его именно так?
Почему пассажирка не верит в то, что Герольод проживал в Москве
( 1982 год , олимпиада, все подозрительные элементы высылались за 101 километр)
Все ли герои равнодушны к Герольду ? Докажите!
Есть ли надежда?
Что имел ввиду Герольод, произнося фразу: «Не могу-у»
Изменилось ли ваши чувства после нашего разговора. Прокомментируйте.
Очень жаль, что время работы нашего кафе заканчивается. Мы очень рады, что вы зашли к нам в гости.