Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология»
Тема: «Лексикология и фразеология».
Класс: 5.
УМК: любой
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
Технология: комбинированный урок с использованием мультимедийного материала и элементов технологии критического мышления.
Форма работы: групповая.
Оснащение урока для учителя:
компьютер
проектор
экран
компьютерная презентация «Морское путешествие»;
видеоролик «Овсянка»
круги с лексическими понятиями для составления кластера
жетоны
Оснащение урока для учащихся:
круги – олимпийские кольца для каждой команды
листы для практической работы
карточки с заданием
индивидуальные знаки отличия – рыбки
Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексикология» и «Фразеология».
Задачи урока:
Образовательные:
повторить сведения о лексике, лексических понятиях
повторить сведения о лексических особенностях фразеологизмов
учить применять полученные знания в области лексикологии и фразеологии в своей речи
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
развивать умение формулировать определение лексических понятий
развивать умение подбирать синонимы, антонимы, омонимы
развивать умения полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике
развивать критическое мышления обучающихся
развивать внимание обучающихся ;
формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, применять полученные ранее знания; развитие умения работы в группах.
Воспитательные:
создать условия для воспитания интереса и уважения к родному языку, ценностному отношению к слову
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества,
способствующей конструктивному взаимодействию учащихся в групповой работе и повышению их культуры общения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
(слайд 2)
- Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим кругосветное путешествие. Для этого вы разделены на 3 группы.
Целью нашего путешествия является обобщение знаний по недавно изученной теме «Лексикология и фразеология».
3.Повторение.
Работа над кроссвордом.
- Для того, чтобы отправится в путешествие, нам сначала нужно узнать как называется корабль, под парусами которого мы отправимся в путешествие. Для этого необходимо разгадать кроссворд. Я буду задавать вопрос, а те, кто знает ответ, поднимает флажок вверх. За каждый правильный ответ вы получите знак отличия.
Кроссворд: (слайд 3)
Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что? (слайд 4)
Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? (слайд 5)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения? (слайд 6)
Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их? (слайд 7)
Разговор двух или нескольких лиц называется…?(слайд 8)
Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания? (слайд 9)
Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения? (слайд 10)
4. Актуализация знаний.
- Как называется корабль, под парусами которого мы отправимся в путешествие?
- Правильно, мы отправляемся в путешествие на корабле под названием «Лексика». (слайд 11)
Составление кластера на доске.
(слайд 12)
- Давайте вспомним, что же это такое?
(ЛЕКСИКА(от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») - совокупность всех слов русского языка.)
(слайд 13)
- Подробнее о том, что входит в состав лексики, мы узнаем от наших матросов.
(к доске выходят ученики, которые исполняют частушки о том, что изучает лексика и фразеология. В руках у них круги, обводка которых соответствует цветовой гамме олимпийских колец. Внутри кругов написаны лексические термины.)
Частушки о том, что изучает лексика и фразеология:
Есть такой раздел наукиЛексикой зовётся,Он значенье слов изучитИ всему тебя научит.
2. Вот стоит один дружокНа солнце загорает,Однозначным все егоВ народе величают.
3. Многозначные словаТоже нам известны.Их значенья разныеБывают и опасные.
4. А еще есть выраженья
Очень интересные.
В художественной речи
Часто неуместные.
5. Есть словечки – близнецы,Но какие хитрецы.Сходным лицам вопреки,Они по смыслу далеки.6. Встретились на улицеДом, изба и здание.Это же синонимыНаши слова – братья.7. Ученье свет, уж знаем мы,А неученье - тьмаИх различить помогут намАнтонимы – слова.
( После исполнения каждой частушки учитель вывешивает кольца на доску в определённом порядке)
- Спасибо, матросы, присаживайтесь на места.
- Посмотрите, ребята, на доску, озвучьте получившийся кластер.
- А в форме чего получился наш кластер? Что изображено на нашей доске? (олимпийские кольца)
(слайд 14)
- Правильно, это официальная эмблема Олимпийских игр. Эмблема эта состоит из пяти сцепленных между собой колец. А что обозначают каждое из колец?
-Существует версия, что 5 колец Пьер де Кубертен связывал с пятью частями света: Европа – синий, Африка -чёрный, Америка-красный, Азия -жёлтый, Австралия зелёный. На флаге любого государства мира присутствует, по крайней мере, один цвет из представленных на эмблеме.
5. Путешествие.
Задание 1. Многозначность слов.
-Итак, мы отправляемся в путешествие на первый континент, это континент, на котором мы с вами живём. Как он называется ? (Европа) (слайд 15)
(слайд 16) - На этом континенте нас приветствует сборная России по фигурному катанию, которая одержала победу в командном турнире и принесла стране первое золото на Олимпийских играх 2014 в Сочи. Это одиночники Евгений Плющенко и Юлия Липницкая, а танцоры Елена Ильиных и Никита Кацалапов.
-Данный вид спорта всегда связан со льдом, реже тренировки проводятся на земле. Вот и задумались участники, сколько же значений имеет слово «земля»?
-Они просят вашей помощи в этом вопросе. Перед вами предложения, в которых слово «земля» выступает в разных значениях и даны слова для справок, что может означать данное слово. Ваша задача соотнести номера предложений и буквы слов для справок.
Для справок: а) планета, б)территория, в) Родина, г)почва, д)суша.
Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)
Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
Проверка правильности ответов.
-Молодцы, Вы справились с заданием наших фигуристов. Команды, правильно выполнившие задание, получают голубой знак отличия.
Задание 2.Омонимы.
(слайд 17)
-И мы отправляемся к следующему континенту, который тоже непосредственно связан с Россией. Как Вы думаете, какой это континент?
-Верно, это Азия. А почему? (т.к. Россия находится на территории как Европы, так и Азии)
(слайд 18) -На этом континенте нас приветствует олимпийский чемпион 2014 года по скелетону Александр Третьяков, который родился в городе Красноярске. А Красноярский край, как Вы знаете, делит Россию точно пополам. Александр Третьяков задаёт вам вопрос: «Какие слова называются омонимами?» Поднимаем флажки.
(омонимы – это слова одной части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.)
- Посмотрите сценку, найдите омонимы в диалоге , укажите их значение, запишите на карточке.
(на экране воспроизводится видео с записью сценки) (слайд 19)
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
(слайд 20)
- Итак, какие же омонимы встретились в сценке? (овсянка)
-Какие значения имеют эти слова? (птица и каша)
-Молодцы, справились и с заданием Александра Третьякова и получаете жёлтый знак отличия. И теперь мы смело можем отправляться к следующему континенту, на котором проводились предыдущие зимние олимпийские игры. Подскажите мне, какой это континент и почему?
(слайд 21) -верно, это Америка, именно там находится Канадский город, в котором в 2010 году проходила олимпиада. Именно на этой олимпиаде стал чемпионом по биатлону в масстарте на 15 км наш соотечественник (слайд 22) Евгений Устюгов.
Задание 3. Синонимы.
-О каком лексическом термине хочет спросить вас Устюгов? (о синонимах)
-А какие слова называют синонимами? (слова одной части речи, которые имеют одно и тоже значение)
(слайд 23)
-И вот какое задание предлагает нам выполнить Евгений Устюгов:
У вас на партах лежат листочки. Подпишите их. Один вы передадите мне, а один останется у вас. Вам нужно подобрать к данным словам такие синонимы, которые будут состоять из такого же количества букв.
Лес (бор)Горе (беда)Стужа (холод)Хотеть (желать)Базар (рынок)Шум (гам)
-Прошу передать ваши карточки. Проверяем правильность ваших ответов.
Молодцы, и с этим заданием вы справились просто великолепно и получаете красный знак отличия.
(слайд 24)
-Так что без затруднений мы можем отправляться к следующему континенту.
Задание 4. Антонимы.
-На этом континенте ни разу не проводились зимние олимпийские игры, зато два раза проводились летние – в 1956 году в Мельбруне и в 2000 году в городе Сидней. Как называется этот континент?
-Конечно , это Австралия. В Сиднее в 2000 году очень запомнился (слайд 23) четырёхкратный олимпийский чемпион, который получил абсолютное первенство в лёгкой атлетике- Алексей Немов. Он приготовил вам задание о каких словах? (об антонимах)
-А какие слова называются антонимами? (слова одной части речи с противоположным лексическим значением) (слайд 25)
-Алексей Немов приготовил для вас игру, которая называется “Раз, два, три- говори!” (слайд 26)
Условия: я говорю слово, а вы мне быстро называете антоним. Каждому члену команды своё слово.
Большой (маленький)
Высокий (низкий)
Длинный (короткий)
Широкий (узкий)
Толстый (тощий)
Глубокий (мелкий)
Прямой (изогнутый, косой)
Первый (последний)
Верхний (нижний)
Смеяться (плакать)
Хвалить (ругать)
Зло (добро)
Холод (жара)
Чистый (грязный)
Больной (здоровый)
Поднимать (опускать)
Поломать (строить, чинить, ремонтировать)
Здороваться (прощаться)
Храбрый (трусливый)
Правда(ложь)
Горячий (холодный)
-Молодцы, каждый матрос не подвёл свою команду и правильно подобрал антоним к слову.
И каждая из команд получает зелёный знак отличия.
(слайд 27) -Итак, мы с вами совершили путешествие по 4 континентам. У нас остался один континент. Какой это континент? (Африка)
Задание 5. Фразеологизмы.
-Пока в Южной Африке проводилось только два крупных турнира - Кубок мира по регби и чемпионат мира по футболу, однако президент ЮАР Зума подчеркнул, что страна готова стать хозяйкой Олимпийских игр. Отметим, что президент Международного олимпийского комитета до 2013 года Жак Рогге, находящийся в ЮАР, ранее уже заявил, что ЮАР может принимать крупные соревнования, например, Олимпийские игры.
(слайд 28) Председатель международного комитета и приготовил для вас следующее задание, так как он иностранец и ему не понятны некоторые выражения, а именно фразеологические обороты.
-А что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания, которые можно заменить одним словом).
-Напишите синквейн по теме «Фразеологизм».
Напоминаю вам, что правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Проверка синквейнов.
-А вот и задание Жака Рогге: необходимо по иллюстрации отгадать, о каком фразеологизме идет речь.
(слайды 29-37)
Молодцы, за это задание вы получаете чёрный знак отличия.
6. Домашнее задание.
(слайд 38)
Придумать иллюстрацию к фразеологизму и изобразить ее на альбомном листе.
7. Подведение итогов урока.
-Вот и закончилось наше с вами путешествие. (слайд 39)
О каких лексических понятиях мы с вами говорили на уроке?
-У какой команды образовалась олимпийская эмблема на палубе?
Молодцы! Ваша команда работала слаженно!
А теперь посчитайте, сколько дополнительных жетонов-рыбок у вашей команды, сколько у каждого из вас лично?
Выставление оценок ученикам.
8. Рефлексия.
-Я на доске прикрепила портрет двух морячков с разными выражениями лица. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, то уходя на перемену стикер с вашим именем прошу приклеить к портрету весёлого морячка, а если вам не понравилось и у вас грустное настроение, то прикрепите стикер к рисунку грустного морячка.
Прошу к доске подойти первую команду…вторую, третью.