Конспект по окружающему миру на тему «Такие разные праздники» (4 класс)
Предмет: Окружающий мир
Класс:4 «В»
Учитель: Солодилова Ираида Леонидовна
Тема: Такие разные праздники
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о праздниках России, их различиях и особенностях
Задачи урока:
образовательная: расширить и углубить знания об истории возникновения и
празднования некоторых российских праздников;
развивающая: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память,
наблюдательность; пробуждать творческую активность учащихся;
воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к культуре России, ее традициям, праздникам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: осознавать роль некоторых российских праздников в истории и культуре нашего государства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ -осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
КОММУНИКАТИВНЫЕ - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать свою индивидуальность и одновременно свою
принадлежность к обществу, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Средства обучения (в том числе и интернет - ресурсы): учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова) 4 класс 2 часть, электронная презентация, дополнительная литература о праздниках.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУЧАЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Меня зовут АнастасияВасильевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Прочитайте цитату из притчей царя Соломона (Ветхий Завет): «Приложи сердце твое к учению и уши твои кумным словам.»(слайд 1)
-Как вы его понимаете?
-Молодцы, ребята. На сегодняшнем уроке мы постараемся последовать совету царя Соломона и убедиться, что приложив к учению сердце, можно добиться гораздо более высоких результатов.
Слушают
Анализируют
Учиться успешно можно только«пропустив» учение черезсердце-то есть осознаватьважность и значимость обученияне только разумом, но и душой.
При этом необходимо выбиратьсебе мудрых учителей, к чьимумным словам следуетприслушиваться.
Слушают
2. Актуализация знаний.
Наблюдение общественной жизни.
-Ребята, а вы знаете о каких-нибудь событиях, которыепразднуются 20 мая?
-(слайд 2)20 мая на Руси отмечался праздникКупальница. Праздник получил свое название в честьобычая купать в реке лошадей- считалось, что этопридаст им сил и здоровья на весь год. Сами крестьянетакже окатывали себя речной водой. Купальница -разгар сева. Существовала примета, что самыйхороший урожай получается из чужих семян, которыев этот день были украдены. Поэтому хозяева в этотдень приходили друг к другу в гости и потихонькустарались взять немного семян.Блицопрос.
-Что изображено на Государственном гербе России?
-Как выглядит Государственный флаг РФ?
-Что бы знаете о Государственном гимне России?
Словесная оценка проверки знаний.
Высказывают своипредположения
Слушают
Отвечают
На красном щите распростеркрылья золотой двуглавый орелпод тремя коронами,соединенными лентами. Вправой лапе орла-скипетр, влевой- держава, на груди орласеребряный всадник поражаеткопьем черного дракона.
Прямоугольное полотнище,состоящее из 3 полос разныхцветов.
Гимн- торжественная похвальнаяпеснь (муз. А.В. Алесандров, ел.СВ. Михалков)
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Самоопределение темы
(на доске даты праздников: 8 марта, 23 февраля, 9мая. 1 января, I мая)
-Посмотрите на доску. Как одним словом можноназвать то, что записано на доске?
-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.
-О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Беседа.
-Что же такое праздник?(слайд 3)
Проблемные вопросы
Какие вы знаете праздники?
Почему праздники разные?
Праздников очень много, и чтобы было проще ориентироваться в них, выделяют разные виды или
группы праздников.
Какие виды праздников вам известны?
Составление па доске схемы «Виды праздников»,
примеры детей.
Вот такая схема у нас получилась. На сегодняшнем
уроке мы постараемся ее заполнить.
-Назовите самый известный и любимый всеми зимний праздник.
-К какой труппе праздников можно отнести Новый год
-Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь и этот праздник стали отмечать 1 января?
-А когда его отмечали до Петра?
-Как принято встречать Новый год в России?
- А как встречают новый год в других странах? Об этом нам расскажут ребята (чтение дополнительной
информации по карточкам)
-Посмотрите на слайд (слайд 5). О каком празднике идет речь?
-К какой группе праздников отнесем Рождество?
-С какими событиями связано возникновение этого
праздника?
-Как православные христиане празднуют Рождество?
-Какой праздник отмечает наш народ в феврале?
-К какой группе праздников отнесем День защитника Отечества?
-Чему посвящен этот праздник?
-Как вы отмечаете этот праздник? Какие мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят в школе?
-Какой праздник мы отмечаем в марте?
-К какой группе праздников отнесем Международный женский день?
- Чему посвящен этот праздник?
-С чем у вас ассоциируется этот праздник?
-Этот праздник имел политическую окраску: он возник в 1910 году, и основополагательницей этого праздника стала немецкая революционерка Клара Цеткин, (слайд 8) которая боролась за равноправие женщин и мужчин.
-Символом какого праздника являются эти лозунги?(слайд 9)
-К какой группе праздников отнесем 1 мая?
-Какие праздничные мероприятия проводятся в этот день?
-Что вы знаете об истории возникновения этого праздника?
-Какой праздник отмечают 9 мая?
-К какой группе праздников мы отнесем День Победы?
-Великая победа в какой войне празднуется в этот день?
-Сколько год Великой победы мы отмечаем в этом году?
-«Это радость со слезами на глазах,«-сказал о Дне победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь- рядом. Нет в России ни одной семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот деньвспоминают тех, кто остался на полях сражений и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
-Какие торжественные мероприятия проходят в День Победы?
-Какой праздник отмечают 1 июня?
-К какой группе праздников относиться 1 июня?
-(слайд 11) Мирное счастливое детство- неустаннаязабота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.
Какие мероприятия организуют в этот день?
- (слайд 12)Какие из этих праздничных дат вам знакомы? (22 августа, 12 декабря, 4 ноября, 12 июня)
-А знаете ли вы историю возникновения этих праздников?
-12 июня празднуется День России или как его ещеназывают день Независимости, (слайд 13)Возникновение этого праздника связано с объявлениемгосударственного суверенитета России, котороесостоялось 12 июня 1990 года. Это праздник свободы,гражданского мира и доброго согласия всех людей наоснове закона и справедливости.
-(слайд 14)22 августа с 1994 года празднуется ДеньГосударственного флага РФ.
-4 ноября празднуется День народного единства.(слайд 15) Этот день напоминает нам о событиях 1612года, когда народ объединился, защищая Родину.
-Кто объединил народ и освободил Москву от поляков в 1612 году?
-Предположите, с какими событиями связан День Конституции (12 декабря)?(слайд 16)
-К какой группе можно отнести эти праздники?
-Вам известны какие-нибудь курские народные праздники?
-Предлагаю познакомиться с древним славянским праздником, издавна отмечающимся в Курском края.Работа в парах
Прочитайте дополнительный текст «Старинный праздник Курского края» и ответьте на вопросы:
1) Название праздника, версии происхождения названия праздника
2) Как отмечали этот праздник(слайд 17)
Рассуждают (праздничные даты)
Формулируют тему урока(праздники)
Определяют задачи урока (какиебывают праздники, историю их_
возникновения)
Торжество в честь какого-либособытия.
Высказывают свое мнение
Слушают
Испытывают затруднение в
ответе на вопрос
Помогают учителю в
составлении схемы
Новый год (слайд 4)
Предполагают (международные.
государственный)
Петр I
В Древней Руси 1 марта, затем-1
сентября.
Отвечают (нарядная елка, дед
Мороз со Снегурочкой,
народные гуляния, фейерверки)
Слушают
Читают
Отвечают (Рождество Христово-
7 января)
религиозные, государственные,
международные
Рождение Иисуса Христа
Рассуждают
Во всех храмах страны проходят
торжественные богослужения. В
Москве в храме Христа
Спасителя рождественскую
службу ведет Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл.
23 февраля- день Защитника
Отечества (слайд б)
Отвечают (государственный)
День защитника Отечества даетповод поздравить всех нынеживущих воинов и почтитьпамять героев прошлыхсражений. Воины, защитникиОтечества есть в каждой семье.В этот день звучат поздравлениявсем, кто кода-то служил,служит сейчас или будетслужить делу защиты Отечества.
Отвечают
8 марта- Международныйженский день (слайд 7)
государственный,международный
Высказывают свое мнение(любовь, красота, весна, цветы)
Слушают
Рассуждают
1 мая - День весны и груда
государственные,международные
Отвечают (праздничныешествия, парады, концерты)
Начался праздник с проведениямаевок- на них собиралисьрабочие, выступавшие противсуществовавших тогда рабочихпорядков.
День Победы (слайд 10)
государственный,международный
Победа в ВОВ
70 лет
Слушают
Отвечают
Военные парады, митинги,возложение цветов и венков квечному огню, мемориалам,братским могилам, чествованиеветеранов, праздничный салют.
Международный день защитыдетей.
международныеСлушают
Отвечают
Проводятся праздники ифестивали, выставки детскоготворчества, различныеспортивные состязания.
Высказывают свое мнение
Отвечают
нет
Слушают
Воспринимают
Слушают
Отвечают
Кузьма Минин и ДмитрийПожарский.
Предполагают
В этот день в 1993 году былапринята Конституция РФ.
Отвечают
государственные
отвечают
Слушают
Анализируют текст,
отвечают на вопросы
4. Первичное закрепление во внешней речи
Читать учебник на странице 175-178.
Чтение про себяВслух и комментирование
Читают, комментируютпрочитанное, отвечают навопросы
5.Самостоятельнаяработа с самопроверкой
Самостоятельная работа
Выполните задание 1 в рабочей тетради на странице64.(приведи пример общероссийских, народных,школьных, семейных, профессиональных праздников)
-Какие примеры вы привели?
Выполняют заданиеПриводят примеры праздниковОрганизуют самопроверку
6. Включение знания в систему знаний
Просмотр видеофрагмента «Празднование Левады.Танец Тимоня»
-В чем отличительная особенность народныхпраздников?
-В чем особенность религиозных праздников?-Что мы чествуем в дни государственных праздников?
-В чем особенность международных праздников?-Чем интересны школьные и семейные праздники?
СмотрятРассуждают
имеют древнюю историю,языческое начало, отмечаютсявсем народом
празднуются согласнорелигиозным канонам(важнейшие события в жизницеркви)
Наше государство, егоисторические традиции,символы
отмечают во всем мире
отмечаются в узком кругу:семья, друзья или школа.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?-Что вы для себя открыли?
-Где могут пригодится в жизни полученныезнания 1 (слайд 18)
Какая из картинок соответствует вашему настроению к
концу урока? (слайд 19) Почему?
Отвечают
Обосновывают свою точкузрения.
15