Конспект по окружающему миру на тему «Такие разные праздники» (4 класс)

Предмет: Окружающий мир
Класс:4 «В»
Учитель: Солодилова Ираида Леонидовна
Тема: Такие разные праздники
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о праздниках России, их различиях и особенностях
Задачи урока:
образовательная: расширить и углубить знания об истории возникновения и
празднования некоторых российских праздников;
развивающая: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память,
наблюдательность; пробуждать творческую активность учащихся;
воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к культуре России, ее традициям, праздникам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: осознавать роль некоторых российских праздников в истории и культуре нашего государства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ -осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ - принимать и сохранять учебную задачу, планировать в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
КОММУНИКАТИВНЫЕ - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознавать свою индивидуальность и одновременно свою
принадлежность к обществу, признавать для себя общепринятые морально-этические нормы.
Средства обучения (в том числе и интернет - ресурсы): учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова) 4 класс 2 часть, электронная презентация, дополнительная литература о праздниках.

Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Прочитайте цитату из притчей царя Соломона (Ветхий Завет): «Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам.»(слайд 1)
-Как вы его понимаете?


-Молодцы, ребята. На сегодняшнем уроке мы постараемся последовать совету царя Соломона и убедиться, что приложив к учению сердце, можно добиться гораздо более высоких результатов.

Слушают




Анализируют
Учиться успешно можно только «пропустив» учение через сердце-то есть осознавать важность и значимость обучения не только разумом, но и душой.

При этом необходимо выбирать себе мудрых учителей, к чьим умным словам следует прислушиваться.

Слушают


2. Актуализация знаний.

Наблюдение общественной жизни.
-Ребята, а вы знаете о каких-нибудь событиях, которые празднуются 20 мая?
-(слайд 2)20 мая на Руси отмечался праздник Купальница. Праздник получил свое название в честь обычая купать в реке лошадей- считалось, что это придаст им сил и здоровья на весь год. Сами крестьяне также окатывали себя речной водой. Купальница - разгар сева. Существовала примета, что самый хороший урожай получается из чужих семян, которые в этот день были украдены. Поэтому хозяева в этот день приходили друг к другу в гости и потихоньку старались взять немного семян. Блицопрос.
-Что изображено на Государственном гербе России?







-Как выглядит Государственный флаг РФ?

-Что бы знаете о Государственном гимне России?
Словесная оценка проверки знаний.
Высказывают свои предположения




Слушают

















Отвечают
На красном щите распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами, соединенными лентами. В правой лапе орла-скипетр, в левой- держава, на груди орла серебряный всадник поражает копьем черного дракона.
Прямоугольное полотнище, состоящее из 3 полос разных цветов.
Гимн- торжественная похвальная песнь (муз. А.В. Алесандров, ел. СВ. Михалков)


3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Самоопределение темы
(на доске даты праздников: 8 марта, 23 февраля, 9 мая. 1 января, I мая)
-Посмотрите на доску. Как одним словом можно назвать то, что записано на доске?
-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.
-О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Беседа.
-Что же такое праздник?(слайд 3)


Проблемные вопросы
Какие вы знаете праздники?
Почему праздники разные?
Праздников очень много, и чтобы было проще ориентироваться в них, выделяют разные виды или
группы праздников.
Какие виды праздников вам известны?
Составление па доске схемы «Виды праздников»,
примеры детей.
Вот такая схема у нас получилась. На сегодняшнем
уроке мы постараемся ее заполнить.
-Назовите самый известный и любимый всеми зимний праздник.
-К какой труппе праздников можно отнести Новый год
-Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь и этот праздник стали отмечать 1 января?
-А когда его отмечали до Петра?

-Как принято встречать Новый год в России?

- А как встречают новый год в других странах? Об этом нам расскажут ребята (чтение дополнительной
информации по карточкам)
-Посмотрите на слайд (слайд 5). О каком празднике идет речь?
-К какой группе праздников отнесем Рождество?
-С какими событиями связано возникновение этого
праздника?
-Как православные христиане празднуют Рождество?



-Какой праздник отмечает наш народ в феврале?


-К какой группе праздников отнесем День защитника Отечества?
-Чему посвящен этот праздник?









-Как вы отмечаете этот праздник? Какие мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят в школе?
-Какой праздник мы отмечаем в марте?
-К какой группе праздников отнесем Международный женский день?
- Чему посвящен этот праздник?
-С чем у вас ассоциируется этот праздник?
-Этот праздник имел политическую окраску: он возник в 1910 году, и основополагательницей этого праздника стала немецкая революционерка Клара Цеткин, (слайд 8) которая боролась за равноправие женщин и мужчин.
-Символом какого праздника являются эти лозунги? (слайд 9)
-К какой группе праздников отнесем 1 мая?
-Какие праздничные мероприятия проводятся в этот день?
-Что вы знаете об истории возникновения этого праздника?



-Какой праздник отмечают 9 мая?
-К какой группе праздников мы отнесем День Победы?
-Великая победа в какой войне празднуется в этот день?
-Сколько год Великой победы мы отмечаем в этом году?
-«Это радость со слезами на глазах,«-сказал о Дне победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь- рядом. Нет в России ни одной семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
-Какие торжественные мероприятия проходят в День Победы?




-Какой праздник отмечают 1 июня?

-К какой группе праздников относиться 1 июня?
-(слайд 11) Мирное счастливое детство- неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.
Какие мероприятия организуют в этот день?





- (слайд 12)Какие из этих праздничных дат вам знакомы? (22 августа, 12 декабря, 4 ноября, 12 июня)
-А знаете ли вы историю возникновения этих праздников?
-12 июня празднуется День России или как его еще называют день Независимости, (слайд 13) Возникновение этого праздника связано с объявлением государственного суверенитета России, которое состоялось 12 июня 1990 года. Это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости.
-(слайд 14)22 августа с 1994 года празднуется День Государственного флага РФ.
-4 ноября празднуется День народного единства. (слайд 15) Этот день напоминает нам о событиях 1612 года, когда народ объединился, защищая Родину.
-Кто объединил народ и освободил Москву от поляков в 1612 году?
-Предположите, с какими событиями связан День Конституции (12 декабря)?(слайд 16)
-К какой группе можно отнести эти праздники?
-Вам известны какие-нибудь курские народные праздники?
-Предлагаю познакомиться с древним славянским праздником, издавна отмечающимся в Курском края. Работа в парах
Прочитайте дополнительный текст «Старинный праздник Курского края» и ответьте на вопросы:
1) Название праздника, версии происхождения названия праздника
2) Как отмечали этот праздник(слайд 17)






Рассуждают (праздничные даты)


Формулируют тему урока (праздники)
Определяют задачи урока (какие бывают праздники, историю их_
возникновения)
Торжество в честь какого-либо события.


Высказывают свое мнение


Слушают



Испытывают затруднение в
ответе на вопрос



Помогают учителю в
составлении схемы

Новый год (слайд 4)
Предполагают (международные.
государственный)

Петр I


В Древней Руси 1 марта, затем-1
сентября.
Отвечают (нарядная елка, дед
Мороз со Снегурочкой,
народные гуляния, фейерверки)
Слушают
Читают


Отвечают (Рождество Христово-
7 января)
религиозные, государственные,
международные
Рождение Иисуса Христа
Рассуждают
Во всех храмах страны проходят
торжественные богослужения. В
Москве в храме Христа
Спасителя рождественскую
службу ведет Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл.
23 февраля- день Защитника
Отечества (слайд б)


Отвечают (государственный)

День защитника Отечества дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Воины, защитники Отечества есть в каждой семье. В этот день звучат поздравления всем, кто кода-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества.
Отвечают


8 марта- Международный женский день (слайд 7)
государственный, международный
Высказывают свое мнение (любовь, красота, весна, цветы)
Слушают






Рассуждают
1 мая - День весны и груда

государственные, международные
Отвечают (праздничные шествия, парады, концерты)
Начался праздник с проведения маевок- на них собирались рабочие, выступавшие против существовавших тогда рабочих порядков.
День Победы (слайд 10)
государственный, международный
Победа в ВОВ


70 лет
Слушают








Отвечают
Военные парады, митинги, возложение цветов и венков к вечному огню, мемориалам, братским могилам, чествование ветеранов, праздничный салют.
Международный день защиты детей.
международные Слушают





Отвечают
Проводятся праздники и фестивали, выставки детского творчества, различные спортивные состязания.


Высказывают свое мнение
Отвечают


нет


Слушают











Воспринимают

Слушают

Отвечают
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.



Предполагают
В этот день в 1993 году была принята Конституция РФ.



Отвечают
государственные
отвечают


Слушают

Анализируют текст,
отвечают на вопросы


4. Первичное закрепление во внешней речи

Читать учебник на странице 175-178.
Чтение про себя Вслух и комментирование
Читают, комментируют прочитанное, отвечают на вопросы

5.Самостоятельнаяработа с самопроверкой

Самостоятельная работа
Выполните задание 1 в рабочей тетради на странице 64.(приведи пример общероссийских, народных, школьных, семейных, профессиональных праздников)
-Какие примеры вы привели?


Выполняют задание Приводят примеры праздников Организуют самопроверку

6. Включение знания в систему знаний

Просмотр видеофрагмента «Празднование Левады. Танец Тимоня»
-В чем отличительная особенность народных праздников?
-В чем особенность религиозных праздников? -Что мы чествуем в дни государственных праздников?
-В чем особенность международных праздников? -Чем интересны школьные и семейные праздники?
Смотрят Рассуждают
имеют древнюю историю, языческое начало, отмечаются всем народом
празднуются согласно религиозным канонам (важнейшие события в жизни церкви)
Наше государство, его исторические традиции, символы
отмечают во всем мире
отмечаются в узком кругу: семья, друзья или школа.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? -Что вы для себя открыли?
-Где могут пригодится в жизни полученные знания 1 (слайд 18)
Какая из картинок соответствует вашему настроению к
концу урока? (слайд 19) Почему?
Отвечают






Обосновывают свою точку зрения.









15