Доклад Гуманизация процесса воспитания
Гуманизация процесса воспитания
Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему нравственно – духовного воспитания. Наша задача — вместе с родителями воспитать человека как «индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я», помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, нравственно – духовного общения между людьми. Восточная мудрость гласит: «Человек должен знать свое «Я» и знать, что ведет его к величию или низости, к стыду или честности, к богатству или бедности». Самое главное — научить человека делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь, над этим постоянно работает педагогический коллектив школы - гимназии.
Цели данного педсовета: выявление и определение педагогических позиций по проблеме гуманизации и гуманитаризации образования, как мировоззренческое и социокультурное самоопределение школьников.
Каковы же задачи гуманистического воспитания?1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему. В воспитании гуманизма нет мелочей! Всё воспитывает ребёнка и духовно, и нравственно! Это и ваш внешний вид, и интерьер, который вы создаете в своем кабинете и возле него, и режим, и организация досуга, даже правильный подбор учебников, и традиции, и дополнительное образование, и праздники, и нравственно – духовное просвещение педагогов и родителей. В наши дни идея гуманизации обучения и воспитания является стержнем нового педагогического мышления. Реализация идеи гуманизации требует пересмотра, переоценки основных компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.
Источник общечеловеческих приоритетов - это источник гуманного мышления, антология гуманной, или, как ее называют сегодня, «экологически чистой» педагогики. Процесс целенаправленного формирования общечеловеческих ценностей лежит в плоскости гуманной педагогики, аккумулирующей в себе всю жизнь ребенка. И сам ребенок в этом процессе рассматривается в трех ипостасях: как явление, как носитель своей судьбы и как носитель энергетики духа. С позиций утверждения общечеловеческих приоритетов в педагогике, он есть высшая социальная ценность общества и должен стать эпицентром всего учебно-воспитательного процесса.
На вопрос, что такое гуманизация образования, в педагогической литературе мы нашли следующие ответы:
гуманизация образования – это признание ценности конкретного ученика;
гуманизация образования – это создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию;
гуманизация образования – это обретение учащимися целостной смысловой картины современного мира;
гуманизация образования – это нравственная и духовная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность.
Гуманизация воспитания (как в широком социальном, так и в узком, педагогическом смысле) представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Гуманизация воспитания составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. И, наконец, гуманизация воспитания – ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности
Гуманная педагогика, одним из родоначальников которой является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью. Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям. Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников.
Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с классом. Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению целей обучения и воспитания школьников. Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия: 1. необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения. 2. учесть возрастные и психологические особенности учащихся. 3. выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.
Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать
собственными ценностями и нормами.
Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие, каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Перечисленные выше принципы составляют основу нашей воспитательной системы.
Во 2 четверти была проведена диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов и гуманистической нормы жизнедеятельности (нравственности) учащихся 9-11 классов. Из диаграмм видно, нравственная воспитанность учащихся находится на уровне выше среднего.
Диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов
135191569215
Гуманистическая норма жизнедеятельности (нравственности)
учащихся 9-11 классов
1132840125730
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей учащимися. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы. Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается.
Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданная и реализуемая в настоящее время воспитательная система помогает нам осуществлять намеченные планы. Классные руководители работают над систематическим изучением детского коллектива и каждого школьника в отдельности: проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении нравственно – духовного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские собрания, конференции, совместные собрания родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д.. В заключении хочется сказать, что только в совместной деятельности учителя, родителя и школы произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.