Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе на тему «Звуки [д, д ?], буква Д д.»



Долгополова Раиса Григорьевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных
предметов» г. Каменск – Уральский
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе
на тему «Звуки [д, д ׳], буква Д д.»
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Авторы УМК УМК «Перспектива»,
учебник «Азбука» Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой
Место урока в изучении общей темы Урок № 50
Цели урока Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д׳], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развитие речи.
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные) Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звуков [д, д׳] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д׳]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.
Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.  Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации успеха.
Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сравнение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми
Оборудование Презентация; лист А-4 с текстом предложений; карточки со
словами; модели звуков; касса букв, ёлочки и кружки для самооценки; песня «Доброта»
Образовательные ресурсы «Азбука» 1 класс, электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (1СD)
Карта урока
Этапы урока./ Цель Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты Формируемые УУД Контроль результатов учебной деятельности
Организаци-онный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Коллективная, словесный. Слово учителя. Приветствие учащихся.
(Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.)
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво,
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья.
- Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра.
Ты желаешь мне добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно – я тебе помогу.
- Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны.
- Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки. А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки цветными кружками. Но кружки необычные:
красного цвета - за правильно выполненное задание
синего цвета - за задание выполненное с ошибками; вы са-
ми нашли ошибку и исправили её
жёлтого цвета - за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят. (Приложение 1)
Дети, поворачиваются к гостям и произносят:
«В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!»
Дети повторяют за учителем.
Проявление эмоциональной отзывчивости. Эмоционально – положительный настрой на уроке.
Актуализа-
ция знаний.
Фронтальная, словесный, наглядный. Беседа. - Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Давайте вспомним, какие бывают звуки. ( Слайд 2 )
- Что мы знаем про гласные звуки?
-Согласные? - Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим.
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Гласные бывают ударные и безударные.
- Согласные бывают звонкие и глухие; твёрдые и мягкие. Повторить имеющиеся знания о гласных и согласных звуках. Личностные УУД
( самоопределение - система заданий) Самооценка.
По установлен-
ным критериям дети выбирают кружок нужного цвета и прикрепляют на ёлочку.
Проговаривают, почему они выбрали кружок данного цвета.
Оценка учителя.
Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
Постановка учебной проблемы.
Фронтальный, словесный.
Беседа. - Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика. – Хочу, чтоб вы её послушали.
( Слайд 3 )
(Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами «… всех дороже доброта.»)
- А вы согласны?
- Как вы понимаете, что такое доброта?
- Каких людей мы называем добрыми?
- Послушайте предложение:
« Друзья, давайте делать добрые дела!»
- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?
- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
- Возьмите планшет и обозначьте звук [д, д׳] буквой.
Выявление причины затруднения.
- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.
- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?
Дети высказывают своё понимание слова «доброта»,
«добрые люди»
Мы слышим звуки [д или д׳]
Тема нашего урока: «Звуки [д, д׳], буква Д.»
Ответы детей. В ходе анализа дети сами определяют тему урока. Личностные УУД
( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.) Устные ответы
IV.Целеполага-
ние.
Фронтальный, словесный.
Беседа. - Давайте определим для себя цели.
На доске схема с буквами:
З Н П В А
Повторить уже известное.
Познакомиться с буквой Дд.
Учиться характеризовать звуки [д,д׳], выделять их в словах.
Упражняться в чтении слов с этой буквой.
Быть внимательными, активными.
Помогать друг другу.
Умение ставить перед собой цели, что они хотят узнать, чему научиться. Регулятивные УУД ( планировать свою деятельность в начале урока) Устные ответы
V. Открытие новых знаний.
Коллективная, словесный, наглядный. Беседа, работа с моделями слов. Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых звуков. Работать будете в парах.
Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.)
а). Одна голова хорошо,
б). Не будь тороплив,
в). Ошибиться
г). Сначала подумай,
д). Умеешь сам
Задание: составьте звуковые схемы слов ДОБРО, ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги.
- Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод:
( слайд 4 )
- Назовите 1-й звук в слове ДОБРО
- Какой он?
Почему? а две лучше.
а будь терпелив.
может каждый.
а потом скажи.
научи другого.
Дети работают в парах, составляют звуковые схемы слов, делят слова на слоги.
Звук [д], [д׳] – согласный -
1. Воздух при произношении встречает преграду: зубы, язык
2. произносится с шумом и голосом
3. слога не образует доб - ро)
- звонкий
(Дети прикладывают ладонь к горлу. Чувствуем дрожание . Слышим гудение, звон)
[д] - твёрдый
[д׳] - мягкий
Умение выделять звуки, характеризовать их, устанавливать причинно – следственные связи. Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах); участие в коллективном обсуждении.
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. Самооценка Дети оценивают свою работу в парах. Раскрашивают шарик, опираясь на критерии.
Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
VI.Физминутка
а). Упражнения под музыку.
б). Упражнения для глаз (слайд 5)
Коллективная, практический. Показ упражнений. Выполняют движения под музыку.
Выполнение движений под руководством учителя. Ориентир на здоровый образ жизни. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни Правильное выполнение движений.
VII. Усвоение новых знаний и способов действий.
Фронтальная; словесный, наглядный.
Беседа, работа со звуком.
Групповая Работа со звуками [д,д׳].
Игра «Поймай звук».
- Найди место новых звуков в словах (учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, дети определяют, где находится новый звук):
Деревня, победа, родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],
Игра «Доскажи словечко» ( слайд 6)
Ёжик вырос в 10 раз
Получился … ДИКОБРАЗ
Как бревно с большою пастью.
Ты не встреть его к несчастью.
Чтоб тебя не проглотил.
Он зовётся … КРОКОДИЛ
Архитекторы – творцы
Строят чудные … ДВОРЦЫ
Над лугами, над водойХлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует цветная … РАДУГА
Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
–Найди в словах звук [д, или д׳].
2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.
Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.
Дети определяют, в какой части слова находится новый звук.
Называют слово, определяют место нового звука в словах.
Дети, работая в парах, выполняют упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время, могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д׳]»)
Дети работают по вариантам. Кто быстро справился с работой, могут поиграть: упражнение «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова – отгадки»
Умение выделять звуки, характеризовать их, устанавливать причинно – следственные связи Познавательные УУД (логические ):
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь. 
Регулятивные УУД:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. ВзаимоповеркаСамооценка, взаимооценка.
Дети оценивают свою работу в парах Раскрашивают шарик, опираясь на критерии.
Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
Знакомство с буквой Д,дФронтальная; словесный, наглядный.
Беседа. 1.
– Какой буквой обозначаются на письме звуки [д, дʾ]? Найдите её на «ленте букв». - Где нужна заглавная буква Д?
2.
- Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? ( слайд 7)
- Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

- Буква Д – добротный дом,
Детский садик в доме том.

- Д – корабликом плывёт,
Д - печной трубой встаёт.
3.
Сложи букву из счётных палочек.
На письме звуки [д, д׳] обозначаются буквой Д,д.Дети находят букву на «ленте букв», находят предметы, имеющие сходство с буквой Дд, слушают стихотворение. Умение соотносить звук и букву. Распознавание изучаемой буквы среди других букв. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формиро-вание понятия «буква – знак для звука» 
Устные ответы.
Составление и чтение слогов и слов с буквой Дд.
( Учебник с. 12 ) Фронтальная; словесный, наглядный.
Чтение, беседа. - Прочитайте слоги.
- Какие слова можно с ними образовать?
-Прочитайте слова.
-В каких словах слышится звук [д], а в каких [дʾ]? Дети читают слоги, образуют слова.
Читают слова. Овладение навыками позиционного принципа чтения. Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. Взаимооценка.
Дети оценивают работу раскрашивают шарик, опираясь на критерии:
Читать громко, чётко.
Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
Работа с текстом. Дифференциро-
ванная работа в группах.
(Учебник с. 12)
Групповая, словесный;
чтение, беседа. 2-5 группы – работают с предложениями. (карточки) (Приложение 2)
- Прочитать предложения , вставить нужные по смыслу слова.
…(Дети) играли в лесу. Они увидели около … (дуба) росток. Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглú дубок.
1 группа (слабочитающие дети работают с учителем )-Повторим правила чтения. Как надо читать?
(громко, плавно, чётко произносить звуки)
Проверка работы в группах : чтение предложений.
Беседа.
- Что нашли дети в лесу?
- Из чего вырос маленький дубок?
- Как же дубы берегли дубок?
- Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до конца.
- О чём же этот рассказ?
Какой заголовок мы выберем к рассказу?
Дети читают текст, вставляют пропущенные слова.
- Плавное чтение слогов; слов (сначала чтение по слогам, потом слово прочитывается целиком с правильной постановкой ударения)
Чтение предложений.
Показать голосом, интонационно начало и конец предложения.
Выделить голосом значимое слово.
(Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке»)
Дети отвечают на вопросы по содержанию текста.
Предположения детей.
О маленьком дубке
Выбирают заглавие.
Овладение навыками позиционного принципа чтения.
Критерии: Читать громко, чётко.
Осмысленное чтение с соблюдением интонации и знаков препинания. Познавательные УУД информационные:  работа с текстом;  
смысловое чтение;
построение логической цепи рассуждений,
установление причинно- следственных связей
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра
Регулятивные УУД:
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу. Критерии: Читать громко, чётко.
Самооценка, взаимооценкаДети оценивают работу раскрашивают шарик, опираясь на критерии.

Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.
XI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фронтальная, словесный, беседа а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.
С чем мы познакомились? (слайд 9)
Чему учились (слайд 10)
Упражнялись
-Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднение?
- Мы выполнили поставленные цели?
б). Самооценка знаний обучающимися.
-Как вы отработали на уроке? ( Слайд 11)
(На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).
Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.
Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.)
в). - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:
  Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
 Справился со всеми задачами
 Справился  со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

( Слайд 12)
- Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.
. Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу.
Со звуками [д, д׳] и буквой Дд.
Характеризовать звуки [д, д׳], выделять новые звуки в словах)
В чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложений и др.)
Дети отвечают на вопросы.
Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль.
Дети раскрашивают шарик на ёлочке.
Оценивание своей деятельности. Выполнение самоконтроля. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Самооценка.
Оценка учителя.
7493018859500 Приложение 1
597027010985500451485014795500
7433310571500



299720504126500
Приложение 2
Текст
… играли в лесу. Они увидели
около … росток. Это из жёлудя
вырос … . Старые …
берегли дубок.
Вставить слова:
Дети дуба дубок дубы