Интегрированное занятие в подготовительной группе по теме «Космос».


Интегрированное занятие в подготовительной группе «Космос».
Задачи:
Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек
Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; вступать в диалог со взрослыми; при желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь, обогащать словарь детей синонимами, антонимами, образовывать слова по образцу; развивать мелкую и общую моторику, фантазию и творчество, слуховую и зрительную память, мышление.
Учить детей внимательно выслушивать ответы педагогов и детей
Оборудование: мультимедиа с презентацией к занятию, набор букв разной величины к слову “КОСМОС”, ребус, тазик с мукой и 2 камня разной величины, на каждого ребёнка раздаточный материал: мозаика, кубики, геометрические фигуры, шнуровка, счётные папочки; цветные карандаши по количеству детей и альбомные листы.

1 Оргмомент
Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: “Привет!”
Солнцу: “Привет!”
Гостям всем: “Привет!”

2.Ход занятия:
Воспитатель: А теперь сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём будем сегодня говорить.
(звучит космическая музыка)
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим правильность ваших ответов, соберите слово по буквам, поставив их в порядке увеличения (КОСМОС)
3 Слайд презентации (картина космического неба)
Верно, а что вы о нём знаете? (Ответы детей)
(Диалог с ребёнком в стихотворной форме)
Ребёнок: Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Взрослый:- Звёзды там светят далёким огнём!
Ребёнок:- Только ли звёзды на небе сияют?
Взрослый:- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
Ребёнок:- Как так блуждают? Дороги не знают?
Взрослый: - Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
Но давайте всё по порядку.
Воспитатель: Я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звёзды и планеты, название его профессии спряталось в ответе ребуса (дети стараются отгадать АСТРОНОМ)



Появляется 2 взрослый в костюме астронома, его речь сопровождается презентацией: Здравствуйте, ребята!

Слайд (телескоп)
С помощью телескопа - большой подзорной трубы с большим количеством увеличительных стёкол - я постоянно изучаю космическое пространство, о котором коротко и расскажу.

слайд (Вселенная)
Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.
Вселенная образовалась в результате, так называемого, Большого взрыва 15 млрд. лет назад. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

слайд (Галактика)
Во вселенной миллиарды галактик. Галактики - это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

слайд (Звёзды)
Звёзды, сияющие в ночном небе, - тела из раскалённого газа. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов. Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

слайд (Солнце)
Самая близкая к Земле звезда - это Солнце. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.

слайд (Солнечная система)
Вокруг Солнца движутся девять больших планет с 68 спутниками (Слайд 10), миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути - орбите, вокруг Солнца.
И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по планетам Солнечной системы. Но на чём мы полетим?
Выслушиваются ответы детей, дети приходят к выводу, что на ракете Воспитатель: А что такое ракета?

Слайд 11 (Ракета)
Ребёнок: Ракета, в переводе с итальянского, означает "веретено", потому что формой ракета похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом. Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад для того, чтобы делать фейерверки. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки, и стали праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне как грозное оружие. А в мирное время для вывода космического корабля и исследования космоса.
Взрослый: Пусть каждый построит свой космический корабль-ракету и даст по одному определению, какой он, его корабль (Дети строят из разных предложенных материалов макеты: из счётных палочек, мозаики, кубиков, шнуровки, геометрических фигур... и характеризуют ракеты)
Воспитатель загадывает загадку:
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски “астронавт”,
А по-русски (Космонавт)

Слайд 12 (первые космонавты: обезьяна и собаки)
Воспитатель: Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони.

Слайд 13 (фото Гагарина)
Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Значит они - (исследователи). Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории.
Космонавт выполняет задачи биолога, проводя наблюдения за живыми организмами. Космонавт - медик, когда участвует в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.
Космонавт- это строитель, монтажник. Работа их сложная и трудная
Слайд 14 (космонавт в скафандре)
Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг. Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение
Поэтому смогут полететь только самые подготовленные. Перед полётом космонавты проходят испытания, сейчас мы тоже проверим вашу готовность.
Опыт с вестибулярным аппаратом: По команде дети начинают крутиться вокруг себя в течении 10 сек. Воспитатель интересуется у кого закружилась голова и отклоняет в сторону?
Физминутка
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо-влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

Слайд 15 (Земля)
Первая планета-это наша Земля. Это единственная планета, на которой существует жизнь. Давайте сядем на космические кресла и посмотрим отрывок о Земле с диска “География для маленьких”. Полную версию фильма предлагаем посмотреть в свободное время вечером
Дальше информацию о планетах рассказывают дети, которых попросили послушать и пересказать рассказ дома вместе с родителями.

Слайд 16 (Меркурий)
Ребёнок: Меркурий - Самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греет только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.
Астроном предлагает посмотреть опыт с камнем, падающим в посуду с песком или мукой и оставляющим ямки на поверхности от удара.

Слайд 17 (ВЕНЕРА)
Ребёнок: Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.
Воспитатель предлагает представить детям, в каких оттенках цветов можно увидеть планету.

Слайд 18 (Марс)
Ребёнок: Марс. Ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать смену времен года, и день на Марсе длится 24 ч 37 мин. Но до сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе?. А чтобы до неё долететь, потребуется нам больше года. Есть предположение, что на этой планете есть жизнь.
Астроним: представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Астроном хлопает (топает) ритмичный рисунок, а дети повторяют.

Слайд 19 (Юпитер)
Ребёнок: Юпитер. Это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности, она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Слайд 20
Взрослый: Поэтому мы пролетаем мимо планеты.
Детям предлагают собрать разрезную картинку и спрашивают кто знает название этой планеты, что отличает её от других рассмотренных планет.

Слайд 21(Сатурн)
Ребёнок: Сатурн С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но Кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник. Период обращения планеты 29,5 лет.

Слайд 22
Слайд 23 (Уран)
Ребёнок: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад и она лежит на боку, потому что однажды она испытала столкновение. Планета так же окутана облаками и имеет несколько колец.
Астроном предлагает поиграть в игру “Где какой?”, образовать признаки от предметов (чей? чья? чьи? чьё?)
Например: звезда - звездный;
солнце -
луна -.
Небо - .
Море -
космос -
невесомость - ..
астроном -
земля-
орбита-
утро –
день –
ночь –
вечер -

Слайд 24 (Нептун)
Ребёнок: Нептун- тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
Взрослые предлагают сделать физминутку:
Что-то холодно сидеть,
Надо ноженьки погреть.
Дружно встали, пошагали
И на ручки подышали.
Встрепенулись, улыбнулись
И в корабль свой вернулись

Слайд 25 (Плутон)
Ребёнок: Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца , а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёршем состоянии.
(пролетаем мимо)
Астроном: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.
А теперь я проверю, что вы запомнили.

Слайд 26 (Викторина)
Сколько планет в солнечной системе ?
Какое слово лишнее:
Сатурн, Марс, Венера, Солнце?
Чем похожи и отличаются лампа и Солнце ?
Первый человек-космонавт, полетевший в космос?
Какое слово не подходит:
Космос, космический, космонавт, косматый

Слайд 27
Астроном: Есть предположение, что существует 10 планета в нашей солнечной системе. На что похожа она?
Ведь планеты бывают разные? (Игра антонимы)
Бывают яркие, бывают тусклые...
Далёкие-...
Холодные-...
Большие-...
Красивые-...
Видимые-...
Манящие-...
Обитаемые-...
Твёрдые-...
Детям предлагается занять места за столами, пофантазировать и нарисовать 10 планету, дать ей название, а потом рассказать немного о ней.
3. Итог занятия:
Воспитатель:
-Что, на ваш взгляд, показалось интересным?
Что запомнили?
А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?

15