Конспект урока чтения в 4 классе И.Суриков Детство 
Урок чтения и развития речи в 4 классе .  Тема:  И.Суриков «Детство»
Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением.
Задачи:
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу, с помощью кодирования слов картинками и символами.
2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.
Ход урока
I .Орг.моментII.Речевая разминка
Выгляну в оконце,
 Лежит белое суконце.
  Всю зиму лежит, 
  А весной убежит.  (Снег)
- Прочитайте «жужжащим» чтением.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте шёпотом.
- Теперь громко начать, а закончить тихо.
- Прочитать выразительно.
- К какому виду устного народного творчества можно отнести данное четверостишие?
Суконце-ткань  (словарная работа)
III. Проверка д\з
IV. Введение в тему.
-Отгадка на загадку из речевой разминки поможет нам заполнить первый пункт кроссворда.
Разгадав кроссворд, вы узнаете, с творчеством какого поэта мы познакомимся на уроке.
Разгадывание кроссворда.
 3 СН О 2С В 1С У РИ К О 4В
Н Г Д Ь
Е РЕ ЮГ О Н Г
Б 745490-1905А
А
-62230173355Е
Е
И
2.Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму –
   Никто не поднимает.
    Весна придёт –
    Он сам уйдёт. (Сугроб)
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение).
4. Кручу,  Бурчу, Знать ничего не хочу. (Вьюга)
- Прочитайте слово, получившееся по горизонтали.(Суриков)
Портрет писателя (показ)
V. Работа над новым материалом.1) Первичное чтение стихотворения.
Перед прочтением объясняем значение слов 
Словарная работа  
Крутой горе-     ?       Кубарем-    ?
- Внимательно слушайте стихотворение «Детство» .(Аудиозапись)- 
Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт.
2) Обмен впечатлениями после прочтения.
 -О каком времени года пишет поэт? -Что вспоминает Суриков? -Как поэт пишет про гору? Какая она?
-Как вы понимаете слова «кубарем качусь под гору в сугроб»?
-Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?
3) Физкультминутка, гимнастика для глаз 
4) Повторное чтение стихотворения.
-Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.
- Похожи ли забавы детей на ваши?
5) Подготовка к выразительному чтению.
 - Как надо читать каждую часть стихотворения.
– радостно, весело;– тихо, медленно,
6) Выразительное чтение стихотворения.
7)Чтение по цепочке. 
8) Чтение за диктором. 
V. Итог урока.
- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
VI. Домашнее задание.  Выучить наизусть стихотворение.