ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


Казённое общеобразовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа–Югры
«Специальная учебно–воспитательная школа № 2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КОУ «Специальная учебно–воспитательная школа № 2»
_______________________/ А.В. Сенин
Приказ №
«» «января» 2017 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАННИКА Савина Павла
на 2016-2017 учебный год
г. Сургут
2017 г
Составитель: воспитатель Джанчерова А.М., первая кв. категория
Адаптированная рабочая программа по воспитанию нравственных чувств и этического сознания предназначена для формирования у воспитанника с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных ценностей и чувств, этического сознания через систему воспитательных занятий.
Программа содержит материал, усвоив который, воспитанник достигнет того уровня знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2017 г.
Председатель методического совета__________________ А.В.СенинОдобрена методическим объединением воспитателей,
протокол № ____ от «____» __________ 2017 г.
Руководитель методического объединения _____________

Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Эти задачи особенно важны для детей с «отставанием» (интеллектуальным) в развитии.
Данная программа разработана в соответствии Законом РФ «Об образовании», «Национальной доктриной образования РФ до 2025 года», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2010).
Нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания, направленный на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка. В ходе которого происходит формирование нравственных норм, понятий, принятых в обществе, у них формируются положительные личностные качества, потребность в соблюдении социально-нормативного поведения.
Составление данной адаптационной программы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания продиктовано результатами мониторинга уровня воспитанности.
У воспитанника Савина Павла по результатам диагностики выявлен низкий уровень воспитанности нравственных чувств и этического сознания. Ему присущи следующие особенности: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, неспособность предвидеть последствия собственных действий, линии поведения.
Цель программы: формирование нравственных ценностей и чувств, этического сознания у воспитанника через систему воспитательных мероприятий.
Задачи:
Формировать знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
Вырабатывать навыки самоанализа.
Формировать нравственные чувства: совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм.
Развивать у воспитанника способность сопереживать окружающим, эмоционально откликаться на действия, поступки других людей.
Принципы организации занятий:
наглядность,
сознательность и активность,
доступность,
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника,
систематичность и последовательность,
связь теории с практикой воспитания и жизнью,
вариативный подход.
Знания и умения:
Моральные нормы и правила нравственного поведения.
Делать выбор в пользу нравственных поступков.
Сопереживать окружающим, эмоционально откликаться на действия, поступки других людей.
Символы и традиции своей страны.
Знания Навыки Действия
– знание основных нравственных норм, правил поведения;– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов. –разграничение положительных и негативных поступков;– умение отделять оценку поступка от оценки человека;– умение выражать свои мысли, чувства в доброжелательной форме. -ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им – избегание плохих поступков;– признание собственных плохих поступков;
- использование коммуникативных, речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; – уважительное отношение (в действиях) к старшим, к семье, традициям семьи, школы и страны.Срок реализации - 1 год. Общее число занятий по программе – 35 часов (1 час в неделю).
Предполагаемые результаты:
Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Содержание
Основы порядочности. (1 ч.). Крепкая семья. (2). Традиции моей семьи. (1 ч.). Человек среди людей. (2 ч.). Человек и его мораль. (1 ч.). Нам счастья не сулит обида чья-то. (1 ч.). Чтобы иметь друга, надо быть им (1 ч.). Тактичность это...(1 ч.). Досадно мне, что слово честь забыто. (2 ч.). Человек – сам себе враг? (1 ч.). Конфликтная ситуация. (1 ч.). Символы родной страны. (3 ч.). Героями не рождаются, героями становятся (1 ч.). Мудрые изречения и поговорки. (1 ч.). Мой дом – моя крепость. (1 ч.). Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка. (3 ч.). Совесть - мерило жизненных ценностей. (2 ч.). Качества присущие настоящему человеку. (1 ч.). Голос – одежда нашей речи. (1 ч.). Волшебная сила доброго слова. (1 ч.). О вреде сквернословия. (1 ч.). Патриот современной России. (1 ч.). «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». (1 ч.). Книга – мой лучший друг. (1ч.) Сам себя воспитать должен.. (1 ч.). Хлеб - всему голова (1 ч.). Свой путь мы выбираем сами. (1 ч.). (1 ч.). Способности человека. (1 ч.). Мои духовные ценности. (1).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п Тема воспитательного занятия Содержание
деятельности
Кол-во часов Дата план Дата факт Цель Обязательный минимум
Форма проведения занятия
1 Основы порядочности. Нравственные ценности, что это? Порядочность. Честность.
Доброта. 1 Углубление знаний о нравственных качествах: порядочность, честность, отзывчивость, умение сопереживать. Адекватно понимать значение слов «доброта», «добро»; заботливо относиться друг к другу.
Круглый стол
2-3. Крепкая семья. Семья. Родственники, предки, потомки. Правила крепкой семьи. Значение доверия, понимания, поддержки в семье. Обязанности в семье. 2 Формирование представлений о ценности семьи. Воспитание уважения к близким людям.
Знать условия, при которых сохраняется крепкая, дружная семья. Обязанности членов семьи.
Презентация
4. Традиции моей семьи. Доброе слово. Любимый образ. Дом. Семья.
Искусство и литература. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие. 1 Расширение кругозора воспитанника.
Формирование уважительного отношения к соблюдению семейных традиций. Знать о важности традиций в жизни человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. Информационный лекторий
5. Человек среди людей. “Равиль Гайнутдин. Терпимость” (из серии “Уроки нравственности”). 2 Формирование у воспитанника толерантного отношения к людям другой национальности, религии, с ограниченными возможностями. Уметь принимать точку зрения других людей, раскрыть понятие темы «Терпимость». Просмотр фильма с обсуждением.
6. Человек и его мораль. Основные моральные категории:
нравственность, мораль, этика, добро, зло, милосердие, гуманность. 1 Формирование нравственных понятий. Уметь разграничивать нравственные понятия. Беседа с элементами дискуссии.
7. Нам счастья не сулит обида чья-то. Простить, не таить обиду; не сердиться; не упрекать, первым помириться.
Прощение. Умение прощать и быть прощенным.
1 Воспитание культуры поведения. Получить навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, выработка умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.  Ролевая игра
8. Чтобы иметь друга, надо быть им Друг, товарищ, приятель.
Дружба. Секреты дружбы.
Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Роль доверия в укреплении дружбы. 1 Формирование умений жить в мире с другими людьми, дружить, ценить дружбу. Уметь развивать у себя способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства. Этическая беседа

9. Тактичность это… Такт - это разум сердца. Обида. Умение прощать, ставить себя на место другого человека.
1 Формирование нравственных понятий. Уметь ставить себя на место другого;
развивать способность видеть и ценить в людях достоинства, чем недостатки. Дискуссия.
10-12. Досадно мне, что слово честь забыто. Человек чести, бесчестный человек, достойный уважения.
Стыд, совесть – это составляющие чести, достоинства. 2 Формирование этического сознания. Развивать умение делать нравственный выбор и моральную оценку. Этическая беседа.
Ситуативный практикум.
13. Человек – сам себе враг? О человеческих пороках, о категориях добра и зла, о безнравственном и противоправном поведении людей, о роли самого человека в их предотвращении. 1 Формирование нравственных понятий,
Воспитание бережного отношения
к своему здоровью и здоровью окружающих. Иметь представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. Дискуссия
14. Конфликтная ситуация. Разногласия, спор, точка зрения, взаимодействие, толерантность. 1 формирование установок толерантного сознания и поведения. Знать способы выхода из конфликтной ситуации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Круглый стол, с элементами практики.
15-17. Символы родной страны.  Образ Родины, представление о России как о родной стране.
Многонациональный состав населения России.
Страна, отчизна, родина, карта, граница, герб, флаг, гимн. 3 Расширение знаний воспитанника об истории родного края. Знать символику РФ, состав населения, народные промыслы.
Должны любить свою страну и беречь ее достояния, любить свой народ и относиться ко всем людям любой национальности с уважением. Заочное путешествие
Презентация
Викторина
18. Героями не рождаются, героями становятся Патриот, герой, Отечество.
Героический/ мужественный поступок. Чувство долга, ответственность. Нравственная стойкость.
Примеры из жизни, истории.
Пионеров – героев. 1 Побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Знать, что героями становятся не только во время войны, но и в мирное время.
Уметь распознавать героический, мужественный поступок.
Воспитывать в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости.  Минута познания
Презентация
19. Мудрые изречения и поговорки. Афоризм. Изречения. Крылатые фразы.
Эстетическое освоение окружающей действительности во всем ее многообразии. 1 Расширение кругозора воспитанника; активизация познавательной деятельности. Знать афоризмы и изречения философов, выдающихся деятелей на нравственную тематику.
Уметь их правильно интерпретировать. Устный журнал
20. Мой дом – моя крепость. Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями. 1 Формирование положительного отношения к семье и семейным ценностям. Знать варианты благодарения родителей.
Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. Открытый микрофон
Анкетирование
21. Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка. Международные документы, касающиеся защиты прав. Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка.
Права, обязанности. Личность. Патриот.
2 Ознакомление с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе.
формирование нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества. Знать содержание Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка.
Уметь отстоять свою точку зрения, сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях. Просмотр видеороликов, викторина.
22. Совесть - мерило жизненных ценностей.  Виктор Розов. Совестливость” (из серии “Уроки нравственности”).
1 Расширение представлений воспитанника о понятиях «мораль», «совесть».  Знать о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни. Просмотр и обсуждение д/ф23. Качества присущие настоящему человеку. Понятия:
Совестливость, честность, отзывчивость, милосердие, благородство, доброта, отзывчивость. 1 Расширение знаний главных нравственных правил, норм. Иметь представление об этических нормах взаимоотношения с окружающими.
Уметь применять их на практике. Аукцион
24. Голос – одежда нашей речи. Слово как источник жизни человека. Слова приветствия, прощания. Интонация. Культура речи. 1 Формирование культуры речи. Знать значения слов, означающих приветствие и прощание.
Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. Ситуативный практикум
25. Волшебная сила доброго слова.
Мудрые, добрые, задушевные слова. Слова лжи, клеветы, брани. Хорошее настроение. Слова прощения и покаяния. Любовь, покой, лад. 1 Расширение представлений о речевом этикете. Знать варианты благодарения.
Уметь выражать свою благодарность близким людям, окружающим. Разбор ситуаций
26. О вреде сквернословия. История возникновения нецензурной брани, ее влияние на здоровье человека, как избавиться от нецензурной брани. Путь духовного роста, самосовершенствования. 1 Формирование культуры речи. Знать о вреде нецензурной брани, пробудить желание говорить красиво и культурно.
Информационный лекторий.
27. Патриот современной России. Понятия:
Патриот, защитник, мужество, жертвенность, смелость. 1 Создание условий для накопления и обогащения эмоционально-чувственного опыта подростков на примере героев нашей страны. Уметь формулировать, какими качествами должен обладать человек в идеале.
Уметь отстоять свою точку зрения. Презентация
28. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданский долг, Отечество,
Обязанность.
1 Формирование патриотических чувств. Знать значение слов «Патриот», «Отечество», гордиться принадлежностью к великой России.
Просмотр и обсуждение тематических видеосюжетов.
29. Книга – мой лучший друг. История создания книги.
Бережное отношение к книге, уважение к трудовой деятельности тех людей, кто её создаёт.
Достояние. Опыт. Процветание. Жанры книг. Литература. 1 Формирование у воспитанника системы знаний о значимости книги как произведения эстетической культуры.
Мотивирование к чтению художественной литературы.  Осознать, что книга – огромное достояние человечества, которое дарит необходимые знания, неоценимый опыт и процветание.  Круглый стол.
30. Хлеб - всему голова «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Хлебороб», «Пекарь».
Загадки и пословицы о хлебе.
Паек в блокадном Ленинграде: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г.
Русские традиции гостеприимства. 1 Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые вырастили хлеб. Знать о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба.
Уметь бережно относиться к хлебу. Презентация
31. Свой путь мы выбираем сами. Выбор; здоровье, образование, семья, собственные силы.
Афоризмы о жизни. Жизненный путь.
1 Помощь подростку выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Уметь сделать вывод о важности семьи, здоровья, собственных сил и др. в выборе жизненного пути. Дискуссионный клуб
32. Сам себя воспитать должен. Анализ своих поступков, воспитание силы воли, искоренение вредных привычек, работа над духовным ростом. 1 Знакомство с методами самовоспитания и самообразования. Уметь анализировать свои поступки, понимать значение самовоспитания. Тренинговое занятие
33. Способности человека. Труд и творчество; уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Гениальность. Способности. Дар. 1 Раскрытие значения слов « способности», «талант», «творчество», «гениальность», «способности», «дар». Уметь ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Диспут
34. Мои духовные ценности. “Мои ценности”, метод недописанного предложения, “свиток”.
Моральная оценка поступков, отношение к нравственным нормам. Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре.1 Диагностика нравственных ценностей. Знать ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.Тестирование.
Всего 35 часов
Литература
1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М., 1980. - 334 с.
2. Андреев В.И. Педагогическая этика: Спецкурс для технологий. М., 2002. - 272 с.
3. Аникеева Н.П., Винникова Т.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогических взаимодействий. Новосибирск, 1991. - 92 с.
4. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. М., 2006. - 574 с.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. С. 15-45.
6. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование//Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958. С. 45-56.
7. Артпедагогика и артгерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко и др. М., 2001. - 248 с.
8. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2001. - 320 с.г9. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. - 416 с.
10. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология. 1995. №5. С. 30-39.
11. Белкин A.C. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1977.-111 с.
Интернет ресурсы:
http://www.orthedu.ru/katehizis/index.html
коллекция образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
http://www.rusvolya.ru/prazdniki
www.kultura-portal.ru