Презентация по немецкому языку на тему Рабочая программа по учебному предмету «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» для базового уровня класс 5-9
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает - умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа направлена на: развитие мотивации углубленного изучении иностранного языка; - совершенствование форм и методов обучения, - использование в учебном процессе современных информационных технологий
Муниципальное бюджетное учреждение «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №7»Рабочая программапо учебному предмету«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК»для базового уровня класс 5-9Выполнила: Водясова Татьяна Александровна, учитель немецкого языка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по немецкому языку (Автор: под ред. И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой; М: Просвещение, 2011 г. ) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (2010г.)
Исходные документы для составления программы:Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 21.03.2014г. № 215Примерные программы по учебным предметам. Немецкий язык. 5-9 классы (базовый уровень) / Автор: под ред. .И.Л.Бим, Л.И.Рыжовой; М: Просвещение, 2011 г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.№ 189Учебный план МБОУ «Гатчинская СОШ №7»
пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета; место учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; 5) содержание учебного предмета; 6) тематическое планирование;7) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета. Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели и задачи обучения немецкому языку в основной школе:формирование у учащихся более глубокого представления о роли и значимости НЯ в жизни современного человека и поликультурного мира;дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну; дальнейшее развитие активной жизненной позиции; дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо); дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры;
достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Немецкий язык» на дальнейшее развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ). формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа; дальнейшее развитие способности представлять на НЯ родную культуру в письменной и устной форме общения; продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой стран, говорящих на немецком языке.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования компетенций
II. Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык» в основной школеВзаимодействие трёх основных содержательных линий:
Стержнем процесса обучения немецкому языку является коммуникативность, которая реализуется через построение процесса обучения как модели реальной межкультурной коммуникации на основе принципов:
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению немецкому языку позволяют учитывать те изменения в развитии учащихся основной школы, которые характеризуют переход от детства к отрочеству. Это влечет за собой возможность интегрировать в процесс обучения немецкому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные навыки и умения. Школьники овладевают рациональными приемами изучения немецкого языка и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т. д.
III. Место предмета «Немецкий язык» в базисном учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом МБОУ «Гатчинская СОШ №7» на этапе основного общего образования предусмотрено по 102 учебных часа для обязательного изучения курса «Немецкий язык» в 5-9 классах из расчета 3 часа в неделю, всего 510 учебных часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык» Личностные результаты:
Метапредметные результаты:1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению НЯ: • представление о НЯ как средстве познания мира и других культур; • осознание роли НЯ в жизни современного общества и личности; • осознание личностного смысла в изучении НЯ, понимание роли и значимости НЯ для будущей профессии; • обогащение опыта межкультурного общения; 2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению
4) специальные учебные умения
Предметные результаты:в коммуникативной сфере - вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог: – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; – выражать основные речевые функции– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; – переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; – соблюдать правила речевого этикета; - использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение: – кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; – делать сообщения на заданную тему на основе прочитанного/услышанного; - делать сообщения по результатам выполнения проектной работы; – говорить в нормальном темпе; – говорить логично и связно; - говорить выразительно (соблюдать синтагматичность речи, логическое ударение, правильную интонацию). Говорение
Аудирование- уметь понимать звучащую речь с различной глубиной, точностью и полнотой восприятия информации: - полностью понимать речь учителя и одноклассников, а также несложные аутентичные аудио- и видеотексты, построенные на изученном речевом материале (полное понимание прослушенного); - понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания); - выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации); - соотносить содержание услышанного с личным опытом; - делать выводы по содержанию услышанного; - выражать собственное мнение по поводу услышанного.
Чтение - уметь самостоятельно выбирать адекватную стратегию чтения в соответствии с коммуникативной задачей и типом текста: - читать с целью понимания основного определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные; распознавать тексты различных жанров (прагматические, публицистические, научно-популярные и художественные) и типов (статья, рассказ, реклама и т. д.); -читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации -читать с целью полного понимания содержания на уровне значения-читать с целью полного понимания на уровне смысла и критического осмысления содержания (определять главную идею текста, не выраженную эксплицитно; отличать факты от мнений и др.); - интерпретировать информацию, представленную в графиках, таблицах, иллюстрациях и т. д.; - извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов; - делать выборочный перевод с немецкого языка на русский; - соотносить полученную информацию с личным опытом, оценивать ее и выражать свое мнение по поводу прочитанного.
Письмо • заполнять анкету, формуляр (сообщать о себе основные сведения: имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес и т.д.); • писать открытки этикетного характера с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета и адекватного стиля изложения, принятых в немецкоязычных странах; • составлять план, тезисы устного и письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности; • писать электронные (интернет) сообщения; • делать записи (выписки из текста); • фиксировать устные высказывания в письменной форме; • заполнять таблицы, делая выписки из текста; • кратко излагать собственную точку зрения (в т.ч. по поводу прочитанного или услышанного); • использовать адекватный стиль изложения (формальный / неформальный).
V. Содержание учебного предмета «Немецкий язык»Предметное содержание речиПредметное содержание речи реализуется в воспитательном, развивающем, познавательном (социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры, соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям учащихся основной школы и включает следующее:
Тематическое планирование по классам 5 класс (102 часа){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.Привет, 5 класс! С чем мы пришли из четвёртого класса?12 часов2.Старый немецкий город. Что здесь есть?10 часов3.В городе… Кто здесь живёт?10 часов4.Улицы города. Какие они?10 часов5.Где и как живут здесь люди?10 часов6.У Габи дома. Что мы здесь видим?10 часов7.Как выглядит город Габи в разные времена года?10 часов8.Большая уборка в городе. Отличная идея! Но…10 часов9.Опять в город прибывают гости. Как вы думаете, какие?10 часов10.Наши немецкие подружки и друзья готовятся к прощальному празднику. А мы? (10 часов)10 часов Итого: 102 часа
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаКол-вочасов1.Здравствуй, школа! (Повторение) 62.Начало учебного года183.За окнами листопад164.Немецкие школы. Какие они?155.Что делают наши немецкие друзья в школе?146.Свободное время127.Поездка с классом в Германию148.В конце учебного года – веселый карнавал76 класс (102 часа)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ТемаКол-во уроков1.0. После летних каникул 72.Что называем мы нашей Родиной? 143.2 Лицо города – визитная карточка страны 174.3.Жизнь в современном городе.Какие проблемы возникают? 155.4.В деревне есть много интересного (16 часов). 166.5.Мы заботимся о нашей планете Земля (14 часов). 127.6.В здоровом теле – здоровый дух (17 часов)10 1027 класс (102 часа)
8 класс (102 часа){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 1.Прекрасно было летом!24 часа 2.А теперь уже давно опять школа!25 часов 3.Мы готовимся к поездке в Германию25 часов 4.Путешествие по Федеративной республике Германии.28 часов 102 часа
9 класс (102 часа){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} ТемаКово уроков1.Каникулы, до свидания (Повторение) 92.2. Ferien und Bücher. Gehoren sie zusammen? 27 3.3. Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie? 224. 3. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit Berufswahl? 235. 4. Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht? 21 са
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Цифровые образовательные ресурсыФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.ivedu.ru/catalog/Газета «Deutsch « http:// de.1 september.ru/Интернет-поддержка http://www.goethe.de/ http://www.audio-lingua.eu/?lang=en http://www.eduweb.vic.gov.au/languagesonline/german/german.htm http://grammade.ru/index.php http://www.deutschalsfremdsprache.de/ http://www.afs.ru/rus_ru/home http://www.vorlesen.de/ http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Немецкий язык»Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.Изучение предмета «Немецкий язык» в 5 классе должно обеспечить обучающимся:знание и понимание:- основной лексики;- указаний учителя, связанные с ведением урока;- основных правил речевого этикета при общении;- признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);- основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
умение : в русле устной речи и письма:- составлять диалоги по теме «Знакомство», «Встреча».- письменно составить рассказ, употребляя глаголы в прошедшем времени;- приветствовать на немецком языке, представлять себя и других;- давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;- выражать сомнение, переспрашивать;- возражать, утверждать;- запрашивать информацию с помощью предложений с вопросительными словами: Wo? Wer? Was? Wohin? Woher? Wozu?;- выражать свое мнение, оценку;- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями;в русле чтения:- зрительно воспринимать текст, узнавая грамматические явления и полностью понимать текст;- членить текст на смысловые обрезки;- выделять основные мысли;- догадываться о значении незнакомых слов по знакомой части слова, по контексту;- использовать словообразовательный анализ для понимания слова;в русле аудирования:- распознавать и полностью понимать речь товарища в ходе диалогического общения с ним;- «управлять» источником информацииИспользование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира;- осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные;- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;- осознания себя гражданином своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.Изучение предмета «Немецкий язык» в 6 классе должно обеспечить обучающимся:знание и понимание:- основной лексики;- указаний учителя, связанные с ведением урока;- основных правил речевого этикета при общении;- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия)
умение: в русле устной речи и письма:- составлять диалоги по теме «Знакомство», «Встреча».- письменно составить рассказ, употребляя глаголы в прошедшем времени;- приветствовать на немецком языке, представлять себя и других;- давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;- выражать сомнение, переспрашивать;- возражать, утверждать;- запрашивать информацию с помощью предложений с вопросительными словами: Wo? Wer? Was? Wohin? Woher? Wozu?;- выражать свое мнение, оценку;- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями;в русле чтения:- зрительно воспринимать текст, узнавая грамматические явления и полностью понимать текст;- членить текст на смысловые обрезки;- выделять основные мысли;- догадываться о значении незнакомых слов по знакомой части слова, по контексту;- использовать словообразовательный анализ для понимания слова;в русле аудирования:- распознавать и полностью понимать речь товарища в ходе диалогического общения с ним;- «управлять» источником информации, задавая вопрос, если что-то непонятно, например: Entschuldigen Sit bitte, was bedeutet…Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира;- осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные;-тознакомления представителей других стран с культурой своего народа;- осознания себя гражданином своей страны и мира.
7 класс (102 часа) Изучение предмета «Немецкий язык» в 7 классе должно обеспечить обучающимся:знание и понимание:- основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
умение:говорение - начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем);аудирование- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических;- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов- использовать переспрос, просьбу повторить
чтение- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания;- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь- заполнять анкеты и формуляры;- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах; - ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
8 класс (102 часа) Изучение предмета «Немецкий язык» в 8 классе должно обеспечить обучающимся:знание и понимание:- основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);- особенностей структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;- признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);- основных норм речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;- роли владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
умение:говорение- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу;- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного;аудирование- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь- заполнять анкеты и формуляры;- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
9 класс (102 часа)Изучение предмета «Немецкий язык» в 9 классе должно обеспечить обучающимся:знание и понимание:основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;интонацию различных коммуникативных типов предложений;признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочна;лексика), принятые в стране изучаемого языка;- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни,быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
умение говорение- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, сообщатькраткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;аудирование- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле- и радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разнымкоммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием;- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;письменная речь- заполнять анкеты и формуляры;- писать поздравления, личные письма с опорой на образец;- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:- для социальной адаптации; взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, - создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные); осознания себя гражданином своей страны и мира.
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме пленума, групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий. Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов в течение одного урока.