Урок Начало движения, маневрирование
Методическая разработка
проведения урока по МДК
«Теоретическая подготовка водителей категорий «В» и «С»
ПМ «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения.
Тема 1.7. Начало движения, маневрирование.
Продолжительность занятия – 90 минут
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания о назначении и правилах выполнения предупредительных сигналов и их назначении, о правильном выполнении поворотов (разворотов) и перестроении, о местах, где запрещены развороты и движение задним ходом;
обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний;
стимулировать познавательный интерес обучающихся к соблюдению Правил дорожного движения с помощью использования знаний полученных при обучении индивидуальному вождению;
Развивающие:
способствовать развитию памяти, образного мышления и умения анализировать и применение знаний Правил дорожного движения в конкретных дорожных ситуациях при самостоятельном управлении транспортным средством;
способствовать развитию познавательной деятельности, обеспечивать следственные связи между теорией и практикой
Воспитательные:
привить обучающимся познавательный интерес к курсам «Теоретическая подготовка водителей категорий «В» и «С»;
воспитать ответственных и грамотных водителей;
воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг друга.
Тип урока: урок получения новых знаний, с применением компьютерных технологий
Форма урока: комбинированный урок
Методы и приёмы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Используемые технологии:
Информационно-развивающие (изложение учебной информации с использованием технических средств обучения).
Деятельностные (решение ситуационных задач с указанием ошибок при маневрировании и перестроении).
Средства обучения:
Учебно-наглядные пособия (плакаты, стенды);
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, экран, компьютер).
Форма обучения: групповая.
Интернет-ресурсы:www.milex.by
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (3 минуты).Предварительная организация группы – проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, их готовности к уроку, организация внимания, постановка целей урока, знакомство с формой и этапами проведения урока.
II.Основная часть.
1 этап. Повторение материала по теме «Дорожные знаки» и «Дорожная разметка».
2 этап. Изложение нового материала.
Просмотр видеоролика по теме «Начало движения, маневрирование».
Световые указатели поворотов являются предупредительными сигналами информирующими других участников дорожного движения о намерении водителя совершить определенный маневр, связанный с изменением его расположения относительно проезжей части.
Включать эти сигналы необходимо заблаговременно до совершения маневра, заранее предупредив других водителей о своих намерениях, давая им время правильно оценить замеченный сигнал и предпринять необходимые меры безопасности.
Подаваемый сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Водитель должен быть уверен, что его сигналы будут правильно восприняты другими водителями.Выключать сигналы необходимо сразу после завершения маневра, не заблуждая других участников движения о своих намерениях.
Если сигналы поворота неисправны или отсутствуют, они должны подаваться рукой водителя. Вытянутая в сторону левая рука заменяет левый указатель поворота, правая рука-правый. Согнутая в локте левая рука заменяет правый указатель поворота, согнутая правая рука – левый. Поднятая вверх левая или правая рука водителя служит предупреждением об остановке, при неработающих стоп-сигналах. Прекращать подучу сигнала рукой необходимо непосредственно перед выполнением маневра, управляя транспортным средством двумя руками.
Включай левые указатели поворота:
Перед началом движения от правой кромки дороги.
Перед обгоном с левой стороны.
Перед перестроением на левую полосу.
Перед объездом препятствия с левой стороны.
Перед поворотом налево или разворотом.
Перед остановкой у левой кромки дороги.
Включай правые указатели поворота:
Перед началом движения от левой кромки дороги.
Перед обгоном с правой стороны.
Перед перестроением на правую полосу.
Перед объездом препятствия с правой стороны.
Перед поворотом направо.
Перед остановкой у правой кромки дороги.
При выезде на дорогу с прилегающей к ней территории, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, а так же пешеходам. При съезде на прилегающую территорию водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, если траектории движения их пересекаются.
При перестроении на другую полосу, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам движущимся по этой полосе.
При одновременном перестроении преимущество имеет водитель, у которого помеха слева. Находясь на водительском сиденье слева лучше видно дорожную ситуацию и легче оценивать дорожную обстановку.
Перед поворотом направо или налево (разворотом), необходимо заранее перестроиться на крайнюю правую (левую) полосу и осуществлять повороты только с них, не создавая помех попутным автомобилям, движущимся в других направлениях. Поворот направо разрешен на крайнюю правую полосу пересекаемой дороги, налево (разворот) на любую. Движение прямо разрешается с любой полосы. При наличии слева трамвайных путей поворот налево (разворот) должен осуществляться с трамвайного пути попутного направления. При этом водитель не должен создавать помехи для движения трамваев. Выполняя условия этих правил, поворачивающий автомобиль освобождает все правые полосы для безрельсовых транспортных средств.
Исключение составляют перекрестки с круговым движением, движение осуществляется в одном направлении, против часовой стрелки, при отсутствуют помех справа) и перекрестки, на которых установлены знаки 5.15.1 (направление движения по полосам), 5.15.2 (направление движения по полосе) или разметка 1.18.
Повороты должны осуществляться таким образом, что бы при выезде с пересечения проезжих частей не оказаться на полосе встречного движения.
Если транспортное средство из – за своих габаритов не может осуществить поворот с крайней полосы, допускается отступить от требования правил. Например, если автопоезд при повороте направо будет круто поворачивать с крайней правой полосы возможен наезд на тротуар задними колесами. При повороте налево с крайней левой полосы траектория движения может не позволить произвести поворот за один раз. При этом могут произойти заторы и ситуация создаст невозможным проезд другим транспортным средствам.
При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель обязан заранее перестроиться на крайнюю левую полосу или на трамвайные пути попутного направления (не создавая помех трамваю), пропустив все встречные транспортные средства. Находясь на левой полосе или на трамвайных путях водитель освобождает правые полосы, не создавая помех для движения транспортных средств попутного направления.
Встречные автомобили, двигаясь даже с небольшой скоростью, будут представлять опасность для водителя выполняющего поворот налево или разворот.
Вне перекрестка, где ширина проезжей части недостаточна для разворота с крайней левой полосы, правила разрешают данный маневр от правого края проезжей части или обочины. При повороте налево и развороте автомобиль закрывает по ширине значительную часть дороги встречного направления и создает помехи движению встречных транспортных средств. Поэтому водитель обязан пропустить транспортные средства встречного направления, а при развороте от правого края проезжей части или обочины и автомобили попутных направлений.
В случаях, когда траектории транспортных средств пересекаются и очередность не оговорена правилами дорогу должен уступить водитель, к которому автомобиль приближается справа.
При наличии полосы разгона (торможения) водители обязаны снижать скорость только на ней. Выезжать с нее разрешается при условии, если не создаются помехи для движения транспортных средств, находящихся на основной дороге. Полосы разгона (торможения) применяются в основном на автомагистралях в местах примыкания и пересечения дорог.
При развороте и движении задним ходом скорость автомобиля минимальная, видимость дороги ограничена. При этом возможны длительные помехи для других участников движения. Транспортное средство, выполняющие разворот, представляет опасность на проезжей части.Поэтому эти маневры запрещены:
На пешеходных переходах;
В тоннелях;
На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
На железнодорожных переездах;
В местах с видимостью дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении.
В местах расположения остановочных пунктов.
Движение задним ходом запрещено так же на перекрестках.
Данный маневр разрешается, если он будет безопасен и не создаст помех для движения других участников движения. В случае необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
3 этап. Решение тематических задач по правилам проезда перекрестков.
Педагог открывает модуль «Обучение» и предлагает обучающимся (выборочно) решить по 20 тестовых вопроса на тему «Начало движения, маневрирование». Ответы подтверждаются и проверяются на месте с использованием комментариев сперва обучающихся, затем педагога, а в заключении, при необходимость, текстовых комментариев.
Обучающиеся: выполняют задание.
Итог занятия.
Домашнее задание
ПДД, раздел 8 читать
Решение вопросов 7,8 и 9 всех экзаменационных билетов