Конспект урока в 7классе Не спричастиями
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ
(технология проблемного обучения)
Цель: познакомить с правилом правописания не с причастием, формировать навык написания не с причастием; повторить правописание не с разными частями речи; развитие исследовательских и коммуникативных умений, развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание культуры ведения учебной дискуссии.
Ход урока:
I. Орфографическая разминка. Создание проблемной ситуации.
(не)настная погода; (не)терпит (не)правды; (не)преследовал (не)приятеля; (не)широкая, а узкая река; (не)навидел подлость; (не)большая тропинка; (не) друг, а просто знакомый; (не)сделанная работа.
- Раскройте скобки, объясните правописание.
- В чем затруднение? Чем вызвано затруднение?
- Определите тему урока.
- Определите цель урока.
II. Запись темы урока в тетрадь.
III. Исследовательская работа в группах с раздаточным материалом.
Материал для исследования:
1 В доме все было не выкрашено, не вымыто, не прибрано.
2. В глазах Павки Климка увидел невысказанную грусть.
3. Кустики рябины были усыпаны ягодами, еще не созревшими, зелеными.
4. Не украшены красным цветом были и ветки рябины.
5. Птицы, не пуганные человеком, порхают повсюду и не обращают на нас внимания.
6. Не вызубренные, а осознанные правила помогут писать без ошибок.
7. Холодный, негодующий взгляд противника вызвал во мне некоторое оцепенение.
8.Дремотой розовой объята трава некошеной межи.
План - задание для исследования:
Внимательно прочитайте предложения. Найдите случаи употребления причастия с НЕ.
Постарайтесь выяснить, от чего зависит правописание НЕ с причастиями.
В случае затруднения воспользуйтесь подсказками, находящимися в конверте.
Подсказки.
1. Проверьте, употребляется ли причастие без не.
2. Проверьте, является причастие полным или кратким. Как в этом случае пишется не?
3. Проверьте, есть ли при причастии зависимое слово. Как в этом случае пишется не?
Не забудьте внести результаты вашего наблюдения в таблицу.
3. Составьте таблицу.
Слитно
Раздельно
1.
1.
2.
2.
4.Сформулируйте правило правописания НЕ с причастиям..
IV.Обсуждение результатов работы групп. Сличение результатов с таблицей на доске.
V. Закрепление, тренировочные упражнения.
1) запись под диктовку с обозначением орфограммы и объяснением правописания.
Ненавидевший ложь
История не придумана
непридуманная история
совсем не придуманная история
не придуманная, а реальная история
2)Определение алгоритма действий
- смотрю, употребляется ли без не.
- определяю, полное оно или краткое
- есть ли противопоставление
- есть ли зависимое слово.
3) Задание с «ловушкой»
Невспаханная земля, еще не вспаханная земля, земля не вспахана, не сделал, неотправленное письмо, письмо, не отправленное вовремя, письмо, не отправленное мной, не думая, не отправлено письмо, несобранные грибы, никем не собранные ягоды, тетради не собраны, несоленая рыба.
- Распределите слова по группам.
- Что заметили?
- Какие еще варианты группировки есть?
- Предложите свои задания.
4) Измените словосочетания, чтобы не писалось раздельно.
Ненапечатанный роман
Незасеянные поля
Невыполненное поручение
Нерассказанная легенда
Нераспустившийся цветок
5) Синтаксический разбор с объяснением правописания.
Человек, не знающий меры, будет горевать и в богатстве.
VI. Проверка степени усвоения орфограммы.
Раскрыть скобки. Самопроверка, определение, что вызвало затруднение
В кабинете стало светло, но Пушкин, (не) замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечь. Окинул взглядом (не) собранные бумаги. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по (не) расчищенным от снега улицам. Старинный сад напоминал ему, сказочный лес. Давно (не) дышалось ему легко!
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что заметили?
- Легко ли вам было работать в группе, прислушивались ли к вам?
- Ваши пожелания.
VIII. Дом. задание: составить словарный диктант с «ловушками» или написать лингвистическую сказку о частице не.