Разработка урока на тему: Системы линейных уравнений с двумя переменными 
Тема урока:  «Решение систем уравнений».
Тип  урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок закрепления умений  и навыков.
Цели урока: 
Образовательная:  повторить и обобщить  знания  учащихся по теме «Системы линейных уравнений с двумя  переменными»; продолжить закрепление следующих умений: решение  систем уравнения графическим  способом, способом  подстановки, способом алгебраического  сложения.
Развивающая: Развитие познавательного  интереса, внимания, логического  мышления, памяти; совершенствование  навыков решения  систем  уравнений.    
Воспитательная: воспитывать в детях  чувство  локтя  и  ответственности друг за  друга, интереса  к предмету, связать  математику  с другими предметами.
Ход  урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ
Цель:
  «Где есть желание, найдется путь!» (эпиграф  к уроку  написан  на доске)
- Сегодня  на уроке  мы  должны  обобщить  весь  материал  Главы  « Системы линейных  уравнений  с двумя переменными», совершенствовать  навыки   решения  систем  уравнений: 
1) способом подстановки; 
2) способом  алгебраического  сложения; 
3) графическим способом.
  Один из великих философов сказал: «Где есть желание – найдется путь!» Мы сегодня на уроке с большим желанием будем решать системы, определяя свой рациональный путь.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ     
Цель:
Фронтальный опрос.
Определение линейного уравнения с двумя переменными.
Определение решения линейного уравнения с двумя переменными.
График линейного уравнения.
Количество решений линейного уравнения.
Определение решения системы уравнений с двумя переменными.
Методы решения систем уравнений с двумя переменными.
У доски:
А) построить график функции у=5х
Б) построить график функции у=7х-1
В)Решить линейное уравнение 3х + 5 = х – 3 ;                 
                                              3(2х - 3) = 21 + 11х .           
Индивидуально:
1)
    Функция задана формулой у = -2х + 3. 
    Ответьте на следующие вопросы 
1. Чему равно значение функции при х = -1?
2.  При каком значении х значение у равно   -7?
3.  Принадлежат ли графику функции точки
     А(3;9) и В(4;-5)?
2) Функция задана формулой у = 3х - 4. 
    Ответьте на следующие вопросы 
1. Чему равно значение функции при х = 5?
2.  При каком значении х значение у равно  14?
3.  Принадлежат ли графику функции точки
     А(5;11) и В(3;-5)?
Онлайн тест   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Создание проектов: « Алгоритмы решения систем уравнений»
Цель:                                    
Способ  сложения
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Способ подстановки
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  141513 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
-А теперь, ребята, теоретический  материал проверим и закрепим на практике (Учащиеся выполняют тест и взаимопроверку)
III. РЕШЕНИЕ СИСТЕМ  ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙС ДВУМЯ        ПЕРЕМЕННЫМИ
Цель:
Вопросы:
1. Какими способами  можно решить систему  двух линейных уравнений  с двумя  переменными?
2. В чем заключается  способ  подстановки решения  системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
- Применяя способ подстановки, решите системы:
№1.       а)  13 EMBED Equation.3  1415   б) 13 EMBED Equation.3  1415  в) 13 EMBED Equation.3  1415
Ответ:  а) (2;9)   б) (-2;2)   в) (7;-3)  
3. В чем заключается  способ  сложения? Решить систему  уравнений  способом  сложения
№2.           а)13 EMBED Equation.3  1415     б) 13 EMBED Equation.3  1415   в) 13 EMBED Equation.3  1415
Ответ: а) (7;-2)  б)(-3;5)  в) (0;5)  
4. В чем заключается  графический  способ   решения  системы  уравнений  с двумя  переменными? Решить графическим  способом систему уравнений:
№3.      у – 2х = 5
          4х + 2у = 6  
 - На ваш взгляд, каким  способом легче  решаются системы? (способом подстановки, способом сложения)
- Но, решая графическим  способом, мы  наглядно можем  увидеть,  имеет ли  система  уравнений  решение  или нет. Поэтому этот  способ служит  геометрической  иллюстрацией  наличия  или  отсутствия   решения системы уравнений.
- А как еще   можно  выяснить, имеет система уравнений  решение  или нет?
(выразить  из  каждого уравнения у  через х и сравнить угловые  коэффициенты)
IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Цель:
- Существует, ребята, еще  один  способ  решения  систем уравнений, который  мы  с вами  еще  не рассматривали. Это  метод - метод  перебора  или  подбора. Например, дается  система:   х + у = 7,
                  х – у = 1 
Можно  легко подобрать  значения х и у:  х = 4, у = 3
-Попробуйте решить систему  методом  подбора:  
                х + у = 5
                 х - у = 6,  
Обратите  внимание  на  2-ое  уравнение:
- Является ли оно линейным? (нет) А мы эту систему уже  смогли  решить.
-Все эти  способы  решения   систем  уравнений   знали  люди  давно. Точной  даты  не   известно, но они имеются  в книге  Ньютона «Всеобщая  арифметика», которая была  издана в 1707 году.
Издавна применялось исключение неизвестных из линейных уравнений. В XVII-XVIII вв. приемы исключения разрабатывали Ферма, Ньютон, Лейбниц, Эйлер, Безу, Лагранж и др.
Благодаря метолу координат, созданному в XVII в. Ферма и Декартом, стало  возможным геометрическое решение уравнений системы (1). Так называемый графический метод решения состоит в построении абсциссых и ординаты у точки пересечения двух соответствующих прямых.
V. УСТНАЯ  РАБОТА.  СИСТЕМЫ  УРАВНЕНИЙ  В ЗАДАЧАХ
Цель:
- Где  находит применение  теория систем уравнений? (при  решении задач) 
(Повторяется  схема  решения задач  с помощью  систем  уравнений).
- Сейчас  вы увидите  только  часть  решения   некоторой  задачи. Попробуйте по этой части сформулировать всю  задачу (на доске  с  обратной  стороны).
Пусть стороны  прямоугольника  будут х и у  см. Тогда  имеем:
     х – у = 4
   2(х + у) = 20( на доске)
Ученики  составляют задачу (решить предлагается  дома, записать в тетрадь)
Задача. Периметр прямоугольника равен 20 см., а  одна  из  сторон  больше  другой  на 4   см.. Найдите стороны  прямоугольника (геометрическая  задача).
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель:
1 вариант
1. Выразив y через x из уравнения 5y - 10x = 2;  получим ответы:      
а) y = 0,2x - 0,4;б) y = 1/5x - 2/5;в)y = 2x + 0,4.
2. Решите графически систему:  
Ответы:г) (2;3),  д) (-2;3),  е) (3;2)
3. Система уравнений: 
Имеет:
р) одно решение; 
о) бесконечно много решений;
н) не имеет решений.
4. Решением системы уравнений 
является пара чисел:
о) (-3;4),  м) (-2;-6),  н) (-4;3)
5. Графики уравнений
2x - y + 2 = 0 и x - 2y + 1 = 0     проходят через точку:
р) А(0;1), о) В(-1;0), н) С(0;-1)
2 вариант 
1. Выразив y через x из уравнения  [2y - 3x = 4],получим ответы:      
2. Решите графически систему:  
Ответы: г) (4;3), д) (4;-3), е) (-3;4)
3. Система уравнений: 
Имеет:
р) одно решение; 
о) бесконечно много решений;
н) не имеет решений.
4. Решением системы уравнений 
является пара чисел:
о) (-4;-3),  м) (-3;-1),  н) (4;3)
5. Графики уравнений
2x + y - 1 = 0 и 2x - y - 3 = 0]
проходят через точку:
р) А(-1;1), о) В(1;-1), н) С(1;1)
Проверка: Ответы: верно
Оценивают учащиеся сами себя.
Критерии оценки «5» - 5 верных ответов;
«4» - 4; «3» - 3.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Итак, ребята, мы  заканчиваем изучение  темы «Системы  линейных  уравнений с двумя переменными».
А сейчас, ответьте, пожалуйста, на  такие  вопросы:
1.Чему учились, зачем учили и как учили?
2. Какой способ решения системы двух линейных уравнений с  двумя  переменными вам  понравился  больше?
3. Где могут  применяться  знания о системах  двух  линейных  уравнений с двумя переменными?
- Математические    методы  используются  при  решении задач   с  практическим содержанием. Это  могут  быть  задачи  по физике, химии, расчет  биополей  по  биологии и т.д.
-А какие  системы окружают нас повседневной  жизни?
 (ученики  вспоминают о предметах, где они  встречали  системы:
 русский  язык - соединительные  союзы, биология  -система  кровообращения  человека, физика - система  СИ, химия - периодическая  система   элементов, астрономия - Солнечная  система.)    
Выставляются оценки за урок.
Применение систем в экономике
Система уравнений и рыночное равновесие.
Рынок: Происходит встреча продавцов и производителей товаров с его покупателями и потребителями.
На рынке заключаются торговые сделки.
Рынки бывают самые разнообразные – рынки зерна и рынки нефти, рынки автомобилей и рынки стройматериалов, рынки кофе и рынки чая и т.д.
Рынки однородного товара обычно называют биржами (от латин. bursa – кошелек).
VIII.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ
1) подготовиться  к контрольной  работе; 
Root Entry