Классный час Мастера Алтая. Скульптор В. Войчишин


Мастера Алтая: скульптор Владимир Войчишин
Известный скульптор, оригинальный художник, мастер литейного дела – человек интереснейшей судьбы, Владимир Иосифович Войчишин родился и вырос на Алтае, на окраине города Барнаула. Посёлок имени С. М. Кирова, где он провёл свои юные годы, окружён реликтовым ленточным бором, здесь протекает речка, давшая название нашему городу – Барнаулка. Все детство прошло на природе: зимой расчищали каток на Барнаулке, играли в хоккей, весной катались на льдинах, летом - футбол на поле за речкой. Там было много родников, из которых мальчишки пили воду. А ещё рыбалка. С детства энергия в нем буквально кипела. Он занимался во всевозможных кружках и секциях, которые можно было найти рядом с домом – футбол, хоккей, мотокросс, техническое творчество, художественная самодеятельность. Через весь город несколько раз в неделю ездил в район ВРЗ, чтобы заниматься в художественной школе. Там познал основы композиции, освоил технику живописи, лепку из пластилина и глины, графику. Конечно же, тогда он еще не представлял, что это станет главным делом его жизни.
Школьные годы оставили свой след в душе художника. 1 сентября общий и в то же время личный праздник. Володя Войчишин берёт из рук учителя новые учебники, и их неповторимый запах навсегда останется в памяти. А ещё для мальчика, который чутко впитывал красоту окружающего мира, навсегда сохранится картинка со школьного двора: пылающая красками осени клумба с бархатками и их манящий запах. Запомнились строгие, но справедливые и высокопрофессиональные учителя: Галина Никифоровна Покиньборода, учитель физики, Светлана Борисовна Чайка, учитель математики, историк Зоя Илларионовна. Володя рано увлёкся рисованием благодаря замечательной учительнице Анне Степановне, которая организовала в школе кружок рисования. В переписке со школьным музеем Владимир Иосифович поделился своими воспоминаниями о школе. Он рассказал, как вместе с мальчишками играл в «войну» на стройплощадке, где возводилось новое здание школы. Во время переезда вместе со старшеклассниками грузил на школьный грузовичок оборудование. Школьные товарищи были надёжными в дружбе и в делах: вместе спешили в класс, а после занятий могли подработать в Зелентресте на карманные расходы. Многие из школьных друзей стали известными людьми: Игорь Григорьевич Савинцев - мэр города, Владимир Леонидович Кобзев - тренер женской сборной России по хоккею на траве.
Студенческая пора связана с политехническим институтом. Владимир обучался на факультете "Автомобили и автомобильное хозяйство". По окончание учёбы работал на нескольких барнаульских предприятиях по специальности инженер-механик. Был также инспектором госгортехнадзора, специалистом, ответственным за грузоподъемные механизмы, и даже заместителем директора на овчинно-меховой фабрике. Трудиться Владимир умел и любил. Освоил многие профессии, объездил весь Алтайский край. Работал художником-оформителем. Чаще всего Войчишин брался отделывать столовые и кафе, где не так откровенно довлели шаблоны, где можно было фантазировать, использовать необычные сюжеты, лепнину, резьбу по дереву. Для технаря это увлечение оставалось единственной отдушиной и, конечно, пополняло семейный бюджет, в котором скромная зарплата инженера с трудом позволяла сводить концы с концами.
А потом Владимир отправился испытать свои силы за границу. Там, неожиданно для всех, в том числе и для самого себя, он понял, что его интерес к художественным профессиям не просто юношеское увлечение.
– Творчеством я плотно занялся во время перестройки, в Объединенных Арабских Эмиратах, – вспоминает мастер. – Вначале был бизнес. Не сложилось. А уже потом я занялся своим делом.
ОАЭ были только началом дальних странствий Владимира. Так получилось, что его жизненный путь пролег через четыре континента: Азию, Африку, Европу и Америку. Безо всяких преувеличений Владимира Войчишина можно называть "человеком мира". Он побывал в четырех десятках стран – в Германии, Кении, Великобритании, Канаде, США, Голландии… И это были отнюдь не туристические поездки. В каждой задерживался не на пару недель, а на несколько месяцев, а иногда и лет. Здесь он зарабатывал на хлеб, впитывал культуру, перенимал опыт местных мастеров. В Африке учился секретам работы с эбонитом («черным деревом») у кенийских народных мастеров. В Нью-Йорке отливал шоколадные скульптуры для праздничных церемоний, работал в мастерских ювелиров. В Канаде перенимал у этнических индейцев опыт работы с деревом, при этом сам изготовил около 300 скульптур из канадского кедра. Выставки работ Владимира Войчишина проходили в галерее современного искусства в Нью-Джерси (США), в частной галерее в Найроби (Кения), в музее антропологии в Ванкувере (Канада) и др. Работы мастера находятся в частных коллекциях влиятельных людей, занимающихся современной скульптурой.
– Если бы не было этих странствий по миру, – как признается сам мастер, – Я бы не стал скульптором. Культура, природа, какие-то события, встречи с необычными людьми – все это формировало направление моей дальнейшей жизни.
Мастерская скульптора - пыльное и грязное помещение. Под ногами хлюпает (монолит во время работы поливается водой, чтобы не пылил), в ушах стоит звон от соприкосновения металла и камня, в носу першит от мельчайшей каменной пыли. Но расхожее выражение характеризует деятельность скульптора почти поэтически: он просто удаляет с каменной глыбы все лишнее. Это адский труд. Тем, кто не верит, рекомендуется отщепить хотя бы небольшой осколок.
Владимир Войчишин пытался освоить самые разные техники. Окончил Лондонскую академию искусств, где брал мастер-класс по современной технологии обработки камня. Был живописцем, резчиком по дереву, работал с бетоном - в Барнауле, вырезал из черного дерева - в Кении, лил фигурки из шоколада - в США, вырубал из кедра - в Канаде. Его руки знают кисть, карандаш, резец, зубило, бензопилу, отбойный молоток, "болгарку" и хрупкое стоматологическое оборудование. Итог - невиданная производительность. Один барнаульский скульптор, побывавший в мастерской Войчишина, ахнул: он сделал за жизнь столько, сколько Владимир изготовил за один год. Это - шесть мраморных скульптур высотой под два метра и десяток деревянных работ.
Работы Войчишина поражают ирреальной, нездешней фантазией, особенно удивительно воспринимающейся на фоне традиционного провинциального искусства. Сам себя Войчишин считает сюрреалистом.
- Перед нами по-настоящему интересный, оригинальный художник, со своим, неповторимым видением мира, – говорит искусствовед Наталья Царева. – По технике исполнения – это станковая скульптура, выполненная с тщательной детализацией, с большим мастерством и талантом. Он великолепно владеет материалом, но, я думаю, если бы он создал свои работы в бронзе или мраморе, они бы не потеряли своей художественной ценности. Здесь важны сама по себе идея, уровень ее воплощения, талант художника. Другое дело, что известные ювелиры могут оценить виртуозность Войчишина еще и как мастера, сумевшего на таком высоком техническом уровне "приручить" золото, платину и серебро. Каждая работа Войчишина - это отдельный рассказ, философский, многосмысловой сюжет. Например, скульптурная группа "Арт-метроном для двух художников" посвящена Сальвадору Дали и другому несостоявшемуся художнику... Адольфу Гитлеру. Как известно, жестокий диктатор и военный преступник в молодости активно занимался живописью, даже имел некоторый успех. Но увлекся политикой и вместо гармонии, первоначально предначертанной ему судьбой, принес в мир хаос и разрушение. Войчишин, впитав за границей достижения западной культуры, умело использует находки поп-арта, постмодернизма,а иногда и откровенного кича. Таковы распятый на золотых и платиновых дисках Джон Леннон, серебряный топор с символикой байкеров и эмблемами "Харлея Дэвидсона". "Уимбилдон" стал в интерпретации Войчишина ярмаркой тщеславия, где теннисисты давно уже превратились в торговые марки и бренды.… Войчишин не кривил душой и не подстраивался под вкусы толпы, когда работал над своими скульптурами. Он делал то, что хотел, воплощал свои, довольно сложные идеи.
Пересказывать идеи скульптора, да еще и сюрреалиста - почти безнадежное дело. Это надо видеть. Однако попробуем передать кое-что с помощью самого автора.
Свои работы представляет художник
1. «Артметроном для двух художников»
– Сальвадор Дали и другой несостоявшийся художник… Адольф Гитлер, который в молодости активно занимался живописью. Симбиоз весов и метронома породил новый прибор – артметроном, определяющий гениальность и злодейство двух известных личностей. Дали, тело которого показывает муки творчества художника, перевешивает разрушенный портрет Гитлера.
2. «Уимблдон»
– Эротика и спорт – в настоящее время эти два понятия неразлучны. На гранитной подставке в форме судейской вышки установлены рабочие серебряные слесарные тиски, на торце винта тисков отчеканен профиль Елизаветы II. Губками тисков зажат серебряный знак Венеры, из него вылетает позолоченный теннисный мяч по спиральной траектории. На знаке сидит в эротической позе обнаженная теннисистка с подвязкой на ноге.
3. «Капкан истории, или Газ в Европу»
– Стимулом был подаренный мне череп рыси и ажиотаж вокруг российских энергоносителей. Это напомнило мне предрассудки Средневековья в отношении Жанны д’Арк. К нефтяной вышке подвешен череп рыси, а под ним – действующий серебряный капкан. На языке капкана находится позолоченная сковорода с головой Жанны д’Арк. Пламя подпитывается газом, на трубе газопровода – оттиск газетных новостей.
4. «Индиго»
– Композиция представлена в виде точной серебряной копии компьютерного монитора с золотыми символами на экране: IQ, Sony и др. Из виртуального мира экрана выглядывает голова спящего мальчика-индиго. К его голове слева подключена серебряная, покрытая золотом компьютерная мышь, а справа вставлен дисковод с диском, инкрустированным 150 бриллиантами. Композиция показывает диагностику потенциала ребенка-индиго.
5. «72»
– Эйнштейн помещен в водолазный колокол – он отрешен от мира и погружен в науку, как дайвер. В одном боковом окне колокола – звезда Давида, выполненная из золота, а в другом – всемирно известная формула теории относительности.
6. «Байкер как икона»
- Люблю байкеров. Работа «Байкер как икона» посвящена «Харлей-Дэвидсон» и Полу Маккартни: у него есть песня с таким названием. За границей я немножко катался на мотоцикле.
7. Imagine (Имэйджин)
- Музыкант стоит на расплавленной пластинке, в плащанице - одежде Христа. Джон Леннон как бы выходит из камней: ведь первое название группы было "Кворимен" - каменотесы. Над его головой расположен диск в виде нимба с названием его лучшей песни "Имэйджин". В композиции имеются стилизованные изображения других музыкальных инструментов и атрибутов (рояль, клавиатура, барабан, колонка, микрофон), есть даже текст песни. Известно, что девизом группы было выражение: "В этом камне будет найдена истина", а символом - жук скарабей - священное насекомое древних египтян - им также нашлось место в скульптуре. Словом, это сложная, философская композиция.
Каждая работа талантливого скульптора – единственная, уникальная в своем роде. Это не только причудливый набор образов, а целый комплекс самых разных материалов, которые также помогают передать смысл его произведений. Это самое настоящее актуальное искусство, очень современное по темам и способу воплощения, рассчитанное на интеллектуального, подготовленного зрителя. В его работах самые разные сюжеты, интересные события, открытия, люди – все, что представляет собой саму жизнь. Каждая работа к чему-то призывает или воспитывает.
Мастер в одном из интервью откровенно замечает:
- Чем отличаюсь от других скульпторов? Никаких чертежей никогда не делаю. Если с мрамором работаю, просто беру перфоратор в руки и начинаю резать. Я знаю всю технологию: сам спаял, отгравировал, сам вставил камни. Помощники мне не нужны. Все мои работы сюжетные. Для сюжетов беру бренды. В чем-то шокирует, но современное искусство без этого не может. Классическое ушло в небытие. В общей сложности на счету нашего талантливого земляка – более 500 скульптур из бронзы, дерева, мрамора и других материалов. На изготовление своих уникальных работ барнаульский скульптор Владимир Войчишин использовал 55 килограммов серебра высокой пробы и больше килограмма золота. Они часто дополнены элементами из мрамора, драгоценными камнями, золотыми и платиновыми вставками. Для выполнения таких технологически сложных произведений художнику пришлось в совершенстве овладеть литейным производством и стать специалистом по металловедению.
Скульптор убежден, что именно такие работы отвечают духу человечества XXI века. Недаром за рубежом их называют "живыми скульптурами"!
Многолетние поездки и странствия по странам и континентам дали Владимиру очень многое. Но главное, как говорит сам художник, они помогли ему понять, что творческому человеку жить и работать нужно там, где он может полностью реализовать себя. В случае Владимира Войчишина этим местом оказался его родной Алтай.
Вернувшись в Барнаул ???????, Владимир Войчишин на долгих три года засел в своей мастерской, работая над совершенно уникальным для художественной России проектом - созданием памятника художнику и философу Николаю Рериху. По его словам, идея создания скульптуры возникла в Москве во время проведения в Государственной Думе РФ выставки-презентации «Таланты Алтайского края», на которой свои работы представлял и Владимир Войчишин. Инициативу писательницы Марии Арбатовой, поддержал губернатор Алтайского края Александр Карлин. Скульптор Владимир Войчишин согласился бесплатно выполнить все работы, на общественных началах ему помогали различные специалисты.
Мастер рассказывает:
– Работа шла восемь месяцев, с января 2008 года. В общем-то, по обычным меркам я сделал памятник очень быстро, хотя мрамор хрупкий, требует особо осторожной обработки, и все время присутствовал риск испортить работу.
Перебрал материалы, фотографии, потому что нужна была точность, портретное сходство. Обычно я работаю без чертежей, но в этот раз сделал предварительный эскиз в мягком материале. На мне лежала большая ответственность: выразить дух Рериха, придумать композицию, выбрать место и вписать в природный ландшафт.
Памятник установлен напротив Тавдинских пещер, рядом с гротами на берегу Катуни и на фоне гор. Место установки, на мой взгляд, выбрали очень удачно – как раз там, где в 1926 году проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рериха.
Композиция состоит из двух частей: сам бюст сделан из белого мрамора, его я специально заказывал на Урале. Две с лишним тонны, на Алтае такого нет. Сначала я сделал бюст, а потом под него проработал постамент. Рерих – путешественник на фотографиях всегда изображен в плаще, поэтому нижняя часть – стилизованное продолжение тела. Это девять тонн мрамора, взятого из Пуштулимского разреза недалеко от Ельцовки.
Все работы проводились в мастерской в селе Быково Шелаболихинского района. Высота памятника составляет 3,5 метра. По словам скульптора, памятник выполнен в виде пирамиды, поскольку именно эту геометрическую фигуру любил Николай Рерих. Постамент - из белого мрамора с тёмными прожилками, на нём установлен снежно-белый мраморный бюст Николая Рериха. Рядом стоит камень из красного мрамора, на ошлифованной стороне которого выгравированы слова Рериха: "Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно "Алтай - Гималаи" - два магнита, два равновесия, два устоя... Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает".
13 сентября 2009 года на торжественной церемонии открытия памятника известному российскому художнику и путешественнику Николаю Константиновичу Рериху собрались несколько сотен человек. Монумент установлен на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Первый в России и единственный в мире памятник Рериху из белого мрамора возвышается прямо на берегу реки Катунь на фоне живописных алтайских гор. Автору скульптуры Владимиру Войчишину во время открытия монумента вручена медаль, учрежденная некоммерческим партнерством «Мир традиций» в честь Года Индии в России. Торжественное событие приурочено к 135-летию Рериха, а также Году Индии в России. На открытие памятника прибыли губернатор Алтайского края Александр Карлин, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, публицист Мария Арбатова, сенаторы Сергей Белоусов и Юрий Шамков, депутат Государственной Думы Николай Герасименко, представители Рериховских центров со всей России.
Губернатор Александр Карлин отметил: «Это хороший знак для места его расположения – «Бирюзовой Катуни». Хочется верить, что присутствие духа Николая Рериха будет оказывать благотворное воздействие на тех, кто будет здесь находиться», — отметил Александр Карлин.
В 20?? году Владимир со своей женой Натальей, верным и надежным партнером по жизни, переехал в город-курорт Белокуриху. Целебная сила здешних мест не раз помогала мастеру восстанавливать здоровье. Теперь Белокуриха с ее прозрачным чистым воздухом, живописной природой стала домом и местом, где можно черпать вдохновение, набираться сил. А их нужно очень много.
Сегодня большую часть своего времени Владимир трудится над новым проектом на «Бирюзовой Катуни» – вместе со своим другом воплощает в жизнь очередной творческий замысел. «Галерея Алтая» – культурно-просветительский и развлекательный центр создается как одно из подразделений большого туристического комплекса «Бирюзовая Катунь». Отправной точкой для возникновения идеи возведения КПРЦ «Галерея Алтая» стало открытие памятника Н. К. Рериху. Владимир занимается дизайном территории «Галереи Алтай». Уже установил скульптурную композицию Imagine с портретами Джона Леннона и Йоко Оно. В дальнейшем здесь планируется проводить дни Рериха на Алтае, фестивали современной музыки и другие культурные мероприятия.
Объемы, которые приходится осваивать в Горном Алтае – серьезные. Материал – мрамор и огромные валуны местной горной породы. Чтобы все это сложить в единую гармоничную картину одного творческого энтузиазма недостаточно. Еще нужно большое терпение и немало физических сил. Но и после таких нагрузок, возвращаясь в Белокуриху на пару дней, Владимир Войчишин успевает что-то сделать для дома, сада – преобразить, воплотить, создать. Владимир нередко говорит, что у него «всегда много идей, но не хватает времени, чтобы все их воплотить». Как настоящий человек искусства, Владимир верен себе и никогда не работает на заказ. Все, что он создал и создает – от идеи, до конечного результата – плод только его творческого порыва. И ничего больше.
Рассказ о большом мастере уместно закончить описанием ещё одной работы, презентация которой состоялась в Эрмитаже осенью 2008 года. Мастер сам отправил каталог своих творений в Эрмитаж в надежде, что его оценят по достоинству, и оценили. Дирекция Эрмитажа решила приобрести одно из творений барнаульского ювелира. Этим признанным шедевром стала "Скрипка Ротшильда".
- Это решение ученого совета Эрмитажа было принято при непосредственном участии директора музея, академика Михаила Пиотровского, - рассказал скульптор Владимир Войчишин.
Работа "Скрипка Ротшильда" выполнена под влиянием одноименного рассказа А. П. Чехова. Эта скульптура представляет собой указанный в названии музыкальный инструмент, только играть на нем нельзя. Шедевр сделан из золота и серебра, а для украшения использованы бриллианты и изумруды. На завитке серебряного крючка на золотых цепях висит серебряная чаша весов, на которой выгравированы ноты песни «Хава Нагила» и помещена серебряная скрипка, элементы которой покрыты чистым золотом. Конец свисающего грифа завершает тело позолоченной улитки. Струнодержатель – позолоченная копия человеческого уха. Лопнувшие золотые струны лежат на деке. Колки для настройки скрипки выполнены в виде нот с лицами людей. По стойке подставки ползет позолоченный паук-крестовик, отделанный золотыми элементами и инкрустированный изумрудами.
- Скрипка - отражение человеческих судеб, взаимоотношений, переживаний, совершенных ошибок и осознания философии жизни. Главный герой, играя на скрипке, заглушал свои переживания: ее звуки были для него духовным спасением, - объясняет свой замысел мастер.
Для культурной жизни края это событие беспрецедентное: в Эрмитаже с Алтая хранятся только знаменитая "Царица ваз", созданная колыванскими мастерами в XIX веке, и археологические находки. Это редчайшее событие и высшая оценка творчества для современных художников.
Приложение
Работы мастера
«Артметроном для двух художников»

«Уимблдон»


3. «Капкан истории, или Газ в Европу»

«Индиго»

«72»

«Байкер как икона»

Скульптурная композиция «Imagine» с портретами Джона Леннона и Йоко Оно

Памятник Н.К. Рериху (туристический комплекс Бирюзовая Катунь)

В. И. Войчишин с директором Государственного Эрмитажа
М.Б. Пиотровским

Мастер и «Скрипка Ротшильда»