Оценивание работы учащихся в парах и группах.
Оценивание работы учащихся в парах и группах.
Специфика работы в парах и группах- это, конечно, особенная организация учебного процесса, когда за конечный результат отвечает не отдельно взятый обучающийся , а группа или по-другому команда . Для учителя этот процесс сложен тем, что при его организации необходимо учитывать специфику каждого класса и не ждать, что в классе будет тихо. Дисциплина на таких уроках весьма относительна. Далеко не на каждом уроке можно организовать работу в группах и такая работа целесообразна, далеко не каждую тему можно уместить в рамки самостоятельного изучения в парах или группах. Кроме того, одной из особенностей групповой работы на уроке является специфика оценивания этой работы, когда, например, групповая оценка во многом зависит от учащегося, который будет озвучивать итоги этой работы, т.е. выступать перед классом.
Целесообразность оценивания работы в парах и группах
Приступая к планированию работы в парах или группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся.
Во-первых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
Оценивание работы в парах при изучении нового материала
При изучении нового материала оценивание работы в парах может осуществляться следующим образом:
Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра. (Например: каждый из участников пары изучал свой фрагмент нового материала, затем объяснял его своему соседу. Взаимооценка: каждый участник отвечает на вопрос, относящийся не к тому фрагменту, который он изучал самостоятельно, а к тому, что он прослушал.)Устная взаимооценка по критериям.
Оценивание работы в группах при изучении нового материала
При изучении нового материала оценивание работы в группах может осуществляться следующим образом:
Взаимооценка деятельности по критериям
Оценивание учителем работы каждой группы при помощи таблицы критерий.
Оценивание и взаимооценивание внутри группы при помощи таблицы критерий.
Оценивание работы в группах и парах при закреплении материала.
Взаимооценивание чужих работ по критериям или образцу.
Оценивание учителем работы каждой группы по таблице критерий.
Оценивание учителем нестандартной работы по стандартной шкале (например, если итог работы в группах – выполнение какого-либо письменного задания).
Сложности оценивания работы в парах и группах
Несомненно, основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда вы знаете, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценивании проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.
Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя.
Например, формировать группы можно с учётом слабых учеников, объединив их в одну группу, но тогда задания этой группе можно давать более лёгкие, чтобы ориентация на успех оставалась. При взаимооценивании нужно не ставить оценки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов.
Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя):
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
IV
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность содержания
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критерии, причём не только для работы в группах вообще, а на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.