Презентация по русскому языку на тему Работа в парах и группах на уроках русского языка по учебнику Г.Г. Граник
Работа в парах и группах на уроках русского языка в 5 - 9 классах по учебникам «Русский язык»,авторы: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. ВладимирскаяУчитель русского языка и литературы МБОУ Красновской школы им. М. Бабикова Краснинского района Смоленской области Осипенко Г.М.
Особенности курсаУчебники нового типаЛингвистические особенности: а) построение курса на синтаксической основе; б) рассмотрение частей речи как лексико-грамматических классов слов; в) изучение орфографии на основе фонемно-морфемного принципа; г) введение понятия правилосообразного блокаПсихолого-дидактические особенности курса: а) реализуется системно-деятельностный подход; б) в основе данной программы лежит текстоцентрический принцип; в) обучение русскому языку преимущественно на текстах закладывает фундамент для формирования коммуникативной компетенции; г) реализуется метапредметный подход в преподавании русского языка; д) особое место занимает работа с художественным текстом; е) особую роль в решении проблемы понимания играет развитие воображения – как творческого (фантазии), так и воссоздающего; ж) учитываются психологические закономерности восприятия и усвоения учебного материала; з) формируется культуроведческая компетенция; и) осуществляется формирование ИКТ-компетентности.
Формы работы, используемые для формирования коммуникативных УУДОсобое внимание в данном курсе уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются такие формы работы, при которых востребована активность и инициатива ученика, умение сообща решать поставленные задачи, - проектная деятельность и работа в парах, группах. Групповая учебно-познавательная, творческая деятельность помогает школьникам применять полученные знания при решении конкретных учебных задач, развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
Формы работы, используемые для формирования коммуникативных УВД Учебники нового типа позволяют реализовать одну из основных потребностей человека – потребность в общении. В них созданы условия, при которых ученик и учебник общаются друг с другом. Это обратная связь и мотивация, введение эмоционально-образного компонента в обучение русскому языку, организация совместно-распределённой деятельности и многое др. Но в первую очередь реализация функции общения связана с особенностями языка учебников. Во вступительной статье учебника 5 класса авторы говорят ученикам: «Ваш учебник будет разговаривать с вами, спрашивать и давать задания…» Ведущей формой познавательного процесса выделяется диалог: «учебник – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель».
«Русский язык, 7 класс»Авторы: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. ВладимирскаяУчебник продолжает идею авторов: осуществляет диалог с учеником: «Здравствуйте, ребята! Поздравляем с новым учебным годом. Надеемся, что он будет радостным и интересным. Хотелось бы, чтобы этот учебник вам понравился. И вначале мы поговорим не о слове и даже не о предложении, а о тексте».Итак, первая часть учебника содержит сведения о тексте, стилях речи, двусоставных и односоставных, полных и неполных предложениях. Рассматриваются также слова, грамматически не связанные с предложением (обращения, междометия, слова-предложения да и нет, вводные слова, словосочетания и предложения). Изучается такая знаменательная часть речи, как наречие. Во второй части рассматриваются деепричастия, причастия и обособленные члены предложения.
«Русский язык, 9 класс» Авторы: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. ВладимирскаяДанный учебник – заключительная часть предметной линии под редакцией Г.Г. Граник. В книге завершается изучение синтаксиса и пунктуации. Учебник также содержит главы: «Общие сведения о русском языке», «Текст, речеведение, культура речи». Объёмный блок повторения включает материал по всем разделам науки о русском языке, тексты для изложений, тренировочные задания и тесты, направленные на подготовку к ГИА. Текстоцентрический принцип, лежащий в основе учебника, позволяет систематически работать над пониманием текста, развитием воображения и творческих способностей учащихся.
Работа в парахРабота в парах целенаправленно реализуется данным курсом и систематически представлена заданиями различного характера в учебниках с 5-ого по 9-ый классы.Формирование коммуникативной компетенции предполагается на каждом уроке, а не только на так называемых уроках развития речи. Задания для групповой и парной работы отмечены специальным значком «Работайте в группе, в паре». Учебник является инициатором и организатором учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся: предлагает специальные проектные задания, определяет круг возможных действий, указывает итоговый продукт, список литературы (в том числе интернет-ресурсы) и т.п. Каждый из девяти учебников для основной школы даёт учащимся возможность выполнить в течение года от 7 до 10 проектов, непосредственно связанных с изучаемым учебным материалом.
Фрагмент учебника (7 кл., условное обозначение «Работайте в группе, в паре» – упр.282)
Пример №1 задания работы в паре7 классТема урока: «О разных видах информации. Что такое фактуальная, подтекстовая и концептуальная информация»Упр.19, стр.20-21 Задание(Методика выполнения упражнения в парах)Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина.Поймали птичку голосистуИ ну её сжимать рукой.Пищит бедняжка вместо свисту,А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»2. Запишите стихотворение. Попробуйте рассказать, какую подтекстовую и концептуальную информацию оно содержит. Работайте вдвоём: один рассказывает о подтекстовой, другой – о концептуальной информации. Затем проверьте друг друга по ответу.3. Укажите наклонение и время глаголов в стихотворении.4. Объясните, почему слово птичка выделено запятыми.
Комментарий к примеру №1В процессе выполнения работы учащиеся строят высказывания в форме диалога и монолога, что способствует формированию коммуникативных УУД, решают предметные и регулятивные задачи. Организуя работу пары, можно конкретизировать 3-е и 4-е задания:Проверьте 3-е и 4-е задания друг у друга, а затем сверьте с ответом. После данного упражнения следует условное обозначение «светофор», что значит «оцените свои знания». Формулировка такая: «Если вы выполнили задания 17 – 19 без ошибок, пропустите задание 20. Если ошибки были, выполните и его. Таким образом, диалог «учебник – ученик» способствует мотивации познавательного процесса, позволяет работать каждому в своём темпе.
Пример №2 работы в паре7 классТема урока: Безличные предложенияУпр.81, стр.78 Задание(Методика выполнения работы в паре)Ответьте на вопросы безличными предложениями. Работайте вдвоём: один отвечает на первые три вопроса, второй – на остальные. Затем проверьте друг друга по ответу. 1) Что говорят люди, когда они плохо себя чувствуют? 2) Что говорят люди в случае удачи? 3) Что говорят люди в случае неудачи? 4) Что говорят, когда что-то перестаёт нравиться? 5) Что говорят, когда не могут уснуть? 6) Как выражают желание или нежелание что-то делать?2. Объясните правописание не с именами существительными.
Комментарий к примеру №2Задание практически ориентировано, направлено на решение предметных и регулятивных задач.Дополнение (ученикам даются карточки с дополнительным заданием)Договоритесь, кто будет отвечать на первые три вопроса, а кто – на остальные.Докажите друг другу, что у вас получились безличные предложения, а затем проверьте по ответу.Пусть один из вас расскажет о правописании не с именами существительными, а другой – о правописании не с глаголами.Поблагодарите друг друга за сотрудничество и оцените работу.
Пример №3 задания работы в паре9 классТема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» (актуализация знаний)Упр. 15, стр.16 Задание для работы в паре Методика выполнения упражнений в паре с последующей взаимопроверкой.По данному началу составьте бессоюзные сложные предложения со значением причины, или пояснения, или дополнения. Работайте вдвоём: один работает с первым – четвёртым «отрезками», другой – с остальными. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по ответу.1) Я устал… . 2) Этот человек мне нравится … . 3) Меня всегда удивляло … . 4) Мне тревожно … . 5) Серёжа сегодня отвечал уверенно … . 6) Я вспомнил … . 7) Было обидно до слёз … . 8) Я взглянул на неё и испугался … .
Комментарий примера №3 и корректировка задания учителем+ Данное задание позволяет актуализировать знания, полученные при изучении темы; содержание «отрезков» предложений ориентировано на жизненный опыт учащихся. Развиваются навыки самоконтроля, выполнение работы способствует формированию ответственности и доверительному отношению к товарищу.- Не сказано о праве выбора «отрезков» предложений. Установка на проверку по ответу лишает необходимости анализировать выполнение задания.Корректировка (паре даётся карточка) 1. Договоритесь, кто работает с первой четвёркой «отрезков», кто – со второй. 2. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга самостоятельно, оцените работу, а потом проверьте по ответу, откорректируйте оценку. 3. Ответьте на вопрос: Какие смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения требуют постановки двоеточия? Выберите того, кто озвучит ответ на поставленный вопрос.
Пример №4 работы в пареТема: « Тире между частями бессоюзного сложного предложения»Упр.20, стр.22. Задание для работы в паре Методика комбинированной работы над выполнением упражнения в паре 1. Выразительно прочитайте друг другу афоризмы, следя за своей интонацией и интонацией товарища. 1) Хочешь обнять мир – купи глобус. 2) У диктаторов нет силы – у них есть насилие. 3) Не показывай пальцем – покажи собой. 4) Не хочешь услышать отказ – не проси. 5) Не можешь поставить на своём – поставь на место. 6) Часы не бьют – часы убивают. 7) Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы. 2. Спишите предложения, в скобках укажите смысловые отношения, которые существуют между частями бессоюзного сложного предложения. Найдите «лишнее» предложение. 3. Выпишите слова с ь после шипящих. Вспомните обобщающую самоинструкцию «Правописание ь после шипящих в разных частях речи» (Ко 2-ому и 3-ему заданиям есть «ключи», по которым учащиеся могут проверить ответ)
Комментарий и дополнение к примеру №4Задание направлено на формирование коммуникативных универсальных учебных действий; работа с афоризмами способствует пополнению культурного фонда учащихся. Решаются предметные задачи: актуализируются знания о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения, о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи. Ответы-ключи в данном случае способствуют формированию регулятивных учебных действий, а именно: самоконтроля, так как позволяют школьнику, не дожидаясь учительского контроля, оценить качество своей работы; это поддерживает познавательный интерес. К тому же, в зависимости от возрастных особенностей учащихся ответы представлены в разной форме: в прямой или в форме «руководства к действию» (в виде словесного комментария, инструкции или условно-графической записи).Дополнение 1. Вспомните, что такое афоризмы. При необходимости воспользуйтесь толковым словарём. 2. Поделитесь друг с другом мнением о прочитанном. Какой афоризм показался вам наиболее интересным? 3. По какому принципу вы нашли «лишнее» предложение? Докажите графически. 4. По 2-ому и 3-ему заданиям оцените работу друг друга.
Пример №5. Работа в группеУпр.32, стр.32 Используя самоинструкцию (или таблицу) «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», подготовьте в группе сообщение по этой теме. Пусть каждый из вас рассказывает о какой-то одной части самоинструкции. Остальные дополняют ответ и приводят примеры. Самые интересные примеры запишите.
Таблица к примеру №5{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииДвоеточиеТиреЗапятаяТочка с запятойвторая часть указывает на причину,илидополняет сказуемое первой части,илипоясняет первую часть.Примеры:Кот выбежал из-за угла дома: собака залаяла.Отец знал: лес мне очень дорог.Плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля… (М. Лермонтов) первая часть указывает на время или условие,иличасти содержат противопоставление,иливо второй части – следствие или результат,иливо второй части – сравнениеПримеры:Пашню пашут – руками не машут.Труса и на судне вал достанет – смелого в бочке не тронет.На улице проливной дождь – выйти невозможно.Молвит слово – соловей поёт.перечисление и части не осложненыПример:Собака залаяла, кот выбежал из-за угла дома.(События происходили последовательно, второе не являлось следствием первого)перечисление и части осложненыилипо смыслу отдалены одна от другойПример:Собака, до этого всё время молчавшая, залаяла; тотчас же большой рыжий кот выбежал из-за угла дома. Берега были растерзаны; огромные камни сдвинуты были с места и загромождали поток. (А. Пушкин)
Комментарий к примеру №5Работа с подобными заданиями частично соответствует методике «передачи темы». Однако это не изучение нового материала, а обобщение изученного. Количественный состав группы зависит от количества содержательных блоков самоинструкции, обычно 3 – 4 человека. Учащиеся распределяют роли, самостоятельно готовят своё задание, советуются по поводу приведённых примеров и записывают самые интересные.Возможны варианты озвучивания сообщений:Одна группа делает сообщение, дополняют ответ и приводят примеры представители другой.По каждой части самоинструкции сообщения делают представители разных групп, остальные дополняют ответ и приводят примеры. Оценка выступлений обсуждается коллективно. Подобные групповые задания представлены в учебнике в конце изучения каждой темы, по материалам содержания которой составляется самоинструкция.
Комментарий к слайду №18На слайде представлена самоинструкция по теме «Обособление согласованных определений»Работа в группе по данной самоинструкции ведётся аналогично предыдущему примеру.
Групповая работа на урокахНа уроках русского языка на протяжении ряда лет как одну из форм групповой работы я использую уроки-конференции. В условиях малокомплектной школы порой целесообразно организовывать работу в разновозрастных группах. Обычно это уроки обобщения и систематизации изученного материала.Например, урок-конференция в 7-ом классе на тему: «Обособленные члены предложения». В качестве предварительной подготовки к уроку учащиеся повторили изученный материал согласно заданиям учебника (с. 162 – 163, 2-ая часть), изготовили и систематизировали по темам инструкции и памятки. После этого класс был разделён на творческие группы, в составе которых находились «кандидаты наук» и «младшие научные сотрудники»; пользуясь правом выбора, они готовили (по подтемам раздела) либо доклад, либо творческую работу. Таким образом, были подготовлены доклады: 1) «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием», 2) Обособление определений», 3) «Уточняющие члены предложения», 4) «Приложение»; творческие работы: 1) «Обособленные обстоятельства – цветок настроения» (графическое изображение), 2) Стихотворный рассказ «Представляю приложение!» Один ученик был выбран консультантом (с целью корректировки работы творческих групп во время урока-конференции), у которого на вооружении был пакет с памятками и инструкциями. Были приглашены выпускники 9 и 11 классов не как зрители, а как равноправные участники конференции, они вошли в состав разновозрастных групп, которым в ходе урока предстояло решать задачи разного уровня.РАБОТА В ПАРАХ И ГРУППАХ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД!
Урок-конференция на тему: «Обособленные члены предложения»
Мудрые мыслиПлохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А. Дистервег )Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.Они по знаку моему являются в нужде.Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Киплинг)Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу)
ЛитератураРусский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под общей редакцией Г.Г. Граник. 5 – 9 классы. Издательство «Мнемозина», Москва 2013 Учебник «Русский язык, 7-ой класс» (в трёх частях), авторы: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. Издательство «Мнемозина», Москва 2013Учебник «Русский язык, 9-ый класс» (в двух частях), авторы: Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. Издательство «Мнемозина», Москва 2013