Презентация по литературному чтению В.Осеева На катке (1 класс)
Урок литературного чтения 1 класс
Учитель Точилова Т.В.
Тема: Знакомство с произведением В. Осеевой «На катке».
Цель: создание условий для формирования представления о жанре «рассказ», для развития умения слушать и слышать литературные произведения (рассказы) о сверстниках, высказывать свое отношение к поступкам героев.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: соотносят поступок с моральной нормой, оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;Метапредметные: регулятивные – анализируют собственную работу, оценивают результаты деятельности; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Предметные : научатс читать вслух (про себя) рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведения.
Орг.момент.
Учитель читает стихотворение и делает упражнение, дети повторяют за ним (слайд 1 – улыбающееся солнце)
Из глубокого колодца (руки в форме буквы о)
Солнце медленно встаёт (руки поднимают над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно опущены вниз)
Новый день оно начнет (руки широко развести)
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку, нашим гостям. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
-Пусть и этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Актуализация знаний.
-Ребята посмотрите на экран. Поднимите руку те, кто знает как зовут эту писательницу. (слайд 2) (проговорить хором).
-С какими произведениями В. Осеевой мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек. (слайд 3,4,5,6) («Кто наказал его». «Потерянный день». «Три товарища». «Печенье» )- Что объединяет все эти произведения? (их написала В. Осеева, это рассказы о детях)
Формулировка темы урока и постановка целей. (работа в парах)
-На ваших столах лежат цветные карточки. У кого карточки зеленого цвета - собрать распавшуюся пословицу, у кого оранжевого - соединить начало пословицы с ее окончанием. (Работа в парах дифференцированная по сложности).
Пословицы: Сам погибай – товарища выручай.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Другим не поможешь – сам пропадешь. (слайд 7)
- Что общего вы нашли в этих пословицах?
(Это пословицы о взаимовыручке и взаимопомощи)
- Ребята, попробуйте, пожалуйста, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Взаимовыручка и взаимопомощь между детьми в произведении В. Осеевой)
-Какую цель мы с вами поставим перед собой ?
(Прочитать текст, понять основную мысль произведения, дать оценку поступку героя, дать характеристику главным героям)
(Цели вынести на доску и по мере их осуществления отмечать «+»)
Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебники на стр. 68.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
- Прочитайте название произведения и предположите, о чем или о ком оно?
- Ребята, как вы думайте, каким образом связанны между собой каток и взаимовыручка?
- Ваши предположения мы проверим в ходе работы с текстом.
Словарная работа.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Невидаль- «Эка невидаль…?» - как по- другому это сказать? (ничего особенного).
Кружился волчком – быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой – юлой).
Лихо завернул – резко, неожиданно.
Слушание рассказа.
Беседа по тексту. Первичное восприятие.
- Кто герои этого текста? (маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? Почему?
– Вызывают ли у вас сочувствие главные герои?– Кто именно?– А кто нет? Почему?
Моделирование обложки.
- Ребята возьмите белые прямоугольники.
- Определите жанр прослушанного произведения.
--Почему вы так решили? Докажите.
- Покажите это на своих моделях.
- Подумайте, о ком этот рассказ. Определите тему.
-Покажите это на своих моделях.
- Кто написал этот рассказ? Укажите.
-Как называется рассказ? Укажите.
-Сравните с моей моделью. (Слайд) Поднимите руку у кого так же как у меня
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке ( В. Осеева «На катке». Рассказ о детях.) хоромМузыкальная физ.минутка
Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.
-Прочитайте первую часть рассказа, найдите ответы на вопросы.
1 часть «Жужжащее чтение». (вопросы на слайде)
- Как маленькая девочка ездила на коньках?
-Как вы думаете, почему она так ездила?
-А что выделывал Витя?
-О чем это говорит?
- Дайте характеристику героям произведения. Девочка какая…. (маленькая, беззащитная, неумелая, скромная) Витя какой……(ловкий, взрослый, сильный) (цель «+»)
2 часть Чтение «По цепочке»
-Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках?
-Чем ударилась маленькая девочка?
-Как поступил Витя?
-Почему Витя изменил свое поведение?
-Оцените поведение Вити? (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимание на мальчиков) (цель «+»)Определение главной мысли рассказа.
– Чему нас научила Валентина Осеева? Главная мысль рассказа? (В беде нужно помогать людям, а не смеяться. Стыдно смеяться над несчастьем другого человека Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим). (цель «+»)
Работа в группах.
- Откройте конверт. Прочитайте задание.
(Задание: восстановить последовательность событий).
1. Дети на катке.
2. Витя наскочил на девочку.
3. Витя помог девочке.
4. Смех за спиной.
5. Витя обидел девочку.
6. Девочка сидела и плакала.
Самостоятельная работа в тетради.
Тетрадь стр. 42 Дети на выбор выполняют 2 или 3 задание с дальнейшей проверкой и самооценкой. У кого все правильно аккуратно – звездочку, ошиблись не очень аккуратно – флажок.
Инсценировка
- Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили. Как нужно было поступить Вите правильно? (выслушиваются ответы)
- А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (инсценировка с измененным концом рассказа)
Итог урока.
- Посмотрите на слайд. Определите какая пословица может являться выводом рассказа В. Осеевой «На катке».
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не стыдно помогать, стыдно в стороне стоять.
Старый друг лучше новых двух.
- Какие цели ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам решить их?
Рефлексия.
Домашнее задание на выбор: 1- прочитать текст, нарисовать иллюстрацию
2 – прочитать текст, разгадать кроссворд