История возникновения Государственного русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
Александров Д. М.
История возникновения Государственного русский народный
хор имени М. Е. Пятницкого
Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских народных песен.
Хор им. Пятницкого занимает особое место в истории народно-певческого искусства, собранный из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Первый концерт хора крестьян состоялся в феврале 1911 года в Москве. На присутствующих произвели неизгладимое впечатление исполненные хорам песни, былины, сказания и народные игры: «от них веяло простотой, искренностью, задушевностью и вместе с тем величием и той могучей силой, которая способна ребенка хоть на одно мгновение превратить в богатыря».
Несмотря на тяжелые условия дооктябрьского периода, когда хор Пятницкого мог выступать лишь в кофейнях и трактирах, а репетиции проводились в маленькой квартире самого Митрофана Ефимовича, благодарное дело энтузиаста народной музыки не заглохло.
В 1904 году Пятницкий издал книгу «12 песен», которая принесла ему небывалую известность, он давал уроки пения, участвовал в концертах. После выхода в свет его второй книги «Жемчужины старинной песни» на Пятницкого обратили внимание ученые, у него появились друзья и поклонники. Были и те, кто считал его чудаком, несостоявшимся певцом.
За свою жизнь Митрофан Ефимович записал около 400 песен и обрядов. Кроме этого, он собирал народные костюмы и инструменты, ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в ее подлинном виде, так, как она звучала веками. Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного сообщества. Перед публикой предстали поющие крестьяне – прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трех среднерусских губерний. В 1914 году Пятницкий только-только начал заниматься становлением хора, как началась: Первая мировая война, затем грянула революция. И лишь в 1919 году Мирофану Ефимовичу удалось сплотить вокруг себя любителей русской песни. Певцы, не имевшие специального образования, обладали хорошим слухом, имели отличные вокальные данные. Хористы, их было уже около тридцати человек, часто выступали перед бойцами Красной Армии, в рабочих поселках, деревнях и селах.
После Великой Октябрьской социалистической революции народные хоровые коллективы первые в истории получили государственную поддержку и широчайшую слушательскую аудиторию. Извечной любовью русского человека к песне объясняется возникновение по всей стране огромного количества народных любительских хоровых коллективов. Не которые из них достигли высокого мастерства. После Октябрьской революции хор им. М. Е. Пятницкого был полупрофессиональным коллективом. Один из руководителей хора имен Пятницкого П. М. Казьмин писал: «Хор приблизительно до 1935 года не знал закрепленных за певцами партий, как это имеет место сейчас. Большенство певцов были подлинно народными певцами, которые с малых лет знали данную песню и могли ее петь свободно…». Впервые десятилетия хор продолжал традиции импровизационного пения с подголосками, воспринятые от мастеров русского пения – крестьян, собранных Митрофаном Ефимовичем. Репертуар состоял из старинных песен.
Нужны были песни нового времени, в которых исторически сложившиеся народно-песенные традиции сочетались бы с чертами новой советской культурой.
С приходом В. Г. Захарова в 1931 году хор имени Пятницкого решительно пошел вперед, развевая свой исполнительский стиль, и стал одним из ведущих профессиональных хоровых коллективов страны.
Новые песни хора, написанные В. Захаровым, удивительно соединили в себе народную самобытную основу с современностью тематики и музыкального языка.
Расширение репертуара, изменение состава певцов и условия широкой концертной деятельности повлияли на исполнительский стиль хора в целом. Хор имени Пятницкого поставил задачу отобразить в своем исполнительстве многообразие русской национальной культуры различных областей. В его репертуаре – и кубанская песня «Ночь уж наступила», и сибирская «Сронила колечко», и курские наигрыши, и северные хороводы, и сормовские, ярославские, подмосковные частушки.
В последние годы хор делает большой акцент на произведения советских композиторов, с чем нельзя не согласиться, важно, чтобы эти произведения наилучшем образом использовали выразительные возможности народных голосов и развивали национальный музыкальный песенно-хоровой стиль.
В хоровом коллективе им. М. Е. Пятницкого культивируется манера пения в одном натуральном регистре – грудном. Но, несмотря на, то, что грудной регистр обладает многообразной красочностью и выразительностью, он не может заменить всей полноты народного двухрегистрового звучания.
Нотные и фонографические записи первого хора крестьян им. Пятницкого запечатлели русское пение во всем его диапазоне и яркой колоритности.
Хору имени Пятницкого присуща особая манера пения – плотным, компактным, с несколько напряженным звуком. Пожалуй, ни один из областных концертных хоров не обладает такой силой и монолитностью хорового звучания. Прочны певческие традиции этого коллектива, неисчерпаемы творческие возможности. Оркестр народных инструментов хора им. Пятницкого выступает со своей программой. Хореографическая группа хора имени Пятницкого поражает традиционной техникой и народной изобразительностью – от нежного девичьего хоровода до танцевальной картины народного гуляния, заканчивающегося общей пляской всех участников, где «русская удаль бьет и кипит».
Хору им. М. Е. Пятницкого под силу большие народные сцены или «действа». На памяти у многих его исполнителей сцена «За околицей», «Крестьянская свадьба».
Хоровое многоголосие в партитурах народных песен не бывает выдержанными. Соединение в унисон так же характерно, как расширение до шести-девяти и даже двенадцати самостоятельных мелодий. Например, в песне для женского состава «Горы Воробьевские».
Расположение на сцене хора Пятницкого: хор стоит полукругом в два ряда: первый – женский, второй – мужской.
Диапазон женских голосов определяется местными особенностями пения. Певцы хора имени Пятницкого, исполняют песни Воронежского области, Уральского края в натуральном грудном регистре, поэтому предельные звуки высоких голосов (до-ре) второй октавы.
Особое умение некоторых певцов с одинаковой легкостью исполняют, как порти высоких, так и низких голосов. В двухголосной песне не редко певцы ведут поочередно, то низкий, то высокий голос. Так Л. Николашина поет в группе низких альтах, а в песне В. Захарова «Русская красавица» она в запеве поет основную мелодию, а М. Подлатова вторит.
Одна из самых первых серьезных задач – выработка единой манеры пения у всех певцов. Немалую роль для певческой речи, манеры имеет говор певцов. Основных говоров в русском языке три: «окающие», «акающие» и «якающие». Нельзя искусственно изменять говор народных певцов, сохраняя естественный говор певцов, нужно помнить, что искусственно насаждать и культивировать его там, где он не имеет традиционной устойчивости, нельзя. В хоре имени Пятницкого используется одни из методов вокального воспитания: перенимание «с голоса» манеры пения, при общении более опытных певцов с молодыми участниками. Слабо вокально подготовленных певцов рассаживают среди исполнителей с прочными навыками и яркой манерой местного пения.
Распевание проводилось в начале занятий и помогает быстрой «организации» коллектива, собирания внимния певцов. Основной манерой для распевания берется из разучиваемого репертуара, или используются специальные упражнения для выработки конкретного певческого навыка.
Роль жеста в народном пении очень велика. По народной традиции многие песни сопровождаются движениями рук, головы, что помогает выразить выразить характер или ритмический, эмоциональный пульс пени. Выход хора на сцену: певцы идут в два ряда – мужчины и женщины с двух сторон к центру. Идут как на гулянье, свободно общаясь между собой, как бы разговаривая, глядя друг на друга. Их жесты не принужденные, повороты головы характнрны, мимика разнообразна. А в каждом исполнителе – яркая индивидуальность.
Работа над песнями с элементами движения основана на изучении живой традиции. В хоре им. Пятницкого каждый творец имеет свою индивидуальность, пляшет соответственно своему характеру, натуре, особенностям танцевальной техники. И. Турыенков – известный шутник и балакур, П. Сорокин – яркий, технический очень сильный танцор, А. Климов – имеет свою степенную и мягкую манеру плясать. И в этом разнообразии – сила коллективного творчества.
Творческие проявления певцов могут быть самыми разнообразными. Иногда это подголоски выступающие на общем хоровом фоне, а иногда варианты мелодии, во многом сходны с ней. Все найденные певцами варианты и подголоски к основной мелодии тщательно выверяются на репетиции индивидуальной проверке и по группам. После тщательного отбора, лучшие варианты записываются на ноты. После записи хоровой партитуры отдельные голоса е закрепляются за партиями и группами. В таком законченном виде она выносится на эстраду. Певцы поют точно заученные партии. Лишь в отдельных случаях наиболее опытным и одаренным разрешается пень на сцене не по партиям, а «вокально».
Знакомить хор с новой песней лучше всего в хорошем исполнении ансамбля, дуэта или самого руководителя. В хоре им. М. Е. Пятницкого не разучивается новая песня с хором, прежде чем она не выучилась и не распевалась «на голоса» в группе ведущих певцов-умельцев. А они уже знакомили хор, исполняя песня в собственном распеве или в обработки. Такой показ – яркий творческий стимул для коллектива.
В хоре им. Пятницкого занятия по музыкальной теории сочетаются с коллективным пением сольфеджио. В сольфеджировании певцы сразу же практическипретворяют полученные теоретические знания, при этом они тактируют, что помогает выработки ровного темпа, ощущению сильной доли, а значит и фразировкой в песни. Основная практическая задача занятий – научить певцов петь по нотам с тем, чтобы ускорить процесс освоения песенного материала и внести в него элемент сознательности, а также суметь при импровизационном распеве суметь его записать. В хоровом коллективе им. Пятницкого, как правило, систематически проводятся беседы и лекции по разнообразным вопросам музыкальной и хоровой культуры. В них принимают участие и художественный руководитель, и хормейстер, и фольклористы, и сами участники хоров. Эта форма музыкально-образовательной работы повышает уровень знаний артистов хора, расширяет их общий и музыкальный кругозор. В беседах обсуждаются темы из истории русской музыки, народного творчества, статьи о хоровом искусстве из музыкальных жанров. Такие лекции и беседы служат школой культурного и музыкального развития артистов хора.
Список литературы
1. Н. В. Калугина «Методика работы с русским народным хором». М., 1977.
2. Материалы с сайта http://www.pyatnitsky.ru/
3. http://photo.peoples.ru/art/music/national/pyatnichkiy/3.shtml