Программа летней эколого-краеведческой смены
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ГАРМОНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. БРАТСКА
Областной заочный конкурс педагогического мастерства
Номинация «Организационно – методическая»
Программа
организации детской оздоровительной эколого-краеведческой смены
«Юный исследователь родного края»
Программа рассчитана на детей от 13 до 16 лет
Срок реализации программы – 8 дней
Авторы: Клопова Любовь Александровна – методист МБУДО
«Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»,
Воропаева Ольга Валерьевна, педагог-организатор по краеведению МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи
«Гармония»
Братск 2016 г.
Программа
организации детской оздоровительной эколого-краеведческой смены
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания и эколого-краеведческого обучения детей в условиях дневного пребывания в летний период на базе ДТДиМ «Гармония».
Программа рассчитана для детей от 13 до 16 лет.
Наряду с отдыхом детям дается определенный запас знаний, способствующий формированию интереса к изучению природы родного края.
Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий туристско-краеведческой направленности.
Воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой, разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями.
Работа эколого-краеведческой смены способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний полученных на занятиях в области дополнительного эколого-краеведческого образования.
Профильная смена работает по трем основным направлениям:
1.Физическое оздоровление и отдых ребёнка.
2.Социокультурное развитие личности.
3.Пополнение теоретических и практических знаний детей через практическую деятельность.
Участники программы
- Клопова Любовь Александровна – методист, педагог «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»;
- Воропаева Ольга Валерьевна – педагог-организатор, педагог «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»;
- Васильев Илья Анатольевич - педагог-организатор «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»;
- обучающиеся объединения «Юный эколог», «Краеведение».
Нормативно-правовое основание деятельности летней эколого-краеведческой смены
Содержание педагогического процесса осуществляется на основе:• Конституции РФ• Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ• Федерального закона 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»• Порядка проведения смен с дневным пребыванием. Приложение №1 к приказу главного управления образования № 368 от 21.12. 2001г.• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»• Приказа директора ДТДиМ «Гармония» «Об организации летнего отдыха обучающихся»• Программы работы ДТДиМ «Гармония» в каникулярное время
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и пополнения знаний о природе через туристические походы и экскурсии.
Задачи:
формировать: навыки здорового образа жизни; коммуникативные качества, толерантность;
приобщить учащихся к поисковой исследовательской работе в области экологии и краеведения;
научить детей понимать и уважать законы природы, взаимодействовать с миром природы;
повысить уровень экологической культуры;
воспитывать любовь к родному краю.
Время, сроки и место (территория) проведения смены
Смена проводилась на базе ДТДиМ «Гармония» с 1 по 10 июня 2016 года
Режим работы эколого-краеведческой смены
Элементы режима дня Время проведения
Сбор детей, зарядка 10.00
Беседа по технике безопасности 10.20
Тематические занятия эколого-краеведческой направленности 10.40- 11.40
Экскурсии, культурно-массовые, спортивные мероприятия 11.40-13.00
Уход домой 13.00 – 14.00
ПЛАН ВОСПИТАТНЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙЭКОЛОГО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СМЕНЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
1. Оздоровительные мероприятия
Проведение физкультминуток между мероприятиями
Проведение спортивных мероприятий
2. Воспитательные мероприятия
1.Акция «Чистый берег»
2. Беседа о клещевом энцифалите
3. Беседа о вреде бытового мусора
4. Беседа по здоровому образу жизни
3. Образовательно-познавательные мероприятия
1.Экскурсии в уголок живой природы ДТДиМ»Гармония»
2. Экскурсия в музей им. В. И. Мокровицкого ДТДиМ «Гармония» по экспозициям «Быт Приангарья», «Братская квартира»
3.Экскурсии в природу с целью наблюдения за растениями, птицами, насекомыми
4. Презентация «Птицы нашего края» 5.Познавательные игры, викторины:
игра «В мире птиц»;
викторина «Красная книга Иркутской области. Растения»
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
эколого – краеведческой смены
1.06.-10.06.2016
1 июня – День защиты детей
10.00 Сбор детей. Зарядка.
10.30 Участие в праздничных мероприятиях «Планета детства». Спортивный конкурс, конкурс рисунков на асфальте. Заполнение анкеты.
13.00 Уход домой.
2 июня
10.00 Сбор детей. Зарядка. Инструктаж по правилам поведения в общественных местах, на транспорте.
10.30 Экскурсия в Музей им. В. И. Мокровицкого ДТДиМ «Гармония» Быт Приангарья, «Братская квартира».
11.40 Спортивная игра « Кто быстрее».
13.00 Уход домой.
3 июня Выезд на природу
10.00 Сбор детей. Зарядка. Инструктаж по правилам поведения в природе. Беседа о клещевом инцифалите.
Предварительная беседа о правилах сбора гербария.
10.30 Поездка в яхтклуб с целью изучения прибрежно-водной растительности, беседа о водной растительности Братского водохранилища, сбор гербария пребрежно-водных растений.
13.00 Возвращение из поездки, уход домой.
6 июня
10.00 Сбор детей. Зарядка.
10.30 Беседа о технологии составления гербария. Разбор, обработка и сортировка по классам (злаки, осоки, бобовые и разнотравие) собранного полевого материала.
12.00 Игра-викторина «Красная книга Иркутской области. Растения».
13.00 Уход домой.
7 июня Акция «Чистый берег»
10.00 Сбор детей. Зарядка. Беседа о технике безопасности при сборе мусора.
10.30 Беседа «Экологическая катострофа. Охрана водных ресурсов от бытового мусора».
10.40 Отъезд в яхтклуб.
12.10 Акция «Чистый берег».
14.00 Уход домой.
8 июня
10.00 Сбор детей. Зарядка.
10.30 Беседа « Птицы нашего края». Просмотр презентации.
11.00-1130 Подвижные игры на воздухе (попробуй поймай, день и ночь, мячь в кругу, кто дальше)
12.00 Викторина « В мире Птиц».
12.300 Работа с гербарием. Монтировка гербария.
13.00 Уход домой.
9 июня Выезд на природу
10.00 Сбор детей. Зарядка.
10.30 Беседа «Правила поведения в природе при наблюдении за птицами».
10.40 Отъезд на Братское взморье.
11.10 Экскурсия в природу. Фотонаблюдение за птицами.
Ведение записей в дневнике наблюдений.
13.30 14.00 Уход домой.
10 июня
10.00 Сбор детей. Зарядка.
10.30 Беседа о здоровом образе жизни.
11.00 Заключение. Оформление альбома эколого-биологической смены. Обмен впечатлениями о проведённой смене. Заполнение анкеты. Рефлексия. Составление презентаций.
13.00 14.00 Чаепитие. Уход домой.
Прогнозируемые результаты эколого- краеведческой смены
1. Оздоровление детей в летний период.
2. Приобретение учащимися практических экологических и природоохранительных навыков.
3. Приобщение учащихся к поисковой нисследовательской работе в области экологии и краеведения.
5. Воспитание любви и бережному отношению к родному краю.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. С. - 120
2. Московские каникулы (О некоторых подходах к организации каникулярного времени детей и подростков). Серия: “Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве” // Отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. С - 216
3. Организация летнего отдыха детей с учётом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации) / Под ред. В.И.Бондаря; Научно-исследовательский институт семьи. - М., 1997
4. Организатору летней оздоровительной кампании для детей и подростков (Методические рекомендации) / Под ред. Т.Г.Зенковой. - Ростов-на-Дону, 1999
Информационные ресурсы
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-yurevna-bryushinina/programa-letnego-otdyha-detei-letnii-gorodok-tvori-dobro.html2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/31/programma-organizatsii-letnego-otdykhaПриложение
Анкета № 1 (начало смены)
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности работы лагеря. Твои ответы на вопросы анкеты останутся в строгой тайне.
Меня зовут________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Какое твое настроение сегодня?
Я считаю, что хороший лагерь – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу быть в лагере:
организатором;
помощником;
участником;
зрителем.
Я жду от этой смены __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!
Анкета № 2 (конец смены)
Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности проведенной смены. Твои ответы на вопросы останутся в строгой тайне.
Меня зовут________________________________________________________
Возраст _____________________________________________________________
Оправдались ли твои ожидания от участия в смене? Да/нет (подчеркни)
Тему смены я понимал, не понимал; мне было все равно (подчеркнуть)
Какие мероприятия понравились тебе больше всего ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участвовал ли ты в делах и мероприятиях лагеря: да, участвовал, но не во всех; трудно сказать (подчеркни).
К моему мнению прислушивались: всегда; иногда; никогда не прислушивались (подчеркни)
Чаще всего я выполнял роль: организатора, помощника, защитника, наблюдателя, исполнителя (подчеркни)Что показалось тебе полезным лично для тебя? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я хочу пожелать _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты