Конспект урока письма и развития речи на тему Состав слова. Корень слова (5 класс VIII вид)
Тема: Состав слова. Корень.
Тип: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Научиться выделять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ, путём мини исследования.
Образовательные задачи: познакомить с основной частью слова - корнем; обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ.
Коррекционно-развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать учебные умения и навыки (умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах).
Воспитательные: Воспитывать любовь родному языку, «уважать хлеб» учить видеть прекрасное вокруг себя.
Оборудование:
- мультимедийная установка,
- презентация,
- карточки дифференцированных заданий,
Ход урока:
1. Организационный момент ( Слайд 1):
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
2. - Ребята, скажите, что мы с вами проходили на предыдущих уроках? (Алфавит, звуки, буквы. – гласные и согласные)
- Скажите, сколько букв в русском алфавите? (33 бкувы) Сколько гласных? (10), сколько согласных? (21), какие буквы не обозначают звуков? (Ь и Ъ)
- Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили материал прошлых уроков!
3. Актуализация и мотивация
а) Пальчиковая гимнастика ( Слайд 2 )
Запишите в тетради число, классная работа. ( Слайд 3 ).
б) Словарная работа и минутка чистописания
- Начнём урок со словарной работы ( Слайд 4 ).
- Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их надо запоминать и правильно писать)
Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран ( Слайд 5 ). Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только пропущенные буквы.
- Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу было легко вас проверить.
- Внимание на экран (слайды)
- Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.
- Кто получил «5» поднимите руки, «4» - ?, «3» - ?
в) Введение в проблему.
- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень) ( Слайд 6 ).
- Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется - корень.
О каком из корней мы сегодня будем говорить? ( предположения, проблема)
4. Сообщение темы и целей.
Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь. ( Слайд 7 ).
- Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)
5. Изучение нового материала (мини исследование)
Давайте рассмотрим рисунок ( Слайд 8 ). Что вы видите? (я вижу дерево)
- Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у дерева, затем появляются ветви и листва.
- Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)
- Ответьте на вопрос:
- Что сделал дед с репкой? (посадил)
- Кто работает в саду? (садовник)
- В саду необходим какой инвентарь? (садовый)
- Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)
- Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)
- Она важна для них? (да, она передает их основное значение)
- Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)
- Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их основное значение. ( Слайд 9 ). Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!
6. Первичное закрепление.
а) - Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 39.
- Каким знаком будем выделять корень слова?
В упражнении 60 на странице 40 докажите, что слова в рамке - однокоренные слова . Выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..
- У доски будет работать
- По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову. (дифференцированное задание творческого характера)
·( Слайд 10 ).
- Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет. Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной смысл слов)
- Прочитайте первое предложение в упражнении №60. Соедините остальные слова с их значением. Запишите предложения по образцу.
- Запись трёх предложений. Выделение корня.
Хлебушек – ласковое название хлеба. Хлебец – небольшой хлеб. Хлебница – посуда для хлеба
У доски будет работать .
(индивидуальная работа – двое учащихся списывают с карточки)
Проверка ( Слайд 11 ). Чтение получившихся предложений, однокоренных слов, корня. Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.
(Оценки).
7. Физминутка. Упражнения для глаз.
Разминка для глаз (слайд)
- Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку ( Слайд 12 ).
«Овощи» ( Слайд 13 ).
Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)Наверху созрела слива,А внизу растет крапива,Слева – свекла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква,Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва.Выбрать ничего не смогИ без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
8. Закрепление изученного материала. Выборочное списывание.
- Какие слова мы сегодня изучаем? (Прочитать правило на доске)
( Слайд 14 ).
А теперь внимание на экран.
(На экране стихотворение: «Водяной сидит в воде, водоросли в бороде. Волосы, как тина. Вот и вся картина») ( Слайд 15 ).
-Выбрать однокоренные слова (водяной, воде, водоросли). Как они называются по-другому? (Однокоренные) Почему? (Одинаковый корень). Назовите корень в данных словах. (-вод-)
-Запишите слова, выделите корень (запись на доске и в тетрадях) ( Слайд 16).
9. Контроль знаний ( Слайд 17, 18):
- Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам предлагаю.
Выпишите в строчку только правильные ответы.
1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
и) подлежащее,
о) корень,
я) предлог.
2. Какие из этих слов являются однокоренными.
к) лётчик, пилот,
ж) мокрый, сырой,
т) брат, братик, братишка.
3. Выбери лишнее слово.
п) подводник,
л) моряк,
м) вода.
4. Корень в однокоренных словах пишется
и) одинаково,
у) в зависимости от значения,
е) когда как.
5. На письме корень выделяем так:
x) (см. презентацию)
ч) -//-
н) -//-
6. Какие из этих слов будут однокоренными к слову мир
н) мирный
с) мерить
м) морковь
7. Найдите лишнее слово
ы) добрый
э) доброта
о) чуткий
- Какое слово у вас получилось? (отлично) ( Слайд 19 ).
Значит, тему вы усвоили, и с тестом справились.
10. Итог урока.
- Над какими словами мы работали на уроке?
- Какие слова называются родственными?
Домашнее задание ( Слайд 20 ): с.41, упр.61. Запишите слова в тетрадь, выделить корень.
Хлебушек – ласковое название хлеба.
Хлебец – небольшой хлеб.
Хлебница – посуда для хлеба.
Хлебопёк – тот, кто печёт хлеб.
Хлеборезка – устройство для резки хлеба.
Хлебушек – ласковое название хлеба.
Хлебец – небольшой хлеб.
Хлебница – посуда для хлеба.
Хлебопёк – тот, кто печёт хлеб.
Хлеборезка – устройство для резки хлеба.
Хлебушек – ласковое название хлеба.
Хлебец – небольшой хлеб.
Хлебница – посуда для хлеба.
Хлебопёк – тот, кто печёт хлеб.
Хлеборезка – устройство для резки хлеба.
15