Урок по русскому языку для 3 класса Состав слова. Окончание. Основа.
Урок русского языка в 3 классе
по системе: «Школа 2100»
Тема урока:
«Части слова. Окончание. Основа.»
Учитель: Костылева А.Н.,
высшая квалификационная категория
Цель:
создание условий для закрепления знаний по теме « Части слова», формировать умение разбирать слово по составу;
развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное, обобщать изученное;
воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.
Работать над формированием УУД:
Личностных:
интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
Регулятивных:
контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Познавательных:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативных:
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и позицию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, рассказ, эврестическая беседа).
Технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Планируемый результат: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке; разбирать слова по составу.
Ход урока.
Ι. Оргмомент.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, поздоровайтесь ( кивком головы)
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова «познавать».
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.
Откройте тетради, запишите сегоднешнее число: Одиннадцатое декабря. Выделите орфограммы.
2. Сообщение темы, цели урока
-Начнем урок с высказывания. Прочитайте ее. Слайд №1
«Ни шагу без мысли»
В чем смысл этого высказывания? ( Он будет девизом нашего урока)
ΙΙ. Актуализация знаний.
Рассказ учителя.
- А что бы определить тему урока, послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
На доске.
ТЕМА: Части слова.
Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию частей слова.
Поставьте цель урока. ( Узнать все про части слова) Слайд №2
- Молодцы! Спасибо
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем получать новые знания о частях слова, тренироваться в выполнении разбора слова по составу.
Минутка чистописания
нькоре енькор
- Определите закономерность в последовательности букв.
- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.
- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)
А что такое корень? Как его определить? (Подобрать однокоренные слова- общий лексический смысл)
А какие части слова вы еще знаете, мы вспомним, выполнив задание.
ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы.
1) Игра «Соберём слово». Слайд №3
(Ученик с обратной стороны доски пишет слово).
Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.
Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.
Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.
подсказк
Проверка.
- Прочитайте, что вы записали (подсказк).
- Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой – подсказка).
- Подчеркните орфограммы в этом слове.
Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова.
- Что же это за часть слова?
- Окончание.
У.
- Молодцы! Это же новая часть слова.
Давайте с ней познакомимся.
Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- О чем эта загадка? (о березе)
- Что можете рассказать о слове береза?
(Слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»
- запишите это слово словарное слово в тетрадь,
- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень (березка, подберёзовик, берёзовый, березняк)
работают по одному у доски
IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
- Перед вами слайд №4
Прочитайте. Вставьте самостоятельно пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется.
_________ называют символом России.
Русь моя, люблю твои _______!
_______ воспета в произведениях русских поэтов .
На _________ распустились почки.
Под _______ нашли грибок.
V. Выявление места и причины затруднения
- Какие слова написали (березу, березы, берёза, на березе, под берёзой)
Какая часть слова изменилась? Слайд № 5
Расскажите об окончании. (высказывают….)
- У кого были затруднения?
- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)
-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова, научиться находить ее в слове)
-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)
VΙ. «Открытие» нового знания»
Что поможет нам рассказать об этой части слова? (План) Слайд № 6
ПЛАН.
Название.
Место в слове.
Обозначение.
Особенность.
Роль окончания.
Что мы должны узнать про новую часть слова? ( Роль окончания)
Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте слова 1 строчки.
- Понятен ли смысл каждого из них?
- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)
- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).
- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса)
1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.
- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли? (Чтоб был понятен смысл предложения) Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Прочитайте слова на 2 строчке.
- Что вы можете сказать?
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
- Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).
(- Записали, проверяем.).
- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)
У. Роль окончания. ( Служит связи слов в предложении.)
Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении
Физминутка
«Слуховая зарядка»
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог
А приставку услыхали –
Хором все её назвали.
Если же их в слове нет –
То молчание в ответ..
(Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил)
- Ребята, а о какой части слова мы сегодня ещё не говорили на уроке?
- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….
Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)
Уточните тему урока (Основа)
- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то –
№ Утверждение + Да/нет - + Да/нет -
1. Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание 2. Верите ли вы, что окончание значимая часть слова 3. Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова 4. Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже
Где можем еще узнать о новой части слова?
VΙΙ. Работа с текстом
Слайд №7
Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь:
-Что знали? (+)
-Что новое в этом тексте для вас? (!)
-Какие остались вопросы? (?)
Энциклопедическая справка
В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова.
Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс.
- Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках)
Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку
Где проверим наши выводы?
- Откройте учебник с. 122, прочитайте правило
- Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание - значимая часть слова)
-Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка)
-Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово)
- Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.
Вывод. Слайд № 8
Физминутка для глаз. Слайд №9 VΙΙΙ. Первичное закрепление с проговариванием
- Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка)
Упр. № 176
- Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу.
Нахожу окончание
Нахожу основу - ежик-
Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу)
Упр.177 ( по вариантам)
Проверка: обмен тетрадями. Оцените работу соседа.
I. Проверка знаний умений и навыков.
- Перед вами тест, проверьте свои знания по теме урока.
Тест (вариант 1)
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П - неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы - для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
Тест ( вариант 2)
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Какое слово у вас получилось? (Знатоки)
Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?
. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?
Как мы работали? : Не покладая рук. Или Сложа руки.
Как усвоили тему? : В одно ухо влетело, в другое вылетело. Мотали на ус.
Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию частей слова.
Синквей ( по теме: «Окончание слова»)
Выставление и комментирование оценок
VIII. Домашнее задание: упр.182