Повторяем фонетику и состав слова
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова» (3 класс)
Тип урока: отработки умений и рефлексии
Образовательная цель:
-закрепить знания о фонетике;
-повторить изученные признаки родственных слов;
-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Деятельностная цель:
-формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)
Содержательная цель:
-закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Учитель: Прозвенел звонок веселый.
Ученики: Мы начать урок готовы
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
У: Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями на уроке. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.
II. Актуализация и пробное учебное действие.
Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.
1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет.
У.:Посмотрите на экран.
-Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?
-Можете вы сразу решить какую букву надо писать?
- Какие звуки слышим? Какие буквы напишем?
-Назовите часть слова, в которой была пропущена буква.
2. Ребята, мы с вами увлеклись выполнением задания, а уже пора определиться с темой урока.
Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему?
(«Повторение фонетики и состава слова»)
Урок закрепления даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?
(1. Вспомним и закрепим знания о фонетике;
2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;
3. Обобщим знания о частях слова;
4. Будем развивать орфографическую зоркость, память и внимание.) III. Локализация индивидуальных затруднений.
-Ребята, у вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать, вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.
4. Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа – чистописание. Обратим свои взоры снова на экран.
- Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква - находится в корне слова, в котором имеются все составные части, обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук.
Какая это буква? (в)
Вторая буква - находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а)
- Какие буквы вы записали? (в а……… - А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (в, а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я)
-На 2-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет,
выделите часть слова со вставленной буквой.
5. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь.
Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание:
-Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
(1.заварной - прил., 2.самолет - сложное слово, 3.новинки – мн.ч.) IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
6. Закрепление знаний о фонетике ( Работа в группе)
1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)
Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)
2 группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие?
(я-йа, ю-йу…). Когда эти буквы обозначают два звука?
3 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)
Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные)
- Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе.
V. Реализация построенного проекта. 7. Откройте учебник с.139 упр. 1. Прочитайте стихотворение.
- Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр?
( Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью.
Основная проблема для сухопутных крабов — борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое»). - А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха,
прочитаем и ответим на вопросы:
- Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет)
- Подберите однокоренные слова к слову – жалоба – (жаловаться, жалобщик)
- Выполните фонетический разбор слов:
I вариант – пляж – ; II вариант – краб –
На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения, воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это.
8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике.
Звуки
гласные согласные
ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые
(щчй) (жшц)
парные непарные
(бвгджз) (лмнрй) п парные непарные
(пфктшс) (чщцх)
9. Физминутка.
VI. Обобщение затруднений во внешней речи.
10. Закрепление знаний о составе слова
-А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи?
-Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз.
« Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса». Так что это за слово? (лес)
- Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса. (Взаимопроверка)
-Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова)
Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.
(Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека?
Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев)
А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно же, дерево мы посадим необычное – словообразовательное.
- Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветви, листья)
-А какая часть самая главная? ( Корень)
На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .
Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:
- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)
- Почему вас так называют? (т.к. учимся)
- Как называют того человека, который учит? (учитель)
- Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.
2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.
- Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?
(У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)
- Что такое корень? (Корень – это общая часть однокоренных слов)
Вот какое красивое необычное дерево выросло.
12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник. Как вы думаете, почему?
- Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.
Запишите их на третьей строке .3 Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.
Что такое приставка? Для чего она служит?
(Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
13. Пора выходить нам из леса. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан.
На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы.
Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.
-Полученные слова запишите на четвертой строке.
4 Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик. Вот и мостик! Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?
(Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
14. Посмотрите на пронумерованные строки в тетради и записи на них.
Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.
(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)
Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)
-Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).
-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.
-Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:
1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок) - I группа
2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз) – II
3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок) - III
15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»
-На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-».
Если утверждение верное - «+», если неверное- «-»
1. Приставка – это часть слова (+)
2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)
3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-)4. Суффикс служит для образования новых слов (+)
5. Корень - это главная часть слова (+)
6. Основа слова – это часть слова без приставки (-)IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
а) Удалось решить поставленные задачи?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить знания?
б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 – оставьте – желтый стикер, остальные - уберите.
Если больше значков «v» в графе 2 – оставьте – зеленый стикер, остальные - уберите. Если больше значков «v» в графе 3 – оставьте – красный стикер, остальные - уберите. Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, – повторите дома пройденные темы.
18. Домашнее задание (по выбору)
Перед тем, как предложить вам домашнее задание, я хочу, чтобы вы нашли в учебнике на с.141 упр.5 «Угадай, что это за слово». Интересно задание?
Так вот, домашнее задание будет таким: вы выбираете не меньше двух слов (больше можно - каждый выбирает нагрузку по силам) из 8 данных и придумывает загадку для одноклассников.