Методическая разработка урока литературного чтения Н.Сладков Бюро лесных услуг 4 класс
Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе
Учитель начальных классов: Мысник Н.Г. – Дмитриевская основная школа Мартукский район Актюбинская область
Тема урока. Н. Сладков «Бюро лесных услуг»
Форма организации: индивидуально - групповая.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, творческая.
Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, раскраски с изображением сказочных героев, лист с критериями оценок, слайдовая презентация «Н.Сладков», ширма, куклы для кукольного театра. Музыкальное сопровождение «Звуки леса, мелодия для релаксации», иллюстрации к ранее изученным произведениям, смайлики .Цель: формировать представления детей о природе, зверях и птицах в лесу; продолжать развивать умение детей слушать и понимать текст; создание его читательской деятельности интерпретации.
Задачи
Образовательные:
- продолжать развивать речь как средство общения;
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
- уточнять и расширять знания детей о зверях и птицах зимой в лесу
Развивающие:
- развивать умение воспринимать текст на слух, его осмысливать;
- развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развивать психические процессы (мышление, воображение, память, внимание)
Воспитательные:
- продолжать знакомиться с художественными произведениями детских писателей;
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- воспитывать уважение к творчеству писателей;
- воспитывать любовь, заботливое отношение к зверям, птицам в зимнее время года.
Цели для учителя:
1. Включать в беседу детей, используя личностно-ориентированный подход;
2. Мотивировать потребность детей к читательской деятельности, формулирование целей действия (узнать конкретное, понять о чем говориться) ;3. Развивать умения акцентировать внимание на основе предварительного просмотра к тексту иллюстраций, обдумывание заголовка, имени автора;
4. Развивать элементы анализа, смысловое восприятие и личностное отношение к героям и событиям.
Ход урока
Орг. момент. Психологический настрой
Звучит музыкальное оформление урока (звуки леса).
- Закройте глаза и устно опишите картину, которая возникла у вас в голове.
Определение настроения учащихся (смайлики)
Определение темы урока по опорным словам.
Зима, лес, лесные животные и птицы, голодно, опасно, холодно, выручка, помощьПроверка домашнего задания
Чтение стихотворения наизусть. Взаимооценивание ответов.
Литературная викторина: «Угадай-ка»
Угадай произведение по иллюстрации. (Демонстрация иллюстраций)
Назови главных героев произведений. (Названия произведений)
Угадай произведение по фразе. (Чтение фраз из произведений)
Знакомство с биографией Н.Сладкова (компьютерная презентация) (опережающее задание для учащихся)
Учащиеся оформляют записи в тетради. Просмотр слайдов и чтение комментариев
Словарная работа: бюро, копатель, бросатель, опушить, оземь, шелушить, ронять,, глодать, дупло, проходимец,, попрядал, позыркал.Вступительная беседа перед знакомством с произведением
- Как вы думаете, а как живется зимой в лесу зверям и птицам?
- Они могут выжить в таких холодных условиях звери и птицы в лесу?
- Легко ли в лесу зимой выжить?
- Как вы думаете, звери и птицы помогают друг другу в лесу зимой?
(Дети делают вывод, что нужно помогать друг другу, без помощи друг другу не выжить в лесу зимой.)
- Сегодня мы с вами об этом узнаем, как живут звери и птицы в зимнем лесу, посмотрев спектакль к новому рассказу знакомого вам уже автора Николая Сладкова, рассказ называется «Бюро лесных услуг».
8. Знакомство с произведением. Просмотр представления кукольный театра.
Обсуждение спектакля.
- Понравилось вам преставление?
- В качестве кого вы бы работали в лесном бюро?
- К какому литературному жанру вы бы отнесли данное произведение?
9. Чтение текста рассказа. Первичный анализ текста произведения
- Чем вам понравился рассказ?
- Ребята, что же вы узнали из рассказа о жизни птиц и зверей в зимнем лесу?
Обобщение всех высказываний учащихся.
- Да, они могут и спорить, и драться между собой, но потом снова мирятся и помогают друг другу, выручают, не оставляют в беде, т. е. «один в поле не воин» как сказал заяц. Только дружба может помочь выжить в лесу зимой птицам и зверям.
Развитие речи (работа с пословицей: Дружно не грузно, а врозь хоть брось) Вторичное знакомство с текстом. Чтение цепочкой. Приём «Чтение с остановками»
Учащиеся читают текст по цепочке и делают остановки для объяснения некоторых выражений и фраз.
- А что такое «Бюро лесных услуг»? (оказание помощи жителям леса)
- Как вы понимаете слово «нагрянул»? (наступил)
- «Сугробы намел»? (нападало, насыпало много снега)
- «Деревья инеем опушил»? (осыпал инеем)
- Как это предложение понимаете: «Всяк сам за себя»? (каждый сам за себя)
- А что значит «сообща против общей беды»? (всем вместе объединиться или сплотиться, против общей беды)
- А как вы думаете что такое «клюемся да грыземся» (ругаемся и злимся, деремся друг с другом)
- А как понять «стрекочет»? (говорить очень быстро)
- Что такое заяц сказал «один в поле не воин»? (одному тяжело, не справиться, а когда все вместе, то и беда не беда)
- А кто такие куропатки? (зимующие птицы)
- Как объяснить предложение «снег на озимых каждый день до земли разрываю»? (растения, которые садят под снег)
- А что значит «шелушим» (очищаем от шелухи)
- А как понять выражение «заяц – копатель, клесты - бросатели» (заяц землю расчищает от снега, чтобы хоть что-нибудь там найти, а клесты шишки бросают с сосны, елок, кедра на землю)
- Как понять «осин навалили»? (подгрызли стволы у осин и они упали)
- А что значит «глодать»? (грызть зубами)
- Что значит «вороны свалки показать обещают»? (на свалки люди выбрасывают испорченные продукты, которыми вороны питаются)
- А как понять «притрусил на шум и волк» (мелким бегом прибежал)
- Что значит «сторожем буду служить»? (сторожить будет, от врагов охранять, защищать)
- Что за выражение «сторожем буду служить»? (охранять, защищать от врагов)
- Что такое «овчарня»? (где живут овцы) «курятник»? (где живут куры)
- Как понять выражение «разбойник ты с лесной дороги»? (совершать плохие поступки)
- А что значит «проходимец»? (хитрый обманщик)
- А как понять «пух да перья летят»? (спорят, не умеют договариваться между собой)
Физминутка. Под релаксирующую музыку дети изображают движения животных и птиц леса.
14. Продуктивная (творческая) деятельность
- Дети скажите, какой сказочный герой вам понравился в этом рассказе?
- Чем он тебе понравился?
- А сейчас возьмите цветные карандаши и раскрасьте изображение понравившегося вам героя из рассказа-сказки.
15. Анализ, подведение итогов деятельности
- Давайте рассмотрим ваши рисунки зверей, птиц, которые вы нарисовали.
- Что нового вы для себя узнали?
Дети делятся впечатлениями, выражают свои чувства.
Оценивание за урок. Самооценивание.
Оцените своё участие в уроке по следующим критериям (на доске вывешены критерии оценки деятельности на уроке)
«5» – выразительно рассказал стихотворение, раскрыл содержание пословицы, читал выразительно и без ошибок, внимательно слушал и активно отвечал на вопросы, задавал понятные вопросы .
«4»- хорошо рассказал стихотворение, кратко объяснил пословицу, читал без выражения, но без ошибок, внимательно слушал, отвечал на вопросы кратко, смог задать краткий вопрос.
«3»- рассказал стихотворение с запинками и ошибками, плохо объяснил содержание пословицы, читал без выражения и с ошибками, слушал невнимательно, мало отвечал на вопросы, задал непонятные вопросы .
«2» – не смог самостоятельно рассказать стихотворение, не смог объяснить пословицу, читал очень плохо с большим количеством ошибок, не слушал учителя и других учащихся, не отвечал на вопросы, не задавал вопросы.
Дети выставляют оценки с комментирование, затем учитель высказывает своё мнение о работе учащихся на уроке.
16. Подведение итога урока:
- Чем запомнился урок?
- Что понравилось?
- Ваше настроение на уроке? (смайлик)