Урок по литературе на тему: Знакомство с Николаем Рубцовым
Николай Михайлович Рубцов
(1 слайд, 2 слайд)
О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел,
Под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я.,
Как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья
И больше не видеть чудес!
Н.М.Рубцов
1.Рассказ ученика о родине Рубцова.(3 слайд).
- Я часто бываю в Емецке, основанном на сто с лишним лет раньше Москвы.
(4 слайд) По соседству, ближе к Северной Двине, пролегал и старинный рыбный тракт, по которому шел, томимый жаждой познания, великий помор Михайло Ломоносов. Материнская его деревенька сравнительно недалеко, в том же районе, на Курострове. Наш российский Леонардо да Винчи! Во всем, что сотворили ум и руки гения – будь то грамматики, научное открытие, мозаика – оставался он прежде всего поэтом.
Чуть ли не с рождения по складу психики был поэтом и Н.М.Рубцов. Два поэта, два земляка. Добрая символика видится мне в их землячестве.
Не каждому поэту везет с Ариной Родионовной, но едва ли не у каждого есть вечная сказительница – природа.
(5 слайд) Красивы окрестности Емецка – просторные дали, окаймленные лесами. То там, то тут – деревеньки с куполами часовен и церквей. Не сомневаюсь: «материнское лоно» оставило глубокий след в сознании будущего стихотворца.
(6 слайд) В Емецке в честь великого земляка названа одна из улиц. Начинает ее школа имени Рубцова. 3 января 1993 года в Емецке состоялись первые Рубцовские чтения, проводимые с тех пор ежегодно. В 1996 году именем Рубцова названа сельская библиотека.
(7 слайд) 13 ноября 2004 года на территории детского дома поставлен памятник Рубцову.
(8 слайд) Приезжая к родственникам в Емецк я прохожу мимо дома, в котором родился поэт Николай Рубцов. Раньше у меня этот дом не вызывал никаких мыслей и чувств. Но, познакомившись с поэзией земляка, я воспринимаю его по-другому, меня охватывает чувство гордости, что я хожу по тем улицам, по той земле, по которой ходил великий поэт.
Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Семья приехала туда из Вологды за три месяца до рождения будущего поэта. Коля стал четвертым ребенком у Александры Михайловны и Михаила Андрияновича, после него было еще двое детей.
Занимала семья Рубцовых в Емецке небольшую квартиру на втором этаже (9 слайд). Окна выходили не дорогу и на двор (10 слайд). А там, за огородами, привольно текла речка Емца, по которой плавали катерки и лодки (11 слайд). Милый сердцу северянина пейзаж. Не от него ли, подкрепленная службой не флоте, ворвалась в стихи Рубцова «морская тема»?
Я уношусь куда-то в мирозданье,
Я зарываюсь в бурю, как баклан, -
За вечный стон, за вечное рыданье
Я полюбил жестокий океан.
(12 слайд) Отец будущего поэта работал начальником ОРСа леспромхоза, а мать (13 слайд) была домохозяйкой.
Выступает следующий учащийся:
- В 1937 году отца перевели на новое место работы, и семья переехала в Няндому.
В Няндоме жили Рубцовы по двум адресам. Вначале – в добротном, уютно обставленном доме. Но после ареста хозяина жизнь семьи стала невыносимой. Из хорошей квартиры велено убираться. В разгаре зимы, не имея ни средств, ни имущества, оказались Рубцовы среди сугробов. С грехом пополам удалось вселиться в гнилое, сарайного типа жилище. Мало кто от Рубцовых не отвернулся. Нельзя представить, как жили Рубцовы дальше. Одиннадцать месяцев просидел Михаил Андриянович в предварительной камере, ожидая суда. Все это время на Александре Михайловне скорбно лежало тяжелое время забот. Как смогла эта скромная женщина отвести от детей и холод, и голод, и лишения, и обиды? Наверное, кто-нибудь помогал. Русь во все времена стояла на праведных людях, чьи сердца откликаются на чужую беду. Видимо, кто-то из этих святых и помог Рубцовым выбраться из несчастья.
К началу 1941 года отца освободили, и семья Рубцовых оказалась в Вологде.
Трудное детство. Да и вообще трудная судьба выпала на долю Николая. Впрочем, как и на долю миллионов его сверстников. Мать умерла, когда Коле было 5 лет.
- Я ведь почти не помню свою мать. Какой-то розовый туман. Помнится только ее уютный запах, мягкие руки и какой-то журчащий голос. И полная собственная беззаботность, головокружительное счастье (от имени поэта читает учащийся).
В дальнейшей жизни ему всегда будет не хватать этой беззаботности и защищенности (в роли автора выступает учащийся)
- Тебе трудно это понять, ты при матери вырос. А я как встречу хорошую женщину, так и покажется, что и моя мама такой же была.
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК (звучит в исполнении учащегося).
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. –
В зарослях сада нашего
Прятался я как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.
Этот цветочек маленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!
Кстати его, некстати ли,
Вырастить все же смог
Нес я за гробом матери
Аленький свой цветок.
Отец был на фронте. С младшим братом Борисом попал он в дошкольный детский дом под Вологдой, а позже – в Никольский детский дом в глубинном Тотемском районе. Так его разлучили с семьей, по которой он тосковал всю жизнь (14 слайд).
Стихотворение читают двое учащихся.
Детство (15 слайд)
Мать умерла. До слез теперь
Отец ушел на фронт. Любимые места!
Соседка злая И там, в глуши,
Не дает проходу. Под крышею детдома
Я смутно помню Для нас звучало
Утро похорон Как-то незнакомо,
И за окошком Нас оскорбляло
Скудную природу. Слово «сирота».
Откуда только – Хотя старушки
Как из-под земли! – Местных деревень
Взялись в жилье И впрямь на нас
И сумерки, и сырость Так жалобно глядели,
Но вот однажды Как на сирот несчастных,
Все переменилось, В самом деле,
За мной пришли, Но время шло,
Куда-то повезли. И приближался день,
Я смутно помню Когда раздался
Позднюю реку, Праведный салют,
Огни на ней, Когда прошла
И скрип, и плеск парома, Военная морока,
И крик «Скорей!», И нам подъем
Потом раскаты грома Объявлен был до срока,
И дождьПотом И все кричали:
Детдом на берегу. - Гитлеру капут!
Вот говорят, Еще прошло
Что скуден был паек, Немного быстрых лет,
Что были ночи И стало грустно вновь:
С холодом, с тоскою, - Мы уезжали!
Я лучше помню Тогда нас всей
Ивы над рекою Деревней провожали,
И запоздалый Туман покрыл
В поле огонек. Разлуки нашей след.Рассказывает учащийся:
- Не раз сбегал он из детдома. Но, став взрослым, он с благодарностью вспоминал родную Николу, и в самые трудные минуты жизни возвращался на родину. (16 слайд).
Стихотворение в исполнении учащегося.
Родная деревня
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
-Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
Там он привык со всеми делиться последним. И во взрослой жизни жил так же.
Песня «Добрый Филя».
(17 слайд) Дочь поэта Елена Рубцова вспоминает (в роли Елены Рубцовой – учащийся).
- Помню, как однажды отец появился на удивление нарядным – в новом пальто, хотя никогда не придавал значение одежде, быту. Но в следующий раз он вдруг приехал в Никольское снова в старом. Оказывается, новое пальто подарил знакомому.
- Зачем? – спросила мама.
- Но у меня же есть еще одно, а у него никакого нет!
Может, поэтому вечно вертелись вокруг какие-то люди, обманывали, обкрадывали, используя его природную доверчивость.
Учащийся:
- С возрастом Рубцов стал менее доступен, но это не утешало. Душа-то все равно тосковала
и рвалась к той простоте и отзывчивости, которые спасали в детстве. Гармонию он находил в природе.
Вспоминает друг Виктор Каратаев (18 слайд), в роли В.Каратаева – учащийся:
Мы ночевали на сеновале. Я проснулся от хлопающего по драночной крыше дождя.
- Вот черт. Только этого не хватало. Теперь придется чесать по грязи.
- Зачем ты проснулся? Все испортил.
- Что?
- Я так люблю слушать дождь. А ты его чуть не матом.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
Осень! Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою
В зарослях пасмурных ив
Лошадь идет с водопоя,
Голову вниз опустив.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множетсва сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит
Жнивы, деревья и стены
В мокрых сетях полутьмы
Словно бы ждут перемены –
Чистой, веселой зимы!
Выступает учащийся:
- Отец вернулся с войны, женился снова. Народились новые дети, с ним жили старший брат и сестра Николая. Николая даже не искали, считали умершим.
Отдыхая с детдомом в пионерском лагере на берегу быстрой сплавной реки, он чуть не утонул. Все думали, что после такого близко не подойдет к реке. Но через день уже он купался вместе со всеми. А окончив семь классов, запросился в Рижское мореходное училище, но ему не хватило 1 см роста. Историю своей любви к морю он расскажет в стихотворении «Начало любви» (19 слайд). Стихотворение звучит в исполнении учащегося.
Начало любви
Помню ясно,
Как вечером летним
Шел моряк по деревне –
И вот
Первый раз мы увидели ленту
С гордой надписью
«Северный флот».
Словно бурями с моря пахнуло,
А не запахом хлеба с полей,
Как магнитом к нему потянуло,
Кто-то крикнул:
«Догоним скорей».
И когда перед ним появились
Мы, взметнувшие пыль с большака,
Нежным блеском глаза осветились
На суровом лице моряка.
Среди шумной ватаги ребячьей,
Будто с нами знакомый давно,
Он про море рассказывать начал,
У колодца присев на бревно.
Он был весел и прост в разговоре,
Руку нам протянул: «Ну пока!»
Я влюбился в далекое море,
Первый раз повстречав моряка!
Учащийся:
- Затем Рубцов поступил в лесотехнический техникум в Тотьме.
От имени Рубцова рассказывает учащийся:
- Расположился техникум в старом Спасо-Суморином монастыре. Здание гулкое, с толстыми стенами. Ночью кто-нибудь рявкнет в коридоре - мороз по коже. А пугать любили. Но я воспитывал себя, избавялся от страха. Да влюбился в девочку. И вот стал перед нею напоказ бегать по верхним переходам, героем хотелось выглядеть. Однажды бежал, а шнурок у ботинка развязался. Я наступил на него, споткнулся. А высота метров 20, и пол каменный. Разбился бы вдребезги. Но хорошо ухватился за выступ в стене. С тех пор в храмах не озорничал и другим не советую.
Учащийся в роли автора:
(20 слайд) Еще раз пытается Николай поступить в мореходку, на сей раз в Архангельскую. Не вышло. Можно себе представить горе подростка – рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта.
Рубцов рассказывал о тех днях так:
- «Вот тогда архангельский дождик донимал. Наступила осень, идут дожди, а я одном фланелевом костюмчике и без работы. Вот тогда у меня были тяжелейшие дни».
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
На тревожной земле
В этом городе мглистом
Я по-прежнему добрый,
Неплохой человек.
А последние листья
Вдоль по улице гулкой
Все неслись и неслись,
Выбиваясь из сил.
На меня надвигалась
Темнота закоулков,
И архангельский дождик
На меня моросил.
- (21 слайд) Однако он не испугался трудностей и по-прежнему пытался осуществить свою детскую мечту. События тех дней позже отольются в щемящее стихотворение «Фиалки».
Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно
И в моряцкой конторе
Все просился на судно.
Умолял, караулил,
Но нетрезвые, с кренцем,
Моряки хохотнули
И назвали младенцем.
Звучит песня «Фиалки».
Рассказывает учащийся:
- Николай Рубцов стал работать подручным кочегара не тральщике. Капитан судна А.П.Шильников позднее рассказывал: «Я почему его запомнил? Маленький уж очень был, щупленький, волосы светлыеРостом самый низкий в команде. Помню, это, когда мы уже в Мурманске в ремонт встали, боцман наш Голубин Николай ему робу выдал. Так он буквально утонул в ней. Тут кто-то из наших жен, из Архангельска прибывших, подогнал ее наскоро, да недолго проходил он в этой робе. Приходит однажды, заявление на увольнение просит».
Здесь уместно напомнить, что физическое развитие всех русских детей, выросших в годы войны, было замедленным. И, наверное, нужно удивляться не тому, что меньше года продержался Николай Рубцов в должности кочегара, а тому, что все-таки почти год он сумел выдержать на этой тяжелой, непосильной для него работе.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
Я весь в мазуте,
весь в тавоте,
Зато работаю в тралфлоте
Печально пела радиола
Про мимолетний наш уют.
На камни пламенного мола
Матросы вышли из кают.
Они с родными целовались.
В лицо им дул знобящий норд.
Суда гудели, надрывались,
Матросов требуя на борт.
И вот опять, - святое дело!
И наш корабль, заботой полн,
Совсем не так осиротело
Плывет среди бескрайних волн
Я юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал,
Чтоб для отважных вечно – море,
А для уставших – свой причал.
Рассказывает учащийся:
- (22 слайд) А когда пришло время призываться в армию, он, конечно, просился на Северный флот. С 1955по 1959 годы он служил в составе команды эскадренного миноносца. Вместе со строгим воинским уставом и боевой учебой пришли надежность и обеспеченность быта. Здесь, на флоте, Рубцов впервые в жизни почувствовал, что он может преодолеть собственную несчастливость, он почувствовал в себе силу, позволившую ему перешагнуть через детдомовскую закомплексованность и стать хозяином собственной жизни.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
Мое море
Эх ты, море мое штормовое!
Как увижу я волны вокруг,
В сердце что-то проснется такое,
Что словами не выразишь вдруг.
Больно мне, если слышится рядом
Слабый плач
Перепуганных птиц.
Но люблю я горящие взгляды,
Озаренность взволнованных лиц.
Я труду научился на флоте,
И теперь на любом берегу
Без большого размаха в работе
Я, наверное, жить не смогу
Нет, не верю я выдумкам ложным,
Буду скучно на Севере жить.
Я в другом убежден:
Невозможно
Героический край не любить!
На флоте он начал печатать свои первые стихи. Он был душою моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное время брал в руки любимую гармошку или гитару.
(23 слайд) Песня «Ты с кораблем прощалась».
Рассказывает учащийся:
-Постепенно растет мастерство поэта. Рубцов становится разнообразнее в выборе тем. Особенно получаются у него морские пейзажи. Но служба на флоте – это не только романтика, но и тяжелый труд. Не забывает Рубцов и о том, что море стало братской могилой погибших моряков, и отдает дань памяти всем погребенным в морской глубине.
Рубцов признавался, что не сможет разлюбить родной край:
Я в чистоте берегу
Гордое званье матрос,
Я разлюбить не смогу
Край, где родился и рос.
- (24 слайд) После службы работал в Ленинграде на Кировском заводе, затем поступил в Литературный институт им. Горького. Скитался по общагам, перевелся на заочное отделение и уехал в Вологду.
Как-то знакомый писатель, обозрев скудную обстановку, попенял ему, что хозяин недостаточно радиво относится к устройству быта, пора бы обзавестись платяным шкафом, а не развешивать на гвоздиках по углам. И чашкам не место на подоконнике. Тогда Рубцов смолчал, а при удобном случае дал волю своему характеру и выложился до конца (от имени Рубцова читает учащийся):
- Меня не интересуют ваши шкафы и хрустали. Если они нужны вам, вы и заводите. Только не убеждайте меня, что без этого мир теряет смысл и красоту!
Песня «Зеленые цветы»
Он был до того бедно одет, что милиционер однажды принял его за бродягу.
(25 слайд) Стихотворение «Неизвестный».
- Рубцов долго не имел собственного угла, где можно было бы разложить бумаги. Поэтому в его архивах поражает малое количество черновиков. Не случайно поэт обмолвился однажды, что если внезапно умрет, то унесет с собой целую книгу неизвестных стихотворений. Так оно и случилось. До сих пор не выплыла на поверхность повесть о флотской службе, унесенная вместе с чемоданом незадачливым воришкой. Но он никогда не жаловался на судьбу, как воробей из одноименного стихотворения.
Звучит стихотворении в исполнении учащегося:
(26 слайд) Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему
- Рассказывает учащийся:
(27 слайд) Будучи равнодушным к быту, он был требователен к себе и к людям, прямолинеен. Поэтому у него было много врагов, завидовавших его могучему таланту. Однажды его избили до полусмерти, и он оказался в больнице. Навестить его пришел верный друг В.Коротаев и увидел измученного, но улыбающегося Рубцова.
- Какова симфония? Просыпаюсь среди ночи и часами разбираю по складам. Начинают самые рослые басы – тополя, потом включаются мелодичные березки. Причем различаются взрослые и юные, а уж напоследок тонюсенько подпевают кусты бузины и сирени, когда идет низовой ветер. Прямо концертный зал (от имени Рубцова говорит учащийся).
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
Под ветвями больничных берез.
Под ветвями плакучих деревьев
В чистых окнах больничных палат
Выткан весь из пурпуровых перьев
Для кого-то последний закат
Вроде крепок, как свеженький овощ,
Человек, и легка его жизнь. –
Вдруг проносится «скорая помощь»,
И сирена кричит: «Расступись!»
Вот и я на больничном покое.
И такие мне речи поют,
Что грешно за участье такое
Не влюбиться в больничный уют!
В светлый вечер под музыку Грига
В тихой роще больничных берез
Я бы умер, наверно, без крика,
Но не смог бы, наверно, без слез
Нет, не все,- говорю, - пролетело!
Посильней мы и этой беды!
Значит, самое милое дело –
Это выпить немного воды,
Посвистеть на манер канарейки
И подумать о жизни всерьез
На какой-нибудь старой скамейке
Под ветвями больничных берез
(28 слайд) Однажды Рубцова спросили:
- Как вы относитесь к современной музыке?
- Если за музыку принимать то, что таскают в портативных ящиках хипующие юнцы, - то отрицательно. Для меня музыка прежде всего мелодия, а не ритм, отшибающий желание думать, сопереживать, грустить, радоваться, мучиться и торжествовать. Всю жизнь люблю народные песни.
Сегодня на его стихи слагают песни.
(29 слайд) Звучит песня «Букет».
- Он жил как, птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра. Легок был на подъем и неутомим в бесконечных перелетах с места на место.
(30 слайд) Песня «Дорожная элегия»
- И питался, как птица. Бывало, в нередких гостях стол ломится от яств, а он тюкнет зернышко-другое - и в сторону. И берет в руки гармонь или гитару. Кстати, о птицах писал с большим проникновением.
Звучит стихотворение в исполнении учащегося:
(31 слайд) Ласточка.
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Рассказывает учащийся:
- Это стихотворение 68 года. До собственной трагической гибели оставалось 3 года, и он все настойчивее поднимает эту тему. Он знал, в какой цвет окрашен путь отечественной поэзии, начиная с Пушкина и Есенина. Во время встречи с читателями Рубцову был задан вопрос:
- Почему в ваших стихах много крестов и могил?
- Ощущение скоротечности жизни никогда не может покинуть человека. Только при таком ощущении возможно прожить свой век осмысленно и с полным наслаждением, с осознанием неповторимости каждого мига (от имени Рубцова читает учащийся).
- Не случайно в 70 году было написано стихотворение «Я умру в крещенские морозы». Угадано день в день. И даже состояние природы предсказано.
Главная тема в его творчестве – любовь к Родине. В.Коротаев вспоминает разговор с Рубцовым.
- Но Родина есть Родина. И какая бы она ни была – все равно единственная навек и незаменимая ничем. Воскресни даже мать, и та не смогла бы заменить запах отчей земли, рябинку под окошком.
- Разве ты жил за границей?
- Мне там жить не обязательно. Я это знаю и так.
- Как прекрасно, Коля, что ты так любишь Родину!
- Ты еще не знаешь, как я люблю. Это не выразить прозой.
- Тогда пиши стихи.
- А я что делаю?
(32 слайд) Песня «Привет, Россия!».
На похоронах Рубцова В.Белов произнес проникновенную речь:
- Существует расхожее мнение, а многие даже уверены, что незаменимых людей нет. Это давнее и нелепое заблуждение. Каждый, даже самый незаметный и незначительный человек, незаменим. А большой поэт - тем более. Никто не написал ни строки ни за Пушкина, ни за Тютчева. Никто теперь ничего не напишет за нашего незабвенного Рубцова.
Проходит время. Остается то, что ему неподвластно – истинная поэзия.
(33 слайд) Песня «Сентябрь».
13PAGE 15
13PAGE 14315
13PAGE 15
13PAGE 141015
15