Программа курса Основы медицинских знаний
Пояснительная записка
Статус
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Выявление и устранение причин, приводящих к отклонениям и нарушениям здоровья.
Для решения проблем сохранения здоровья и профилактики ряда заболеваний в школе может быть разработана целая система мероприятий, носящих здоровьесберегающий характер, являющийся основой для дальнейшей профориентации школьников.
Данный курс по выбору для 9 класса является одним из этих мероприятий.
Кроме того, курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся 9 класса по вопросам анатомии, физиологии и гигиены человека, на закрепление интереса к биологии.
Структура курса позволяет повысить знания учащихся, раскрыть творческие способности, научиться проводить исследования. Это позволит учащимся в будущем осуществить сознательный выбор пути дальнейшего продолжения образования.
Курс составлен на 17 часов. В основе лежат теоретические и практические занятия.
2. Структура документа
Программа включает:
- титульный лист;
- пояснительную записку
- календарно-тематическое планирование курса для 8 класса.
3. Роль и место курса в обучении
курс «Основы медицинских знаний», в котором предусмотрено изучение таких вопросов, как
- правила оказания первой медицинской помощи при нарушениях здоровья.
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами (биология,ОБЖ, физическое воспитание и др.).
4.Цель и задачи:
цель - создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
Задачи -предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Школьный курс «Основы медицинских знаний» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о медицине, здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи.
- профессиональная ориентация, выбор профиля в дальнейшем.
Тематический план и программа курса по выбору «Основы медицинских знаний» рассчитаны на 17 часа в год. Большое внимание при организации и подготовке занятий уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны разработано 6 практических работ.
5.Результаты обучения
Учащиеся должны знать основные правила, необходимые для сохранения и поддержания здоровья. Формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Профессиональной ориентации.
Календарно-тематическое планирование.
LINK Excel.Sheet.12 "C:\\Users\\Света\\Desktop\\Лист Microsoft Excel.xlsx" Лист2!R1C1:R67C8 \a \f 4 \h \* MERGEFORMAT
№ п/п Тема урока дом. Задание Основное содержание Оборудование Тип урока Форма организации познавательной деятельности Контроль
1. Медицина в нашей стране. Понятие о ЗОЖе. -Понятие о здоровом образе жизни; ММП Урок – актуализация фронтальная устный текущий
-Пути его формирования; - Кто такой здоровый человек. 2 Режим дня школьника. - Что такое режим труда и быта; Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
Составить режим -Понятие о правильном распорядке дня; таблица - Пр. работа №1 «Составление режима дня» 3 Оказания первой медицинской помощи - Что такое травмы, их виды. Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
Оказание доврачебной помощи при переломах и кровотечениях Отчет пр раб 2 4 Личная гигиена. -Понятие о личной гигиене; Урок изучения нового материала фронтальная письменный: по результатам работы в тетради
- история вопроса о гигиене; практическая работа Заполнить табл. Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека» Карточки с заданием 5 Профилактика кожных заболеваний.Строение кожи. - Значение здоровой кожи для организма человека; Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
-Виды заболеваний кожи Таблица ММП -Профилактика кожных заболеваний; -Гигиена кожи. -Особенности кожи у детей и подростков. 6 Гигиена полости рта. Органы ротовой полости. -Строение органов ротовой полости; Урок изучения нового материала фронтальная письменный: по результатам работы в тетради
конспект Значение органов ротовой полости. ММП таблица -Основные способы ухода за полостью рта. муляж 7 Влияние высоких температур на организм. сообщения -О влиянии высоких температур на организм человека; карточки Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
Тепловой удар, ожоги.Первая помощь 8 Профилактика вирусных инфекций. -Профилактика вирусных инфекций: способы и приемы. Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
-Грипп, простуда и борьба с ними. 9 Понятие о закаливании организма. - Что такое закаливание. Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
- Основные способы закаливания организма; -Как правильно начать закаливающие процедуры. 10 Питание и здоровье. -Понятие о рациональном питании; Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
рисунок -Польза и вред диет; упаковки, литература Практическая работа №5 -Правильное питание школьника; Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка». 11 «Составление суточного пищевого рациона школьника» отчет «Составление суточного пищевого рациона школьника» литература, карточки Комбинированный урок индивидуальная письменный: по итогам практической работы
(практическая работа ) (практическая работа №6 ) 12 вредные привычки -Немного истории; Урок изучения нового материала индивидуальная устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
сообщения. курение. - Профилактика ;ММП - Подросток и алкоголь. 13 Травматизм и его профилактика. - Понятие о травматизме; Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
- Виды травм и их последствий; таблица -Профилактика травматизма у детей и подростков. Скелет, бинт, шина. - Школьный травматизм и его профилактика. 14 Отравление и его профилактика. -Понятие об отравления; Урок изучения нового материала индивидуальная устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции
-Классификация отравлений и их влияние на организм человека; рисунок - Профилактика отравлений у детей и подростков. муляжи и таблицы -Пищевые отравления. - О Ядовитых грибах, растениях и животных. -Приемы первой помощи при отравлении. 15 Что нужно знать о лекарствах. - Об опасности самолечения; Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
-О хранении лекарств в доме; сообщения. -Приемы первой помощи при лекарственной передозировке; - Когда и как нужно принимать лекарства. инструкции 16 Внутренняя боль и её опасность. - Понятие о внутренней боли; Урок изучения нового материала фронтальная устный текущий
- Разновидности внутренней боли; Повторение - симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_ ММП - Опасность внутренней боли; -Профилактика и первая помощь. 17 Контрольно-обобщающий урок Выполнение зачетных заданий в игровой форме. Урок контроля знаний парная тематический устный и письменный
Литература.
Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. – 1988.
Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.
5 Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.