Планирование элективного курса для учащихся 9 класса Основы медицинских знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа пос.Тельмана Моздокского района РСО-Алания
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: _______________________________
«_____» ____________________ 201__г.
«СОГЛАСОВАНО»
Завуч школы: __________________________________
«_____» ____________________ 201__г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педсовета №___ (протокол №___ от __________ 201__г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Автор-составитель: учитель биологии Стефутина Ирина Викторовна
017145000
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы. Концепция модернизации российского образования предусматривает переход к предпрофильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения значительную роль в развитии учащихся играют элективные курсы, выбираемые самими учащимися.
Биология как наука, сферы человеческой деятельности и области образования имеет высокую социальную значимость. Благодаря практической направленности, своему содержанию, высокой мировоззренческой значимости элективный курс биологической направленности может быть широко востребован учащимися. Программа является актуальной для подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения. Элективный курс, объёмом 17 часов, по теме «Основы медицинских знаний», предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.
Первейшая потребность человека - сохранение его жизни и здоровья. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь нужно научиться ценить и беречь свое здоровье и здоровье близких людей. Умение вовремя и правильно оказать помощь при несчастном случае или заболевании поможет сохранить чью-то жизнь и избежать осложнений. Особенностью курса является его социальная потребность, что побуждает учащихся к интеграции знаний и применения их на практике. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей биологии, ОБЖ, ОЗОЖ, медицины. Логика реализации программы основывается на принципах актуализации и интеграции имеющихся знаний, выявления проблем и их решения.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся теоретические и практические занятия, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, практические работы, приёмы проектной деятельности. В курсе рассматриваются сведения о первой медицинской помощи (ПМП) при травмах и несчастных случаях. Особенностью занятий является тесная связь теории с практикой, что стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию практических умений и навыков. Экспериментальную часть программы школьники выполняют парами или группами. Практические работы ориентированы на приобретение учащимися навыков оказания ПМП.
В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, педагог, спасатель и других, требующих специализированных знаний в данном направлении.
Для контроля знаний используются устные опросы, тестирование, отчёт о проделанной работе, доклады, сообщения, рефераты, проектная деятельность.
Реализацию программы элективного курса можно считать успешной в случае выраженного интереса учащихся к его содержанию, к самостоятельному поиску информации, проведению наблюдений, выбору и завершению проектов, по результатам их деятельности, применение полученных знаний на практике.
Цель программы: создание ориентационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Задачи:
Воспитать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.
Освоить знания о биологической составляющей естественнонаучной картины мира.
Развить познавательную активности учащихся через межпредметные связи, показать роль естественных наук в процессе познания.
Сформировать образное и теоретическое мышление, расширить кругозор обучающихся.
Сформировать умения оказания навыков помощи и взаимопомощи, анализировать информацию, научить проводить эксперимент, интерпретировать информацию, обобщать, делать выводы, разрабатывать проект, развивать умений самостоятельной работы, используя богатство знаний и умений.
Развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
Раскрыть роль полученных умений и навыков, способствовать формированию здорового образа жизни, применение полученных знаний и умений, решение практических задач в повседневной жизни.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
понятия «здоровье» и «болезнь»;
краткую биографию учёных, внёсших значительный вклад в развитие медицины;
факторы здоровья и факторы риска болезни;
приемы оказания ПМП;
основные свойства лекарственных растений;
правила выполнения массажа;
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
оказывать ПМП при несчастных случаях;
накладывать повязки;
накладывать жгут при кровотечениях;
проводить инъекции;
выполнять точечный массаж;
определять растения, оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
работать с дополнительной литературой;
работать в группе;
определять цель, выделять объект исследования;
наблюдать и изучать, выдвигать гипотезы;
составлять отчёт, придерживаясь определённой структуры;
делать выводы, обсуждать результаты практической работы, участвовать в дискуссии.
Содержание программы.
Тема 1. Введение. История развития медицины.
Цели и задачи курса. Роль курса в актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, педагог, повар и других, требующих знаний в области медицины, биологии. Связь человека с природой. Человек – повелитель или дитя природы? Влияние на здоровье человека факторов живой и неживой природы. Экологические проблемы. Болезни, вызванные загрязнением окружающей среды. Целебные силы природы. Диагностический тест «Куда ты идёшь?»
Тема 2. Люди медицинской науки.
Краткая биография и обзор достижений некоторых людей, внёсших значительный вклад в развитие медицины. Гиппократ, Гален, Авиценна, Аристотель, Арнольд де Вилланова, Парацельс, Андреас Везалий, Амбруаз Паре, Уильям Гарвей, Фредерик Грант Бантинг, Уильям Мортон, Иван Михайлович Сеченов, Игнац Земмельвейс, Теодор Бильрот, Джироламо Фракасторо, Антони ван Левенгук, Джозеф Листер, Роберт Кох, Александер Флеминг, Николай Иванович Пирогов.
Тема 3. Экскурсия в сельский ФАП.
Санитарно-гигиенический режим лечебного учреждения. Знакомство с порядком оказания медицинской помощи в условиях фельдшерско-акушерского пункта.
Тема 4. Зеленая аптека.
Фитотерапия, или лечение растениями. История применения лечебных растений. Календарь сбора, правила заготовки и хранения лечебных растений. Витаминосодержащие растения, приготовление витаминного чая. Показания к применению некоторых трав и способы применения с учетом назначения врача.
Тема 5. Сбор, обработка и хранение лекарственных растений.
Отработка практических навыков поиска, сбора, обработки и хранения лекарственного сырья на примере лекарственных растений, найденных на территории пришкольного участка.
Тема 6. Рецепты на все случаи жизни.
Презентация различных рецептов на основе лекарственных трав.
Тема 7. Влияние растительной пищи на организм человека.
Растения в питании человека. Растительная пища на нашем столе. Выявление пользы растительных блюд для организма человека. Вегетарианство: «за» и «против». Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению овощных продуктов. Игра «Овощной базар».
Тема 8. Ранжирование лекарственных растений по степени их ядовитости.
Принципы применения лекарственных растений, дозировки, использование в настойках, отварах, экстрактах, растираниях, чаях. Степень ядовитости различных лекарственных растений.
Тема 9. Лекарственные растения, знаки зодиака и драгоценные камни.
Соответствие лекарственных растений знакам зодиака. Легенды, сказания.
Тема 10. Как комнатные растения влияют на здоровье человека.
Изучение ядовитых комнатных растений, не рекомендуемых для выращивания в образовательных учреждениях. Описание растений, признаки отравления. Выявление ядовитых растений в помещениях школы.
Тема 11. Лечебные свойства продуктов пчеловодства.
Полезные свойства мёда и продуктов пчеловодства: маточного молочка, перги, прополиса, забруса, цветочной пыльцы, воска, пчелиного яда. Правила определения качества мёда.
Тема 12. Принципы оказания само- и взаимопомощи.
Принципы оказания само- и взаимопомощи. Основы медицинских знаний. Правила оказания I медицинской помощи. Измерение артериального давления. Понятие инъекций и правила их выполнения. Приёмы выполнения точечного массажа.
Тема 13. Травмы (раны).
Понятие травмы. Виды травм. Осложнения травм. Оказание 1-й медицинской помощи при травмах. Правила наложения повязок. Травматический шок. Признаки шока. Оказание 1-й медицинской помощи при шоке. Обработка ран и наложение повязок.
Тема 14. Кровотечения.
Кровотечения. Виды кровотечений. Оказание 1-й медицинской помощи при кровотечениях. Правила наложения жгута. Использование подручных средств для остановки кровотечения. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Тема 15. Действие температур.
Ожоги. Степени ожогов. Осложнения. Действие низких температур. Степени обморожений. Замерзание. Измерение температуры тела. Оказание 1-й медицинской помощи при ожогах, обморожениях, замерзании.
Тема 16. О привычках вредных и полезных.
Наркотики. Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма. Избыточный вес. Причины ночного недержания мочи. Вреден ли кофе? О двигательной активности и физических упражнениях.
Тема 17. Итоговое занятие.
Открытый показ мини-проекта «Лечебная азбука» (для учащихся начальных классов).
Учебно-тематический план
№
п/п дата кол-во Тема занятия Вид деятельности
1 1ч. Введение. История развития медицины. беседа, лекция
2 1ч. Люди медицинской науки. беседа, лекция
3 1ч. Экскурсия в сельский ФАП. экскурсия
4 1ч. Зелёная аптека. беседа, демонстрация
5 1ч. Сбор, обработка и хранение лекарственных растений. практическая работа
6 1ч. Рецепты на все случаи жизни. практическая работа, демонстрация
7 1ч. Влияние растительной пищи на организм человека. беседа, лекция
8 1ч. Ранжирование лекарственных растений по степени их ядовитости. беседа, лекция
9 1ч. Лекарственные растения, знаки зодиака и драгоценные камни. беседа, лекция
10 1ч. Как комнатные растения влияют на здоровье человека. беседа, лекция
11 1ч. Лечебные свойства продуктов пчеловодства. беседа, лекция
12 1ч. Принципы оказания само- и взаимопомощи. практическая работа
13 1ч. Травмы (раны). практическая работа
14 1ч. Кровотечения. практическая работа
15 1ч. Действие температур. практическая работа
16 1ч. О привычках вредных и полезных. беседа, лекция
17 1ч. Итоговое занятие. Мини-проект «Лечебная азбука». защита проекта
Литература для учителя:
Самодиагностика. 144 простых способа узнать свой диагноз. – М.: Эксмо, 2013.
Анатомия человека. Большой иллюстрированный справочник/ пер. с франц. Ивановой О.В. – М.: Мир книги, 2003.
Дикорастущие лекарственные растения СССР. Справочник/ Гаммерман А.Ф., Гром И.И. – М.: «Медицина», 1976
Лекарственные растения в народной медицине/ Попов А.П. – Киев.: «Здоровье», 1970.
Лекарственные растения Чечено-Ингушетии/ Соколов П.П. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1982.
Подборка журналов «Биология в школе».
Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: книга для учителя.-М.: изд. «Первое сентября», 2000.
Литература для учащихся:
Анатомический атлас для школьника.- СПб., ИД «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.
Биология и анатомия: универ.энцикл.шк./сост. Воротников А.А. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996.
Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 кл./ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. – М.: Вентана-Граф, 2011
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005, DVD.
Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека/ Зверев И.Д. - М: Просвещение. 1989.
Резервы нашего организма. Книга для учащихся/ Косицкий Г.И. и др. - М: Просвещение. 1993.
Твой первый атлас-определитель. Растения / сост. Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, 2008.;Я познаю мир. Биология. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.
Я познаю мир: дет.энцикл.: Растения / сост. Багрова Л.А. – М.: ООО «АСТ», 1998.
Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.
Я познаю мир. Химия. Детская энциклопедия. М.: АСТ. 2006.