Рабочая программа элективного курса «Основы медицинских знаний»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы медицинских знаний» рассчитана на 11 часов и предназначена для учащихся 9-ых классов. Программа реализуется как в сетке учебных часов, так во внеурочное время.
Элективный курс рассчитан на привлечение внимания учащихся к лекарственным растениям. Сколько ни эффективны новые препараты, выпускаемые химико-фармацевтической промышленностью, скромные травы наших лесов и лугов пользуются доверием сотен тысяч людей.Терапевтическая ценность большого числа лекарственных растений признана научной медициной, они тщательно изучаются в медицинских и фармацевтических учреждениях и до сих пор составляют около половины всех лекарств, отпускаемых нашими аптеками. Знание лекарственных растений очень важно в настоящее время, когда вопрос о бережном отношении к природе служит не только предметом правительственных постановлений, но и широких международных соглашений.В комплексе проблем, объединяемых общим понятием «охрана окружающей среды», важен вопрос об охране не только растительности, но и отдельных растений. Поэтому чрезвычайно важно знать те растения, которые в первую очередь должны находиться под охраной.Вот почему, данный курс окажется полезным в деле охраны природы и защиты редких видов растений нашей флоры.Данный элективный курс предусматривает теоретическую часть (лекции ) и практическую часть ( отработка навыков по оказанию первой медицинской помощи ).
Теоретический материал связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего. Овладение теоретическими и практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся.
Цели курса:
сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.
углубить знания учащихся о лекарственных растениях;
познакомить учащихся с содержанием труда провизора, лаборанта – фармацевта и других медицинских работников.
Задачи курса:
углубить, расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их биологических особенностях, их энергетической, биологической и физиологической ценности.
продолжить формирование умений сбора лекарственных растений.
сформировать представления о специфических свойствах растений.
научить определять зависимость здоровья от образа жизни человека;
прививать коммуникативные умения и навыки при работе в группах при выполнении практических занятий, подготовке сообщений.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
историю формирования знаний первой медицинской помощи;
адекватное применение различных лекарственных средств из домашней аптечки.
лекарственные травы нашей местности;
Учащиеся должны уметь:
работать самостоятельно и в группе;
применять лекарственные средства по назначению;
готовить настои и отвары.
Учебный план
№ п/пТема раздела Всего
часов Занятия
Теорети-
ческоеПракти-
ческое1. История формирования знаний о первой медицинской помощи 4 4 2. Лекарственные средства 6 2 4
3. Заключительное занятие 1 1
11 6 5
Учебно-тематическое планирование
№
п/пТемы занятий Количество часов Теоретическое занятие Практическое занятие
1. История формирования знаний о первой медицинской помощи. 4 1.1. Вводное занятие. Медицинская символика различных времен и народов. 1.2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания. 1.3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины. 1.4. Ученые, внесшие вклад в развитие медицины скорой помощи 2. Лекарственные средства. 6 2.1 Лекарственные средства. 2.2. Фармакология. Ее значение для медицины. 2.3-2.4 Правила использования лекарственных средств в домашних условиях. 2.5-2.6
Лекарственные травы, правила их применения. Приготовление настоев и отваров из лекарственных трав. 3. Заключительное занятие. 1
Содержание программы элективного курса «Основы медицинских знаний» 11 часов.
1. История формирования знаний о первой медицинской помощи (4 ч)
Понятие о первой медицинской помощи, раскрытие ее значения в сохранении жизни общества и каждой личности; значение само- и взаимопомощи. Этапы формирования знаний о первой медицинской помощи. Ученые, внесшие вклад в развитие медицины скорой помощи. Гиппократ и его вклад в развитие медицины.
2. Лекарственные средства (6 ч)
Фармакология. Ее значение для медицины (1 ч)
Понятие фармакология, ее задачи; пути введения лекарственных средств в организм человека; пути выведения лекарственных средств из организма; основные виды лекарственной терапии. Значение индивидуальных особенностей и состояния организма для проявления действия лекарственных средств
Правила использования лекарственных средств в домашних условиях (3 ч)
Практическая работа.
Формы лекарственных средств. Понятие о дозах лекарственных средств, требования по хранению лекарственных средств. Решение ситуационных задач.
Лекарственные травы, правила их применения. Приготовление настоев и отваров из лекарственных трав (2 ч)
Практическая работа.
Основные правила приготовления настоев и отваров из лекарственных трав. Отработка навыков по приготовлению настоев и отваров.
3. Заключительное занятие (1 ч)
Защита учащимися творческих работ по выбранной теме.
№
п/пТема занятия Количество часов Дата
по плану Дата фактич.
История формирования знаний о первой медицинской помощи (4 часа).
1.1. Вводное занятие. Медицинская символика различных времен и народов. 1 1.2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания. 1 1.3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины. 1 1.4. Ученые, внесшие вклад в развитие медицины скорой помощи 1 Лекарственные средства (6 часов).
2.1 Лекарственные средства. 1 2.2. Фармакология. Ее значение для медицины. 1 2.3-2.4 Правила использования лекарственных средств в домашних условиях. 1 2.5-2.6
Лекарственные травы, правила их применения. Приготовление настоев и отваров из лекарственных трав. 1 Заключительное занятие. 1