Методическая разработка подготовки к словарному диктанту в 7 классе


Елена Михайловна Сидорова,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
МБОУ г. Астрахани «СОШ №74
имени Габдуллы Тукая»
Работаем по ФГОС-2,
Или Тысяча первый способ выучить словарные слова
Давно известно, что пока человек не осознает пусть даже очевидную банальность через личный опыт, сути этой самой банальности он не поймет. Изучение словарных слов на уроках русского языка – проблема этого порядка. Я применяю следующие способы, для того чтобы заинтересовать детей на уроках как подготовки к словарному диктанту, так и при его проведении.
Акцент на происхождение слов, особое внимание словам-«иностранцам» с корнями аква-, авиа-, амфи-, -дром, архи-, физио-, теле-, диа-, интер- и т.п. Действительно, учащиеся по-другому начинают смотреть на подобные слова, более осознанно их воспринимают, соответственно, меньше ошибаются. В рамках подготовки данным способом уместен небольшой информационный проект в формате презентации PowerPoint, подготовленный самими обучающимися.
Стань экспертом. При таком способе написавший словарный диктат три раза подряд на «отлично» становится «проверяющим» для своих одноклассников. Разворачивается серьезное соревнование: все хотят стать экспертами. И это «гонка» даёт положительный результат в плане оценок. Тут хорошим подспорьем может выступить подготовленный обучающимися кроссворд на площадке LearningApps.
Третий способ – моё открытие сентября 2016 года. Основан он опять же на безграничной любви наших детей к компьютеру и Интернету. Условия исполнения таковы: слова из списка «Пишите правильно» либо из Приложения к учебнику «Учебный орфографический словарь» - это люди, как минимум, некие одушевлённые сущности, вступают в разговор в формате беседы социальной сети «В контакте».
Дети (работа идёт в парах) на первом этапе реализации «Третьего способа» выписывают в тетрадь словарные слова, исходя из своих ассоциаций. Так, появляются группы под названием «Еда», «Спорт», «Профессии», «Древние греки», «Латиняне», «Школьные предметы», «Удвоенные согласные», «Слова-лицемеры», «Древние русичи»… Как мы можем видеть, названия то усложняются, то упрощаются. Всё зависти от «качества» пары, от её кругозора и ассоциативного мышления.
Второй этап – творческий, с упором на развитие речи. Первый персонаж из группы начинает добавлять в беседу других сотоварищей по одному. Они здороваются, знакомятся, а может, они уже знакомы… На наших глазах разворачивается драматический диалог, порой переходящий в полилог (как часто в беседах «ВК» это и происходит). В конце концов либо беседа заканчивается на некоей кульминации-споре, либо сходит на нет (один вышел из беседы, другой, третий), либо на открытом финале (продолжение следует). Усложняем нашу работу тем, что обязательно используем в высказываниях наших героев материал «Лингвистической кладовой» (о суффиксах субъективной оценки) из учебника русского языка для 7 –го класса // Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О., Шмелёва Е.Я. – М:Вентана-Граф, 2016. – С.65.
Прописывая каждый раз реплики в диалоге, учащиеся волей-неволей запоминают трудные написания словарных слов, что приводит к их стопроцентному запоминанию.
Когда в своих классах я предложила такой вариант подготовки к словарному диктанту, восторгу детей не было предела, заинтересовались самые пассивные, а уж активные разошлись ни на шутку и создали по две-три беседы. Слушать эти сочинения было сплошным удовольствием.
Думается, что вышеуказанный метод может успешно использовать не только на уроках русского, но и при изучении любого иностранного языка.
Фотоотчёт и работы детей выложу отдельной статьёй.
Продолжение следует)))