Технологическая карта музыкальной деятельности Оттенки разных чувств в музыке.
Технологическая карта музыкальной деятельности
Группа: старшая «Ромашка».
Тема: «Оттенки разных чувств».
Цель: познакомить с жанром музыки «ноктюрн.
Программные задачи:
Учить детей слушать музыку не отвлекаясь, дослушивать произведение до конца;
Воспитывать желание высказывать свои впечатления о прослушанном произведении.
Оснащение занятия:
зрительный ряд: презентация (композиторы).
музыкальный ряд: Глинка «Разлука», Мусоргский «Слеза», Чайковский
Непосредственная образовательная деятельность:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Организация детей Методы и приемы
Мотивационно -проблемный -Здравствуйте дети!
-Сегодня я проведу у вас музыкальное занятие меня зовут Елена Николаевна. -Здравствуйте На стульях Эмоциональный настрой
Деятельностный -Вы уже умеете различать оттенки настроений в музыке. Послушайте пьесу великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. (слайд 1)
Она называется «Разлука». В этой пьесе есть подзаголовок – «Ноктюрн». Ноктюрн –это лирическая пьеса с певучей, песенной мелодией. В переводе с французского языка «ноктюрн» означает «ночной». Поэтому можно сказать, что ноктюрн – ночная песня. Но песня которая не поется, а играется, а играется на каком-нибудь музыкальном инструменте, например, фортепиано.
–Послушайте, какое настроение выражено в музыке? (аудиозапись 3)
-Какое настроение было выражено в пьесе?
-Пьеса «Слеза» М.Мусоргского тоже грустная. (слайд 2) Как эти пьесы отличаются по настроению?
(аудиозапись 4)
-Чем пьесы отличаются?
-Да, обе пьесы начинаются со вступления задумчивого, нежного характера. Сама медленная ноктюрна звучит сначала задушевно, сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение, трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная интонация, повторяясь, поднимается выше, становится настойчивой. Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в низком регистре, тепло, задушевно, более мужественным густым тембром, то снова переходит в верхний регистр и звучит взволнованно, проникновенно, горячо, с большим чувством, ярко.
-Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном – Чайковского. (слайд 3)
-Вы послушаете его в двух исполнениях: на фортепиано и в переложении на виолончели с оркестром. (аудиозапись 5)
-Какая музыка по характеру?
(аудиозапись 6)
-А в исполнение на виолончели с оркестром?
-На фортепиано ноктюрн звучит прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия играется в более высоком регистре, нежно. А виолончели – ниже, гуще, трепетнее. Сочетание виолончели с оркестром создает другие краски. Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее. Виолончель поет задушевно, тепло, как бы низким мужским голосом. В средней части музыка становится светлее, возбужденнее, быстрее. А в третьей части пьесы, которая с некоторыми изменениями повторяет первую, к голосу виолончели очень красиво присоединяется флейта. Она разговаривает с виолончелью, оплетает звучание нежными кружевами тонкой извилистой мелодии. (аудиозапись 5,6) Слушают педагога
Слушают пьесу.
-Она нежная, грустная
Слушают пьесу
-«Слеза» печальная, а «Разлука» взволнованная.
Слушают
Смотрят
Слушают мелодию
-Взволнованная, грустная
Слушают мелодию
-На виолончели музыка звучит ярче.
Слушают
Слушают мелодию На стульях
На стульях
На стульях
Беседа
Показ презентации
Рассказ педагога
Слушанье мелодии
Анализ произведения
Рассказ детей
Рассказ педагога
Диалог
Показ презентации
Анализ произведения
Беседа
Рассказ педагога
Слушание мелодии
Рефлексия -С какими композиторами мы сегодня познакомились?
-Какие пьесы слушали? -Чайковским, Глинкой, Мусоргским.
-«Слеза», «Разлука» На стульях Диалог