Методика Личностная агрессивность и конфликтность 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №24 г. Березники
Методика 
«Личностная агрессивность и конфликтность».
Выполнила: социальный педагог МАОУ СОШ №24
Петрова  Елена Александровна
г. Березники, 2017 год 
Методика позволяет  выявить склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Тест состоит из 80 утверждений. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».
За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Сумма баллов по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессии субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность» -  показатель негативной агрессии субъекта. Сумма баллов, по шкалам «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» и «бескомпромиссность» дает обобщенный показатель конфликтности (см. приложение .)
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения агрессии мы поделили подростков на две группы: первая – младшие подростки 10-12 лет, учащиеся 5-6 классов; вторая – средние подростки 12-14 лет, учащиеся 7-8 классов. В каждой группе в исследовании принимало участие по 10 человек.
Таблица 1
Результаты исследования агрессии подростков 
(опросник Басса-Дарки)
Возрастной период
Агрессивные реакции
Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины
10 – 11 
2 (20%)
1 (10%)
2 (20%)
2
(20%)
-
1
(10%)
2
(20%)
-
12 – 14 
3 (30%)
-
1 (10%)
3
(30%)
-
-
3
(30%)
-
Из таблицы видно, что у подростков 10 – 11 лет на одном уровне находятся такие виды агрессии, как физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и раздражение. Чуть меньше выражена косвенная агрессия, подозрительность. 
Мы видим, что различия между видами агрессии невелики. Причинами агрессии в данном возрасте могут быть критичное отношение к себе, возбудимость, нервозность, эмоциональная неустойчивость на первом этапе полового созревания. 
У подростков 12 – 14 лет возрастает физическая и вербальная агрессия, а также негативизм. Косвенная агрессия не наблюдается. Такие агрессивные реакции как обида и чувство вины не выявлены ни в одном возрастном периоде.
Повышение у средних подростков физической и вербальной агрессии, а также негативизма, возможно, связано с тем, что сохраняется критичное отношение к себе, а также именно в 12 – 14 лет происходит переоценка своих возросших возможностей, которые определяются стремлением к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, педагогам, родителям, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость могут стать причинами конфликтов, вспышек агрессии и негативизма.
Таблица 2
Личностная агрессивность и конфликтность
Возрастной период
Позитивная агрессия
Негативная агрессия
Конфликтность
10 – 11 лет
3 (30%)
4 (40%)
3 (30%)
12 – 14 лет 
2 (20%)
5 (50%)
3 (30%)
Из таблицы 2 мы видим, что у подростков 10 – 11 лет преобладает негативная агрессия, но приоритет ее небольшой. Позитивная агрессия и конфликтность на одинаковом уровне. Дифференциация между видами агрессии небольшая. Немаловажно заметить тот факт, что подростки, которые имеют негативную агрессию, по опроснику Басса-Дарки у них выявлена физическая и вербальная агрессия, а также негативизм.
По сравнению с подростками 10 – 11 лет у средних подростков  увеличивается уровень негативной агрессии, соответственно снижается уровень позитивной агрессии, а конфликтность остается на прежнем уровне. Дифференциация между видами агрессии значительная. Аналогично, у подростков, имеющих высокий уровень негативной агрессии, согласно опроснику Басса-Дарки, выявлена физическая и вербальная агрессия.
И по результатам этой диагностики можно сделать вывод, что у средних подростков уровень негативной агрессии выше, чем у младших подростков. Конфликтность на одном уровне. 
На основании результатов диагностики можно сделать вывод, что и у младших и у средних подростков наблюдаются разные виды агрессии, но у подростков 12 – 14 лет более ярко выражена физическая и вербальная агрессия, а также негативизм. Также у средних подростков более существенной становится дифференциация между видами агрессии.
С достижением подростков 12 – 14 лет снижается уровень позитивной агрессии, а уровень позитивной агрессии повышается. Эти данные позволяют еще раз подтвердить тот факт, что средние подростки более агрессивны, чем младшие.  
Приложение 1
Личностная агрессивность и конфликтность
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
Я часто злюсь, когда мне возражают.
Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
Я гораздо более раздражителен, чем, кажется.
 Мнение, что нападение, лучшая защита, правильное.
 Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
 Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
 Я считаю, что добро эффективнее мести.
 Каждый человек имеет право на свое мнение.
 Я верю в честность намерений большинства людей.
 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
 В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
 Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливые.
 Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
 Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
 Я считаю, что лозунг из м/ф. «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
 Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
 С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
 Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимание.
 Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
 Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
 Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
 В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
 Я уважаю людей, которые не помнят зла.
 Утверждение: «Ум-хорошо, а два-лучше» - справедливо.
· Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливое.
 У меня никогда не бывает вспышек гнева. 
Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
 Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
 Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
 Я стараюсь избегать обострения отношений.
 Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
 Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
 Я осуждаю недоверчивых людей.
 Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
 Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
 Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
 Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
 Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
 Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
 Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
 Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
 В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
 Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю открыть.
 Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
 Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
 В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.
 У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
 Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
 Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
 Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
 Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорей изложить свое мнение.
 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
 Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
 Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
 Не одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
 Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
 Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
 Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
 при игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
 У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
 Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.
 Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
 Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отмщу обидчику.
 Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
 Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
 Обычно меня трудно вывести из себя.
 Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
 Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
 Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
 Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.
 Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
 Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
 Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Ключ к расшифровке ответов
Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.
Ответы «да» по позициям 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и  ответы «нет» по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности субъекта к наступательности, напористости.
Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности субъекта к обидчивости.
Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.
Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.
Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам «наступательность», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессии субъекта.
Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.
Список литературы.
1. Акимова М.К. Педагогика и психология. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Педагогика, 1992. – 350 с.
2. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности//Вопросы психологии. – 2000. - № 6. – с. 112.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 2001.- 144с.
4. Денисова З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – М.: Наука, 1978. – 144 с.
5.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 278 с.
6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - Спб., 1997.
7. Лоренц К. З. Агрессия: (Так называемое «зло») /Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс, 1994.
8. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм.-СПб.-1999.
9. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 512 с.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
11. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - Спб.: Издательство “Питер”, 1999.
12. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.-1997.-12 с.
13. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с. 
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал, 1996. - № 5. – с. 3-18. 
14. Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. – М., 1991. – 16 с. 
15. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург, 1996.
16. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
ЎђЗаголовок 1nђЗаголовок 2nђЗаголовок 315