Что я знаю о правах человека?
Тема занятия: «Что я знаю о правах человека?»
Цель: создать условия для осознания ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство, выработать у школьников представление о главных ценностях человека.
Задачи
Образовательные:
усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения";
формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм,
патриотизм, толерантность;
овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.
Развивающие:
развивать умение систематизировать, анализировать;
развивать внимание и речь, логическое мышление;
развивать навыки работы в малых группах ( в парах и группе);
Воспитательные:
воспитывать потребность в знаниях;
воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни,
улучшить социальную адаптацию учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву..
Оборудование: презентация «История Маленького Человека»,
Ход занятия:
Ведущий1: В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом его был маленький, и сад у него был маленький.
Он радовался, что его окружало все такое большое: и люди были такие большие, и дома были большие, и деревья – большие, и даже собаки были большие!
Огорчало, что Большие люди не замечали мира Маленького Человека. Они могли не заметить и толкнуть его на улице, растоптать цветы в его саду.
Маленький Человек: Что вы делаете? Пожалуйста, будьте внимательны…
Ведущий1: Но Большие люди не обращали на него никого внимания. И тогда он купил себе собаку, конечно, очень маленькую, но с таким громким лаем, что все стали обходить его дом.
Маленький Человек: Странно, большие люди боятся, когда на них кто-нибудь лает. Но они абсолютно никого не уважают….
Ведущий 1: Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека» (Слайд 2).
Ведущий 2: Всеобщая Декларация прав человека…
Ведущий 1: Книжка очень понравилась Маленькому человеку, но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека…
Маленький Человек: Большие люди удивительно безграмотны. Надо это исправить…
Ведущий 2: И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: (Слайд 3)
Горожанин 1: Что это тут написано?
Маленький Человек: Это слова из «Всеобщей Декларации Прав Человека». Она написана для того, чтобы люди знали о своих правах…
Горожанин 2: Глупость какая-то написана. Люди не могут рождаться равными: я весил при рождении 4 килограмма, а мой сосед-3, а вы…
Маленький Человек: Равенство – это не обязательно одинаковый рост и вес, сила и красота. Рождаться равными – рождаться маленькими людьми. Никто не рождается сразу генералом или министром.
Горожанин 1: Но почему я должен относиться ко всем как братьям и сестрам? А если я в семье один?
Маленький Человек: Мы все – люди, значит, братья и сестры равные по разуму и происхождению. Говорят же, что все люди произошли от Адама и Евы, значит родственники.
Ведущий 2: Все люди начали спорить, перезнакомились, стали приглашать друг друга в гости. А Маленький человек, одержав свою маленькую победу, ушел домой…
Ведущий 1: Ребята, в каких сказках герои не относятся друг к другу по - братски? («Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, «Лиса и заяц», «Приключения Чиполлино» Д.Родари). Обсуждение ситуации
Ведущий 2: Однажды гуляя в парке со своей собакой Маленький Человек, увидел, как за мальчиком бежал Большой человек с палкой к руках.
Маленький Человек: Остановитесь!
Большой человек: Это еще кто такой? Да знаешь, что я с тобой сделаю?
Маленький Человек: Во «Всеобщей Декларации Прав Человека» написано: (Слайд 4)
Ведущий 1: Ребята, в каких произведениях обижают человека? (А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Ведущий 2: Маленький Человек в день рождения мэра написал поздравление цветами вдоль центрального проспекта…(Слайд 5)
Ведущий 1: Приведите примеры, иллюстрирующие данную статью Декларации (А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», «Приключения Чиполлино» Д.Родари, А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Ведущий 2: Мэру такое поздравление очень не понравилось, и он приказал арестовать всех садовников и посадить в тюрьму. Маленький Человек на стене своей камеры написал слова из Декларации прав человека: (Слайд)
Ведущий 1: Кто из известных героев художественных произведений оказался в такой же ситуации? (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный»)
Закрепление
Ведущий 2:Ребята, а теперь, работая в группах, напишите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.
Итоги занятия
Игра «Детский адвокат» - найдите на рисунке героев сказок и укажите, какие права они нарушили.
Какое право нарушено Название сказки