Конспект урока литературы для 6 класса «Нераскрытые глубины книги Д. Р. Р. Толкиена Хоббит, или Туда и обратно».
Тема : « Нераскрытые глубины книги Д. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».
Цели:
познавательная: познакомиться с основными идеями автора, воплощёнными в книге; научиться собственной трактовке произведения, видеть глубинный замысел автора;
развивающая: развитие творческого мышления, умения размышлять над текстом; развитие умственных действий: анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, преобразовывать текст; развитие коммуникативных навыков;
воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность деятельности, уверенности, ответственности, положительных мотивов, гуманности, оптимизма.Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок –игра.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Время: 1 час.
Оборудование: цитаты, карточки с заданиями, презентация, музыкальный файл, видеоролик.
Ход урока.
Не все то золото, что блестит
Организационный этап. Приветствие . Регистрация отсутствующих. Проверка готовности к началу урока. Организация внимания учащихся.
Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.
Сообщение и запись в тетрадях темы урока.
Формулирование целей урока (учащимися).
Работа над эпиграфом урока. Работа над цитатами.
Слово учителя.
Не просто так я подобрал подобные цитаты на урок. Почему я это сделал, вы ответите в конце урока. Сегодня подобно нашим героям, мы совершим путешествие в глубины этого произведения. Сегодня у нас завершающий урок , на котором мы говорим о знаменитом произведении Д. Толкиена «Хоббит». Сегодня мы проверим, насколько внимательно вы читали текст произведения, чему оно вас научило. Вместе с вами мы попытаемся раскрыть потаенные смыслы, вечные темы в нем.
Работать на уроке мы будем в группах.
Начнем.
Этап обобщения и систематизации.
Первое задание. Класс делится на 2 группы. Пара экспертов выбирается.
Составление кластера. 1 группа- фантастика. 2 группа – «фэнтези» . Эксперты – определяют разницу между понятиями.
К какому жанру мы отнесем наше произведение? Повесть в жанре «фэнтези».
Кто автор произведения? Толкиен.
Заслушиваем доклад о жизни автора. История создания произведения. Заранее был проведен конкурс на лучший доклад. Зачитывают победители.
Во время докладов смотрим видео, вспоминая сюжет произведения. Что такое сюжет? – основная линия. Какой сюжет у произведения.
Второе задание. Проверка качества прочтения текста. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаю вопросы по тексту. Кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Где обитают хоббиты?
Почему они не ходят в обуви?
Что досталось Бильбо от своей матушки Беладонны из рода Туков?
Какой знак нацарапал Гэндальф на двери Бильбо?
Сколько гномов отправились в путешествие за сокровищами?
Какое излюбленная потеха было у Гэндальфа и у Бильбо?
Какая спортивная игра была придумана хоббитом по имени Бычий Рев во время битвы на Зеленых Холмах?
Расскажите о повадках драконов?
Что ел на завтрак Торин в доме у Бильбо?
Почему Бильбо согласился пойти в путешествие с гномами?
Как Бильбо назвался троллям?
В чем секрет кошелька троллей?
Как Гэндальфспас гномов от треллей?
Где гномы нашли знаменитые эльфийские мечи и как эти мечи назывались?
Кто такие гоблины?
Когда начинают светиться мечи эльфов?
Что за существо называло себя "моя прелесть"?
Как у Бильбо оказалось кольцо?
В чем заключалась волшебная сила этого кольца?
Какое соревнование предложил Горлум Бильбо?
Какая загадка принесла победу Бильбо?
Как назывались волки по ту сторону Туманных гор?
Какую пословицу о волках сочинил главный герой?
Кто помог героям спастись от варгов и гоблинов?
Какспаслись гномы от троллей?
Сколько троллей хотели полакомиться героями?
Как можно убить дракона?
Где питался Бильбо, пока гномы были в плену?
Каким образом героев хотели съесть тролли?
Зачем дракону нужно золото?
Третье задание. Защита проектов. Критериальное оценивание.
Критерий 3 балла 4 балла 5 баллов
Информативность Информация, изложенная в презентации не соответствует обозначенной теме исследования. В тексте присутствуют серьёзные фактические ошибки, информация недостаточно структурирована, не полная. Информация по проблеме изложена не полностью или с избытком, присутствуют несколько незначительных недочётов. Информация по заявленной проблеме изложена полно и чётко. Отсутствуют фактические ошибки. Отсутствует избыток информации.
Коллективная работа Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна. Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.
Дизайн содержанию проекта не отвечает целям создания презентации. Материалы исследования структурированы недостаточно чётко. Материалы исследования чётко структурированы, содержанию презентации и способствует наиболее полному восприятию информации
Форма защиты Только с использование языковых ресурсов. Допускаются недочеты. Только с использование языковых ресурсов. Слаженно. Без ошибок. Креативность, творческий подход
Разработаны в группах три проекта: 1. Создание карты произведения с занесением всех географических объектов на карту. 2. Создание меню произведения. 3. Создание словаря существ произведения.
Физминутка. Под музыку. «Шествие гномов».
Слово учителя . В ней три части.
Сначала откуда-то издалека доносятся мерные низкие звуки в маршевом ритме. Всё сильнее, громче звучит музыка; она приближается — это показалась весёлая гурьба гномов. Они то перебегают с места на место, то дружно, вприпрыжку, вышагивают под звуки маршевой музыки. Иногда гномы весело кувыркаются в траве, гоняясь друг за другом. Музыка всё ближе и ближе... Она звучит очень громко, даже немного грозно, а затем постепенно затихает. Будто гномы остановились и замолкли от изумления, увидев что-то необыкновенное. Музыка средней части мягкая, спокойная. Но вот врывается стремительная музыка шествия. Опять забавно зашагали весёлые сказочные человечки. Музыка звучит всё громче и громче, слышится шум, топот, свист, но потом всё постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем скрываются вдали. Их ждут опасные приключения. Два резких аккорда обрывают эту фантастическую музыкальную картину, словно возвращая нас в мир действительности.
4 задание. Волшебство . Команды находят отрывки , где описано нечто волшебное.
Правильно вы определили волшебные элементы повести. И, наверное , одним из главных элементов будет кольцо . Давайте представим на минуту , что кольцо Всевластия оказалось у вас. Ответьте письменно на вопрос: « Что бы я сделал, если бы у меня оказалось кольцо Всевластия?»
Индивидуальная работа.
Мы хорошо поработали и посмотрели на произведение под другим углом. Откроем еще одну тайну «Хоббита».
Подберите ассоциации к слову золото. ( что-то ценное, дорогое). Золото – это цель в произведении. Работа с цитатами.
Напишите, что для вас является вашим золотом, вашей целью в жизни.
Но на пути к любой цели встречаются преграды и препятствия. Как и у наших героев. Это и дракон , и орки, и гоблины .
Подумайте и напишите, что вам мешает в осуществлении вашей цели?
По желанию можно прочесть написанное.
( если осталось свободное время, можно написать синквейн , просмотреть презентацию «Наследие Толкиена»)
Подведение итогов.
У большого, настоящего писателя нет ничего случайного. Подзаголовок книги наводит на мысль о путешествии-кольце (туда-обратно). Хоббит вернётся к тому месту, откуда начал путь, но уже иным, изменившимся. Да и сам образ кольца приобретает другой, более важный смысл. Я надеюсь, что после каждого прочитанного произведения вы будете менять сами к лучшему и менять мир вокруг себя. Теперь вы поняли, почему я выбрал такой эпиграф к уроку?
Рефлексия. Инструмент микрофон. Что ты узнал нового на уроке? Чему ты научился? Что изменилось в тебе после этого урока?
Информация о домашнем задании. Чтение Г.Уэллс «Машина времени» всем. Составление плана для более сильных учеников. Сочинение «Что я измени кольцом Всевластия»
Комментирование оценок.